Межбюджетное распределение налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

елью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень развития системы межбюджетных отношений в части распределения доходов между бюджетами. Данные вопросы исследовались для внесения предложений по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.
Для достижения этих целей поставлено несколько задач исследования:
- определения правового положения бюджетов на современном этапе;
- анализ бюджетного законодательства и выявление недостатков, которые не позволяют органам власти осуществлять работу в правовом поле;
- исследование особенностей распределения доходов между бюджетами различных уровней власти;
- правовой анализ осуществления финансовой помощи бюджетам с целью их выравнивания;
- исследование проектов и программ по совершенствованию бюджетного устройства страны, реформированию межбюджетных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6
1.1 История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между уровнями бюджетов в России……………………………..……………….6
1.2 Этапы и результаты реформирования налоговой системы………………...8
1.3 Принципы межбюджетного распределения доходов от федеральных, региональных и местных налогов………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20
2.1 Нормативно-правовые основы межбюджетного распределения налоговых доходов………………………………………………………………………….…20
2.2 Формирование доходов бюджета Калужской области………………..…...21
2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….....28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34
3.2 Выводы и разработка предложений по совершенствованию межбюджетного распределения налоговых доходов……………………..................................…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 81.55 Кб (Скачать)

По темпам роста налоговых и  неналоговых доходов бюджетов по итогам 2011 года Калужская область  заняла 2-е место в России с  темпом 144,5% (в среднем по России 117,3%), в том числе:

- по темпам роста налога на  доходы физических лиц Калужская  область заняла 6 место со значением  показателя 112,6% (в среднем по России 107,5%);

- по темпам роста налога на  прибыль организаций 8 место со  значением показателя 231,3% (в среднем  по России 142,1%).

В 2011 году в Калужской области  собрано налогов и других обязательных платежей по данным Управления Федеральной  налоговой службы России по Калужской  области более 37,5 млрд. рублей, что  на 56,4% больше, чем в 2010 г. В федеральный  бюджет поступило более 11,3 млрд. руб. (30,1%), или 208,3% к 2010 году. В доход консолидированного бюджета области поступило в  виде налогов, сборов и иных обязательных платежей более 26,2 млрд. рублей (69,9%), что  превышает сумму собранных в 2010 году платежей на 41,2%.

В структуре поступлений в бюджеты  всех уровней:

- 24,3% составили поступления по  налогу на добавленную стоимость,  против 19,8% в 2010 году. Объем данного  вида поступлений составил более  9,1 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше  объема данного вида поступлений  в 2010 году;

- 28,6% составили поступления по  налогу на доходы физических  лиц против 39,7% в 2010 году. Объем  данного вида поступлений составил  более 10,7 млрд. рублей, или 112,6% к  2010 году. Увеличение поступлений  налога связано с ростом фонда  оплаты труда в целом по  области, в т.ч. за счет увеличения  количества рабочих мест, создаваемых  на новых предприятиях;

- 19,5% составили поступления по  налогу на прибыль организаций  против 12,5% в 2010 году. Объем данного  вида поступлений увеличился  в 2,4 раза. Увеличение поступлений  налога связано с общим улучшением  экономической ситуации, оживлением  банковского сектора. Вышли на  плановые мощности и заплатили  налог в бюджет крупные инвесторы;

- 9,0% приходится на поступление  налога на имущество, против 11,3% в 2010 году. Объем данного вида поступлений вырос на 25,8%;

- 13,6% составили поступления по  сводной группе акцизов против 10,0% в 2010 году. Сумма данного вида  поступлений составила около  5,1 млрд. руб. и увеличилась в  2,1 раза.

В структуре поступлений в консолидированный  бюджет области (Приложение А):

- 40,8% составили поступления по  налогу на доходы физических  лиц против 51,3% в 2010 году;

- 26,0% составили поступления по  налогу на прибыль организаций  против 15,7% в 2010 году. Объем данного  вида поступлений в территорию  увеличился в 2,3 раза;

- 7,4% приходится на поступление  налога на имущество организаций, против 8,5% в 2010 году. Объем данного вида поступлений вырос на 23,2%. Увеличение поступлений по налогу на имущество организаций связано с наращиванием ранее действующих и ввода новых производственных мощностей;

- 14,4% составили поступления по  сводной группе акцизов против 11,3% в 2010 году. Сумма данного вида  поступлений увеличилась на 79,5%. (Приложение Б)

Сумма недоимки по налогам и сборам во все уровни бюджета на 01.01.2012 составила  около 1,0 млрд. рублей, или 106,6% к сумме  недоимки на 01.01.2011. Объем безвозмездных  перечислений от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации бюджету  Калужской области в 2011 году по данным министерства финансов Калужской области  составил 70,2% к сумме за 2010 год.

Таким образом, итоги 2011 года свидетельствуют, что острая фаза экономического кризиса  осталась позади. По большинству показателей  уже заметен рост, а по многим - превзойден уровень докризисного 2008 года. При этом необходимо отметить, что рассчитывать на постоянный рост темпами прошлого года в нынешних финансово-экономических условиях не приходится. В этой связи целесообразно  строить бюджетную политику на основе оптимизации расходов, предельно  экономного и максимально эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Главная же цель бюджетной политики - решение тех ключевых задач, от которых зависит эффективное  развитие Калужской области и  повышение качества жизни жителей.

2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации

 

Расходами региональных и местных бюджетов занимаются преимущественно финансовые органы администрации (правительств) субъектов  Федерации и муниципальных образований. Часто проблемы в их работе связаны  с необходимостью проведения финансовых расходов, не обеспеченных доходной базой. Повышению эффективности расходования средств регионального и местного бюджетов препятствует также недостаточный  уровень менеджмента в общественном секторе.

Пока  же действуют в основном административные методы, все чаще отмечаются случаи скрытого противодействия повышению  эффективности расходов бюджета. При  этом не определяются подразделения  региональных и местных органов  власти и управления, ответственные  за работу по снижению бюджетных расходов. Нормативная база в недостаточной  мере регулирует все этапы расходования денежных средств территориальных  бюджетов; нет системы, контролирующей и стимулирующей работу органов  государственной власти, местного самоуправления, а также отдельных служащих к  проведению более рациональной политики в отношении бюджетных расходов. Информации для разработки и принятия управленческих решений по оптимизации  расходов региональных бюджетов также  недостаточно.

Когда большинство  региональных бюджетов дефицитно, вопрос о том, куда направить средства, неактуален, так как их хватает только на финансирование необходимых потребностей.

Обзоры  расходов региональных бюджетов на финансирование отдельных отраслей, проведенные в 2010-2011 гг., показали, что полномочия региональных бюджетов по финансированию общественных услуг размыты и определение их перечня в полном объеме не представляется возможным. Те услуги, которые финансируются из бюджетов, не имеют описания (паспорта услуги) и качество их не определено, что не позволяет установить величину затрат на их предоставление. Если неизвестно, что должно финансироваться, то неясно, что действительно необходимо, а от чего можно отказаться, сократив нерационально производимые расходы.

В условиях нехватки доходов продолжается привлечение  заемных средств на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой практике считается  неприемлемым. Декларации региональных органов государственной власти о прекращении этой практики не выполняются.

Не соблюдается  зависимость между количеством  сотрудников, величиной бюджетного финансирования и численностью обслуживаемого населения, да и сама численность  сотрудников государственного (муниципального) сектора превышает разумную. При  составлении региональных бюджетов часто не прогнозируется численность  потребителей бюджетных услуг по отраслям.

Одной из очевидных форм неэффективного расходования бюджетных средств на региональном и местном уровнях является часто  неоправданное и завышенное предоставление региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления гарантий и поручительств коммерческим предприятиям, а также предоставление индивидуальных налоговых льгот, что  можно рассматривать как скрытое  субсидирование данных предприятий  за счет бюджетных средств.

Также возможно сокращение объемов отдельных статей бюджетных расходов конкретных субъектов Федерации без значимого «ущерба» для самого региона, предприятий, расположенных на территории, и его жителей. При этом следует иметь в виду, что в России как в стране с переходной экономикой не окончательно закрепился весь перечень полномочий, приходящийся на субнациональный уровень. В этой связи оптимизация расходов консолидированных региональных бюджетов должна проходить в рамках общих усилий государства, направленных на становление подлинной федерализации и страны с рыночной экономикой.

Бюджетная политика в Калужской  области расходов в 2011 году была ориентирована  на безусловное исполнение социальных обязательств и концентрацию ресурсов на ключевых социально-значимых направлениях.

Расходы консолидированного бюджета  области, как показано в таблице 2 исполнены в сумме 40 млрд. 794 миллионов рублей с ростом к 2010 году на 7 млрд. 695 млн. рублей или на 23%.

Расходы на социальную сферу в 2011 году составили 22 млрд. 908 млн. рублей с ростом к 2010 году на 17 %. Доля расходов на социальную сферу составила 56 % от общего объема расходов.

На выплату заработной платы  в целом по области направлено 11 млрд. 861 млн. рублей, что составляет 29 % от общего объема расходов.

Исполнение областного бюджета  за 2011 год по расходам составило 30 млрд. 620 млн. рублей или 96 % к уточненному  плану. Темп роста к 2010 году - почти 131 %.

Учитывая важность ориентации бюджета  на достижение конкретных результатов, в 2011 году в ином ключе строилась  работа Комиссии по бюджетным проектировкам. На ее заседаниях были подробно рассмотрены  доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов  бюджетного планирования, где нашли  отражение цели, задачи и индикаторы результативности. Более тщательно  изучались предложения о принятии новых бюджетных обязательств. Следует  особо подчеркнуть, что в работе комиссии активно участвовали депутаты Законодательного Собрания.

Повышению эффективности бюджетных  расходов и качеству предоставляемых  бюджетных услуг способствовал  переход в 2011 году к программно-целевому методу планирования расходов областного бюджета. На реализацию целевых программ в отчетном периоде направлено 13 млрд. 812 млн. рублей. Это почти в 10 раз больше, чем в 2010 году. Удельный вес программно-целевых расходов в общем объеме расходов составил 45 %. В 2010 году этот показатель едва превышал 6 %.

Общий объем межбюджетных трансфертов, направленных бюджетам муниципальных  образований области в 2011 году, составил 10 млрд. 307 млн. рублей. Рост к 2010 году составил 2 млрд. 418 млн. рублей или почти 31 %.

Общая сумма средств, предоставленных  на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в 2011 году составила 1 млрд. 29 млн. рублей с ростом к 2010 году почти на 5 %.

В общем объеме доходов консолидированных  бюджетов муниципальных образований  удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций и иных трансфертов  разового характера) составляет в среднем 19 %. Данный показатель колеблется от 12 % по муниципальному образованию «Город Калуга» до 36 % по муниципальному образованию  «Мосальский район».

Общий объем субвенций бюджетам муниципальных образований в 2011 году составил 6 млрд. 367 млн. рублей. Из них 39 % направлено на исполнение полномочий в области образования, 42 % - на оказание мер социальной поддержки льготных категорий граждан. На муниципальном  уровне огромная работа была проведена  органами социальной защиты населения. Благодаря этому переход от предоставление льгот по ЖКУ из натуральной формы  в денежную в нашей области прошел в плановом режиме.

Большую роль в улучшении условий  жизни населения области оказало  предоставление финансовой помощи в  виде субсидий. Из них почти пятая  часть направлялась в рамках областных  и федеральных целевых программ.

С целью обеспечения нормального  функционирования объектов жилищно-коммунального  хозяйства и бюджетных учреждений в конце отчетного года местным  бюджетам была оказана дополнительная финансовая помощь на сумму 268 млн. рублей.

Кроме того, в 2011 году шесть муниципальных  образований получили гранты за достижение наилучших показателей деятельности. Это: «Думиничский район», «Малоярославецкий район», «Тарусский район», «Перемышльский район», «Юхновский район» и «г.Калуга».

В областное законодательство, регулирующее вопросы межбюджетных отношений, в 2011 году были внесены существенные изменения. Они ориентированы на обеспечение более полного учета  условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг. Активное участие  в этой работе приняли и муниципальные  образования.

Для улучшения состояния региональных бюджетов предлагаются следующие меры:

1. Сконцентрировать необходимые  финансовые ресурсы в федеральном  бюджете: для инвестирования стратегически  важных отраслей и объектов, для  оказания финансовой поддержки  и создания точек роста в  проблемных регионах.

2. Создать локальные свободные  экономические зоны с целью  увеличения самодостаточных регионов.

Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему  определения особого налогового режима отдельных регионов, установить в крайне бедных районах льготный режим налогообложения прибыли  предприятия в части, перечисляемой  в федеральный бюджет. При выдаче органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гарантий и поручительств необходимо учитывать следующие моменты: бюджетные средства предназначены для выполнения задач и функций государства, в том числе для обеспечения населения необходимыми услугами и социальными гарантиями; бюджетными средствами запрещено рисковать, и поэтому необходимо расходовать их только на общественные нужды, а не с коммерческой целью; бюджетные средства не должны препятствовать развитию конкуренции путем создания предпосылок для возникновения рыночных диспропорций, а потому должны осуществляться только на конкурсной основе, на условиях платности.

Информация о работе Межбюджетное распределение налогов