Межбюджетное распределение налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

елью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень развития системы межбюджетных отношений в части распределения доходов между бюджетами. Данные вопросы исследовались для внесения предложений по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.
Для достижения этих целей поставлено несколько задач исследования:
- определения правового положения бюджетов на современном этапе;
- анализ бюджетного законодательства и выявление недостатков, которые не позволяют органам власти осуществлять работу в правовом поле;
- исследование особенностей распределения доходов между бюджетами различных уровней власти;
- правовой анализ осуществления финансовой помощи бюджетам с целью их выравнивания;
- исследование проектов и программ по совершенствованию бюджетного устройства страны, реформированию межбюджетных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6
1.1 История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между уровнями бюджетов в России……………………………..……………….6
1.2 Этапы и результаты реформирования налоговой системы………………...8
1.3 Принципы межбюджетного распределения доходов от федеральных, региональных и местных налогов………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20
2.1 Нормативно-правовые основы межбюджетного распределения налоговых доходов………………………………………………………………………….…20
2.2 Формирование доходов бюджета Калужской области………………..…...21
2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….....28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34
3.2 Выводы и разработка предложений по совершенствованию межбюджетного распределения налоговых доходов……………………..................................…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 81.55 Кб (Скачать)

Систематизируя  межбюджетные отношения, возникающие  на базе завершенной стадии первоначального  разграничения налоговых доходов, выделяются два основных метода последующего распределения собственных налоговых  доходов одних бюджетов между  бюджетами других уровней бюджетной  системы.

Первый  метод заключается в централизованном распределении исчисленной и  уплаченной в полном объеме итоговой суммы налога между бюджетами  разных уровней. Налог исчисляется  и уплачивается налогоплательщиками  единой суммой на счета органов федерального казначейства, после чего эта сумма  распределяется между бюджетами  всех уровней бюджетной системы  и бюджетами государственных  внебюджетных фондов в соответствии с нормативами, установленными законом.

Примерами данного метода межбюджетного распределения  налоговых доходов в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, к которому отсылают правовые нормы соответствующих  глав Налогового кодекса РФ, могут выступать механизмы зачисления в бюджеты разных уровней бюджетной системы доходов от налога на доходы физических лиц, доходов от единого налога при применении упрощенной системы налогообложения или доходов от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В отличие  от первого метода межбюджетного  распределения налоговых доходов, который не предусматривает участие  налогоплательщика в процессе разделения налога между бюджетами разных уровней  бюджетной системы в связи  с уплатой налога единой и неразрывной  суммой на счета органов федерального казначейства с последующим ее уже  централизованным распределением между  разными бюджетами, второй метод  межбюджетного распределения налоговых  доходов, наоборот, подразумевает непосредственное участие налогоплательщиков в процессе разделения суммы налога между бюджетами разных уровней.

При этом особенности второго метода межбюджетного  распределения налоговых доходов  раскрываются в виде двух способов самостоятельного участия налогоплательщиков в процессе разделения суммы налога между бюджетами разных уровней  бюджетной системы. Эти два способа  реализуются на стадии уплаты налога, однако один из них предполагает распределение  налогоплательщиком суммы налога согласно установленным нормативам отчислений налоговых доходов в бюджеты разных уровней, а другой обязывает налогоплательщика распределять сумму налога в соответствии с налоговыми ставками, закрепленными за каждым бюджетом.

При рассмотрении первого способа самостоятельного участия налогоплательщиков в межбюджетных отношениях, следует отметить, что  в практике исчисления и взимания налогов не исключаются ситуации, когда налогоплательщику законом  может быть предписано уплачивать налог, исчисленный по единой ставке, несколькими разными суммами, разделенными в пропорции распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Метод централизованного (нисходящего) распределения налоговых  доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства при поступлении налога на их счета  и способ (восходящего) распределения  налоговых доходов между бюджетами согласно установленным нормативам налогоплательщиками самостоятельно на стадии уплаты ими налога применимы для образования в бюджетах как закрепленных, так и регулирующих налоговых доходов, поскольку пропорция межбюджетного распределения налогового дохода в этих условиях может быть как постоянной, установленной Налоговым или Бюджетным кодексами РФ, так и временной, ограниченной по продолжительности действия законом о бюджете.

Вторым  способом самостоятельного участия  налогоплательщиков в процессе межбюджетного  распределения налоговых доходов  является зачисление сумм налога в  бюджеты разных уровней бюджетной  системы согласно закрепленным за каждым бюджетом налоговым ставкам. Характерной  чертой этого способа распределения, свойственного, например, налогу на прибыль  организаций, является то, что еще  при исчислении сумма налога в  соответствии с установленными ставками разделяется на отдельные доли, зачисляемые  в разноуровневые бюджеты. В условиях этого метода налогоплательщик самостоятельно рассчитывает суммы налога, соответствующие  отдельным налоговым ставкам, и  уплачивает исчисленные суммы в  бюджеты разных уровней бюджетной  системы отдельными платежами[6].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

2.1 Нормативно-правовые  основы межбюджетного распределения  налоговых доходов

 

 

Поскольку само существование  единого федеративного государства  влияет на образование между бюджетами, принадлежащими разным уровням бюджетной  системы, взаимосвязей, обусловленных  постоянным распределением между ними финансовых ресурсов, возникает вопрос: в каком нормативном правовом акте устанавливать пропорции межбюджетного  распределения налоговых доходов - в Налоговом или Бюджетном  кодексе РФ?

Для ответа на этот вопрос важно  определить, кем будет распределяться сумма налога между бюджетами  разных уровней бюджетной системы. При рассмотрении методов распределения налоговых доходов между разноуровневыми бюджетами было отмечено, что в одних случаях налог уплачивается налогоплательщиком централизованно единой суммой с последующим ее распределением между бюджетами органами федерального казначейства, а в других - налогоплательщик самостоятельно либо на стадии исчисления по отдельным налоговым ставкам распределяет сумму налога по разным бюджетам либо при уплате исчисленной суммы налога разделяет ее на части, соответствующие нормативам распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Когда налог централизованно  единой суммой поступает на счета  органов федерального казначейства (т.е. процесс распределения налогового дохода не вторгается в механизм функционирования структурной модели самого налога), действующие на постоянной основе нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы следует указывать в Бюджетном кодексе РФ.

В случае если обязанность  по межбюджетному распределению  налоговых доходов возлагается  на налогоплательщиков, которые самостоятельно своими силами должны будут разделять  налог на отдельные суммы для  их зачисления в разные бюджеты, этот метод распределения налоговых  доходов непосредственно затрагивает  один из двух конструктивных элементов  налоговой модели, - либо налоговую  ставку, либо порядок уплаты налога. Поэтому в данном случае действующие  на постоянной основе нормативы отчислений налоговых доходов подлежат установлению в соответствующей главе Налогового кодекса РФ, регулирующей правила  исчисления и уплаты конкретного (распределяемого) налога.

Что касается регулирующих налоговых доходов, то независимо от того, распределяется сумма  налога между бюджетами централизованно  органами федерального казначейства либо налогоплательщиками самостоятельно на стадии исчисления или уплаты налога, пропорции отчислений, которые, как  правило, действуют в течение  одного финансового года, устанавливаются  в соответствующем законе о бюджете, который занимает отдельную позицию  в системе нормативных правовых актов и не входит в структуру  ни Бюджетного, ни Налогового кодекса РФ.

 

 

 

2.2 Формирование  доходов бюджета Калужской области

 

Доходы субъектов РФ формируются  за счет собственных средств и  регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Налоговые доходы бюджета субъектов РФ - это  собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством, а пропорции  их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами  определяются законом на очередной  финансовый год[4]. К ним также относятся налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределяемым к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

За последние годы в Калужской  области проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных расходов, внедрению  новых технологий в формировании и исполнении областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований.

В течение ряда лет Калужская  область постепенно расширяла налоговую  базу, что способствовало росту поступления  налоговых и других платежей в  бюджетную систему России. В ЦФО  по поступлениям налоговых и других платежей на душу населения область  стабильно занимала не ниже 7 места, по итогам 2011 года - 5 место, в целом  по России - 24.

Одним из главных направлений работы Министерства финансов Калужской области  являлось укрепление собственной доходной базы областного бюджета. Ключевая задача 2011 года - увеличение объема доходов  областного бюджета на 30 % выполнена. Фактически прирост собственных  доходов составил почти 65 %.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" доходная часть  состоит из собственных доходов  и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в  себя финансовую помощь в различных  формах (дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам.

В Приложении А представлены соответствующие расчеты по доходной части консолидированного и областного бюджета Калужской области. Доходы областного бюджета превысили показатели 2010 года более чем на 8 млрд. рублей, что составляет около 40% всех поступлений. Годовой уточненный план исполнен по всем источникам. Доходы областного бюджета составили сумму 21 млрд. 232 млн. рублей или почти 105% к плану.

Основная доля поступлений - налоги. По сравнению с показателями 2010 года прирост налоговых доходов обеспечен  на 7 млрд. 583 млн. рублей или на 60 %.

Основными источниками формирования доходной части бюджета остаются налог на прибыль организаций  и налог на доходы физических лиц. Главенствующая роль этих налогов в  структуре бюджетных доходов  также подтверждает развитие реального  сектора экономики.

Неналоговых доходов в областной  бюджет поступило чуть более 1 млрд. рублей. Это превысило поступления 2010 года на 745 млн. рублей.

Существенными являются и темпы  роста доходов консолидированного бюджета области. По сравнению с 2010 годом прирост налоговых и  неналоговых доходов составил почти 10 млрд. рублей или около 45 %. Поступления  в консолидированный бюджет составили 31 млрд. 607 млн. рублей или почти 104 % к  уточненному годовому плану. Таких  показателей удалось достичь  за счет реализации стратегии развития области и скоординированной  работы по администрированию доходов.

В отчетном году реализуемые в регионе  крупные инвестиционные проекты  вышли на плановые мощности. За 2011 год  в консолидированный бюджет области  только от трех предприятий (ООО «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга») поступило 3 млрд. 553 млн. рублей. Это составило 12 % общего объема налоговых доходов и более 30 % их прироста. Реализация инвестиционных проектов оказала положительное влияние на отраслевую структуру налога на прибыль организаций. Налог, перечисляемый предприятиями обрабатывающих отраслей экономики, вырос за отчетный год более, чем в 4 раза. Его доля в общей сумме налога на прибыль увеличилась с 29% в 2009 году до 54% в 2011 году.

На счета муниципальных образований  области в 2011 году поступило налоговых  и неналоговых доходов 10 млрд. 376 млн. рублей. Темп роста к уровню 2010 года составил 116%. Максимальные показатели прироста обеспечили органы местного самоуправления Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Тарусского районов и города Калуги.

Участие всех органов власти в мероприятиях по мобилизации доходов обеспечивалось через межведомственную комиссию при  Губернаторе Калужской области  по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов в бюджетную  систему. В 2011 году существенно повысился  статус этой комиссии, расширились  полномочия и состав. Она объединила функции двух ранее действующих  комиссий: по укреплению бюджетной  и налоговой дисциплины и по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда. В 2011 году проведено 44 заседания. В результате, приглашенные на них для отчетов предприятия и организации области погасили задолженность по платежам:

- во внебюджетные фонды в  размере 133 млн. рублей;

- в бюджеты бюджетной системы  - более чем на 116 млн. рублей.

Количество организаций, имеющих  задолженность по заработной плате, за 2011 год сократилось с 76 до 12. С  начала года задолженность по заработной плате снижена на 29 млн. рублей.

Информация о работе Межбюджетное распределение налогов