Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа
елью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень развития системы межбюджетных отношений в части распределения доходов между бюджетами. Данные вопросы исследовались для внесения предложений по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.
Для достижения этих целей поставлено несколько задач исследования:
- определения правового положения бюджетов на современном этапе;
- анализ бюджетного законодательства и выявление недостатков, которые не позволяют органам власти осуществлять работу в правовом поле;
- исследование особенностей распределения доходов между бюджетами различных уровней власти;
- правовой анализ осуществления финансовой помощи бюджетам с целью их выравнивания;
- исследование проектов и программ по совершенствованию бюджетного устройства страны, реформированию межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6
1.1 История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между уровнями бюджетов в России……………………………..……………….6
1.2 Этапы и результаты реформирования налоговой системы………………...8
1.3 Принципы межбюджетного распределения доходов от федеральных, региональных и местных налогов………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20
2.1 Нормативно-правовые основы межбюджетного распределения налоговых доходов………………………………………………………………………….…20
2.2 Формирование доходов бюджета Калужской области………………..…...21
2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….....28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34
3.2 Выводы и разработка предложений по совершенствованию межбюджетного распределения налоговых доходов……………………..................................…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1 Нормативно-правовые
основы межбюджетного
Поскольку само существование
единого федеративного
Для ответа на этот вопрос важно определить, кем будет распределяться сумма налога между бюджетами разных уровней бюджетной системы. При рассмотрении методов распределения налоговых доходов между разноуровневыми бюджетами было отмечено, что в одних случаях налог уплачивается налогоплательщиком централизованно единой суммой с последующим ее распределением между бюджетами органами федерального казначейства, а в других - налогоплательщик самостоятельно либо на стадии исчисления по отдельным налоговым ставкам распределяет сумму налога по разным бюджетам либо при уплате исчисленной суммы налога разделяет ее на части, соответствующие нормативам распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы.
Когда налог централизованно
единой суммой поступает на счета
органов федерального казначейства
(т.е. процесс распределения
В случае если обязанность
по межбюджетному распределению
налоговых доходов возлагается
на налогоплательщиков, которые самостоятельно
своими силами должны будут разделять
налог на отдельные суммы для
их зачисления в разные бюджеты, этот
метод распределения налоговых
доходов непосредственно
2.2 Формирование
доходов бюджета Калужской
Доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
За последние годы в Калужской области проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы бюджетных расходов, внедрению новых технологий в формировании и исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В течение ряда лет Калужская область постепенно расширяла налоговую базу, что способствовало росту поступления налоговых и других платежей в бюджетную систему России. В ЦФО по поступлениям налоговых и других платежей на душу населения область стабильно занимала не ниже 7 места, по итогам 2011 года - 5 место, в целом по России - 24.
Одним из главных направлений работы Министерства финансов Калужской области являлось укрепление собственной доходной базы областного бюджета. Ключевая задача 2011 года - увеличение объема доходов областного бюджета на 30 % выполнена. Фактически прирост собственных доходов составил почти 65 %.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
В Приложении А представлены соответствующие расчеты по доходной части консолидированного и областного бюджета Калужской области. Доходы областного бюджета превысили показатели 2010 года более чем на 8 млрд. рублей, что составляет около 40% всех поступлений. Годовой уточненный план исполнен по всем источникам. Доходы областного бюджета составили сумму 21 млрд. 232 млн. рублей или почти 105% к плану.
Основная доля поступлений - налоги.
По сравнению с показателями 2010 года
прирост налоговых доходов
Основными источниками формирования доходной части бюджета остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Главенствующая роль этих налогов в структуре бюджетных доходов также подтверждает развитие реального сектора экономики.
Неналоговых доходов в областной бюджет поступило чуть более 1 млрд. рублей. Это превысило поступления 2010 года на 745 млн. рублей.
Существенными являются и темпы
роста доходов
В отчетном году реализуемые в регионе крупные инвестиционные проекты вышли на плановые мощности. За 2011 год в консолидированный бюджет области только от трех предприятий (ООО «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга») поступило 3 млрд. 553 млн. рублей. Это составило 12 % общего объема налоговых доходов и более 30 % их прироста. Реализация инвестиционных проектов оказала положительное влияние на отраслевую структуру налога на прибыль организаций. Налог, перечисляемый предприятиями обрабатывающих отраслей экономики, вырос за отчетный год более, чем в 4 раза. Его доля в общей сумме налога на прибыль увеличилась с 29% в 2009 году до 54% в 2011 году.
На счета муниципальных
Участие всех органов власти в мероприятиях
по мобилизации доходов
- во внебюджетные фонды в размере 133 млн. рублей;
- в бюджеты бюджетной системы - более чем на 116 млн. рублей.
Количество организаций, имеющих задолженность по заработной плате, за 2011 год сократилось с 76 до 12. С начала года задолженность по заработной плате снижена на 29 млн. рублей.