Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:45, контрольная работа
В настоящее время реструктуризация – одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования компании. Она включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики компании и до реорганизации как организационной структуры, так и бизнес-процессов на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем.
Введение.
1.Понятие реструктуризация и ее предпосылки.
2. Методы и средства реструктуризации.
Заключение.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ
В Г. ДОМОДЕДОВО
Кафедра
экономико-управленческих дисциплин
Жабина Екатерина Сергеевна
Контрольная работа по реструктуризации предприятия
На
тему: «Методы реструктуризации (классификация)».
студентка 3 курса з/о
группы
ЭЗ-3У(4,5)
Преподаватель:
Доцент
Шенягин
В.П.
Домодедово 2011
Содержание.
Введение.
1.Понятие реструктуризация и ее предпосылки.
2. Методы и средства реструктуризации.
Заключение.
Введение.
В
настоящее время
Реструктуризация
подразумевает системный
1.Понятие реструктуризация и ее предпосылки.
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение:
Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды.
Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.
С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости. В зависимости от целевых установок и стратегии компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.
Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если компания находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности. Она проводится за счет внутренних источников компании с помощью инструментария сокращения и "выпрямления" (перехода от косвенных к прямым издержкам) издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных бизнесов. Результатом оперативной реструктуризации является получение прозрачной и более управляемой компании, в которой собственники и менеджеры уже могут понять, какие бизнесы следует развивать, а от каких избавляться. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации.
Стратегическая реструктуризация - это процесс структурных изменений, направленный на повышение инвестиционной привлекательности компании, на расширение ее возможностей по привлечению внешнего финансирования и роста стоимости. Реализация такого типа реструктуризации направлена на достижение долгосрочных целей. Результатом ее успешного проведения становится возросший поток чистой текущей стоимости будущих доходов, рост конкурентоспособности компании и рыночной стоимости ее собственного капитала. Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.
Комплексная реструктуризация - это долгосрочный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают лишь единицы предприятий. Она проводится поэтапно, преобразования затрагивают все элементы компании. В ходе такой реструктуризации используются различные механизмы. При этом в зависимости от влияния точечных преобразований на отдельные направления деятельности компании происходит корректировка общей программы реструктуризации и продолжается дальнейшая работа.
В
отличие от комплексной, частичная
реструктуризация (еще одно ее название
"лоскутная ") затрагивает один
или несколько элементов
На сегодняшний день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать.
Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки.
Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основой конкурентоспособной экономики является конкурентоспособность ее предприятий, осуществляющих успешный бизнес. Конкурентоспособность экономики – это, во-первых, качество и конкурентоспособность отечественной продукции и, во-вторых, активизация экспорта.
Главными
составляющими, обеспечивающими
– качество продукции и услуг;
– стратегия маркетинга и сбыта;
– квалификация персонала;
–
технологический уровень
– налоговая среда, в которой действует предприятие;
– доступность источников финансирования. Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации, – это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций, государственной поддержки.
В качестве внутренних аспектов реструктуризации рассматриваются интересы различных участников и заинтересованных лиц.
Практика
реструктуризационных проектов показывает,
что процесс реорганизации
• собственники предприятия;
• высшее руководство предприятия;
• криминальные элементы;
• профсоюзы рабочих предприятия;
• региональная администрация.
Основная причина неудач реструктуризации заключается в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересованных групп. Однако сами эти группы могут согласовать свои интересы. Но все компромиссы между ними будут решаться за счет интересов самого предприятия – оно рассматривается ими только как предмет их интересов, но не как носитель своих собственных.
Предприятие должно рассматриваться как живой организм, имеющий свои интересы. Для нейтрализации сталкивающихся разнородных интересов различных заинтересованных групп необходимы:
• сильная государственная власть и политическая воля, поддерживающие единые правила игры для всех без исключения;
•
совершенствование налоговой
•
наличие сильной
•
совершенствование правового
•
либерализация сферы трудовых отношений
и опять же сильная власть –
для недопущения социального
шантажа.
2. Методы и средства реструктуризации.
Спектр средств, используемых в рамках реструктуризационных программ, весьма широк. В него входят и простые мероприятия, и долгосрочные, сложные программы целенаправленного развития фирменной культуры. В соответствии с современными концепциями предлагается систематизировать направления реорганизации структурных элементов так, как показано в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика методов реструктуризации.
Организационный инструментарий. | |||
Структурные
факторы |
Человеческие
факторы |
Учет
требований
технологического менеджмента | |
Базисные
организационные элементы |
• Делегирование
решений
• Сокращение иерархических уровней • Структуры с ориентацией на клиента • Структурные интеграционные инструменты • Информационная технология • Системы стимулирования труда и служебного продвижения |
• Развитие персонала:
– повышение профессиональной квалификации; – повышение общей квалификации • Организация отношения доверия: – отказ от принципов тейлоризма; – изменение представления о человеке; – стимулирование внутрифирменных предпринимательских отношений |
• Увеличение гибкости
про-изводственных процессов
• Интеграция разработки и производства • Синхронизация спроса и производства • Выпуск единичных изделий на конвейере |
Интегрированные
организационные концепции |
• Сегментирование
хозяйственной деятельности • Концепция центров прибыли, затрат и др. • Управление координацией • Оптимизация процессов |
• Развитие фирменной культуры |