Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить направленность, содержание и организационную форму
методов управления;
- рассмотреть общие и конкретные методы управления;
- раскрыть классификацию и значение методов управления.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Направленность, содержание и организационная форма методов
управления
1.2 Общие методы управления
1.3 Конкретные методы управления
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие, сущность и значение методов
2.2 Классификация методов управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕТОДЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Направленность, содержание и организационная форма методов
управления
1.2 Общие методы управления
1.3 Конкретные методы управления
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие, сущность и значение методов
2.2 Классификация методов управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Общие методы управления составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления.
Управление в обществе как вид деятельности уже давно существует в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Вместе с тем и само искусство управления качественно изменяется в новых условиях, насыщаясь новыми формами, ассоциациями и представлениями.
Искусству управления любой руководитель обучается всю жизнь, как совокупности определенных подходов и приемов, потому актуальность выбранной темы не представляет сомнений. Постепенно те или иные правила, нормы управления, которым обучается руководитель (менеджер), выкристаллизовываются и превращаются в своды правил, закрепляются в законах и обычаях.
Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления, которые представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить направленность, содержание и организационную форму
методов управления;
- рассмотреть общие и конкретные методы управления;
- раскрыть классификацию и значение методов управления.
Объектом курсовой работы являются методы управления, предметом их анализ.
Структура данной курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключения, список литературы.
1 МЕТОДЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Направленность, содержание и организационная форма методов
управления
Слово «метод» греческого происхождения, оно означает способ достижения какой-либо цели. Методы управления –это система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата. Системный характер управления требует глубокой и тщательной проработки методов, поскольку наиболее активный и действенный метод управления способен при неправильном и непродуманном его использовании привести к отрицательным результатам. Необходимо постоянно учитывать, что именно через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Содержание –это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма –это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.
1.2 Общие методы управления
Существует несколько подходов и классификаций методов управления. Нам представляется наиболее целесообразным выделить, прежде всего, общие и конкретные методы управления. Общие методы определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы и ее подсистем. Являясь совокупностью единичных способов и приемов воздействия, общие методы непосредственно не предназначены для решения конкретных задач. Они не отвечают на вопрос: как воздействовать на тот или иной элемент системы в конкретной ситуации? Однако общие методы глубже отражают сущность самой системы воздействий, они направлены на решение главных проблем, помогают в решении частных задач.
В соответствии с отношениями управления можно выделить следующие наиболее общие методы управления:
• экономические, основанные на экономических стимулах;
• организационно-
• социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
• эвристические, противопоставляемые формальным методам, основанным на точные математические модели;
• идеологические и др.
Конкретные методы по своей сути есть проявление общих методов в особых условиях.
Экономические методы управления–это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов. Экономические интересы образуют в обществе сложную систему, состоящую из интересов государства, организации и личности. Между этими интересами всегда существуют противоречия, поэтому проблема их сочетания всегда относилась к числу наиболее сложных.
Одними из первых, кто обосновал необходимость экономических методов управления, были Ф. Тейлор и А. Файоль. В разработанной ими системе организации труда большое значение придавалось вознаграждению, обоснованию важности побудительных мотивов заработной платы. Труд работников должен оплачиваться соответственно плану, предполагающему хорошее вознаграждение за хорошее исполнение. Они сформулировали принцип премирования хороших работников, которые повышают свою производительность.
Среди экономических методов управления можно выделить метод экономического стимулирования, основу которого составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также работника в зависимости от личного вклада. Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:
• взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
• дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
• сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
• сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.
Система экономических методов управления, применяемая на уровне страны, включает такие рычаги хозяйствования, как налоговая система и кредитно-финансовый механизм. Использование этих рычагов предполагает их комплексное и системное использование. Обеспечение единства интересов еще не означает их наиболее рационального, эффективного и оптимального сочетания в производстве, распределении, обмене и потреблении произведенного общественного продукта. Поскольку экономические интересы есть категория динамическая, подвижная, то необходимо учитывать, что экономические рычаги способны оказывать крайне противоречивое влияние – как стимулирующее, так и тормозящее. Поэтому во всех случаях следует предусмотреть интегрирующее влияние всех рычагов механизма управления.
Особое место в системе методов
управления занимают организационно-
Организационно-
Организационно-
• законодательных актов государства;
• нормативных документов вышестоящих структур управления;
• разрабатываемых в организации, фирме и т. п. планов, программ, заданий;
• оперативного управления.
В систему законодательных актов государства входят законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.
Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т. п., объединяемых данным министерством или ведомством.
Система разрабатываемых в данной организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице.
Организационно-
• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную ситуацию;
• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
• разработка и внедрение рекомендаций
по организации и совершенствованию тех
или иных процессов, подвергаемых организационно-
• контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Организационно-
• обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
• договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).
Ю.В. Булыгин и В.И. Вилковский
предложили иной подход к классификации
методов организационно-
Что касается методов организационно-
Кроме того, в состав организационно-
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают специфические приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.
Большой вклад в разработку социально-психологических методов управления внесла школа человеческих отношений. В рамках этой школы приоритетным направлением исследований были принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Наиболее яркими представителями школы человеческих отношений – К. Арджирис, Ч. Барнард, В. Диксон, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ф. Херцберг. Исследования школы человеческих отношений способствовали переоценке постулатов классической школы, относительно природы человека, выраженной в формуле Ф. Тейлора «средний человек глуп, ленив и жаден», отказу от абсолютизации экономических форм стимулирования труда. Они доказали, что роль экономических методов управления ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными.
Социально-психологические методы представляют собой больше искусство, чем науку. Данные методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление действия. Важнейшими мотивационными методами являются методы убеждения, направленные на побуждение объекта управления к желаемым для субъекта действиям. К ним относятся: побуждение, склонение, поощрение, внушение, подражание, метод личного примера, вовлечение, порицание, информирование и др.