Классификации психодиагностических методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Оглавление

Введение.
1.Классификация методов психодиагностики.
2. Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

курсовая психодиагностика.docx

— 28.47 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный  университет

Им. Н.Г.Чернышевского

                                                  

Курсовая  работа 

по  дисциплине психодиагностика на тему: 

«Классификации психодиагностических методов» 

Студентки 4 курса 451 группы «Психология»

факультета  «Философия и Психология» 

Таранец Ольги Васильевны 
 

Проверил  преподаватель: Ставропольский Ю.В. 
 

Контрольная зарегистрирована в деканате: «___»________2011г. 

Подпись секретаря:______________ 
 

Саратов 2011г. 
 

Содержание 

Введение.

1.Классификация  методов психодиагностики.

2. Классификации  психодиагностических методов по  Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Список используемой литературы:

 

      Введение

 

     Психология  — очень молодая наука. Официальное  оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

     Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

     ПСИХОДИАГНОСТИКА  — это область психологической  науки и одновременно важнейшая  форма психологической практики, которая связана с разработкой  и использованием разнообразных  методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика»  образован от известных греческих  корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

 

      1.Классификация методов  психодиагностики

 

     Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику  выбор методики, максимально соответствующей  его задаче. Поэтому такая классификация  должна отражать связь методов, с  одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими  задачами, ради решения которых эти  методы разрабатываются. Критерии решения  этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом  соответствующих имеющимся условиям.

     Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

     Основные  методы исследования и диагностики.

     Одним из наиболее доступных и широко применяемых  в социальной психологии методов  исследования является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

     Наиболее  типичными ситуациями, в которых  эффективно применение наблюдения, являются следующие:

     - получение сведений о психическом  явлении в “чистом” виде;

     - сбор первичной информации, не  требующей большой выборки исследуемых  объектов;

     - оценка фактов, полученных помощью  других методов (например, анкетирования);

     - проверка рекомендаций и др.

     Другим  эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

     Эксперименты  бывают естественными, лабораторными  и формирующимися. Естественный эксперимент  характеризуется незначительными  изменениями обычных условий  обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в  котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать  исследуемое явление, отвлечься  от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент  предусматривает внедрение в  педагогическую практику результатов  исследования с последующим изучением  изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

     Широко  распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

     Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

     Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

     Различные тестовые задания призваны выявить  у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым  фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется  в виду самая простая схема  подсчета тестового балла).

     За  внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская  работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

     К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

     1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

     2. Простота формулировок и однозначность  тестовых заданий – в словесных  и иных заданиях теста не  должно быть таких моментов, которые  могут по-разному восприниматься  и пониматься людьми.

     3. Ограниченное время выполнения  тестовых заданий – полное  время выполнения заданий психодиагностического  теста не должно превышать  1,5-2 часов, т. к. сверх этого  времени человеку трудно сохранить  свою работоспособность на достаточно  высоком уровне.

     4. Наличие тестовых норм для  данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

     Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально  – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности  результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

     1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

     Есть  несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

     Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

     2. Надежность – характеризует возможность  получения с помощью данной  методики устойчивых показателей.  Надежность психодиагностической  методики можно установить двумя  способами: 

     -путем  сравнения результатов, получаемых  по этой методике разными людьми

     -путем  сравнения результатов, получаемых  по одной и той же методике  в различных условиях.

     3. Однозначность методики – характеризуется  тем, в какой степени получаемые  с ее помощью данные отражают  изменения именно и только  того свойства, для оценки которого  данная методика применяется.

     4. Точность – отражает способность  методики тонко реагировать на  малейшие изменения оцениваемого  свойства, происходящие в ходе  психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая  методика, тем тоньше с ее помощью  можно оценивать градации и  выявлять оттенки измеряемого  качества, хотя в практической  психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности  оценок.

     2. Классификации психодиагностических  методов по Й.  Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

 

     Психодиагностические  методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов  психодиагностики.

     1. Классификации методов  по Й.Шванцаре.

     Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

  1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
  2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
  3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
  4. по психической активности испытуемых:
    • интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
    • экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
    • проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
    • исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Информация о работе Классификации психодиагностических методов