2.
Классификации психодиагностических
методов по В.К.Гайде,
В.П.Захарову.
Авторы
этих классификаций объединяют психодиагностические
методы по следующим основаниям:
- по качеству:
стандартизованные, нестандартизованные;
- по назначению:
- общедиагностические
(тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла
или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
- тесты профессиональной
пригодности;
- тесты специальных
способностей (технических, музыкальных,
тесты для пилотов);
- тесты достижений;
- по материалу,
которым оперирует испытуемый:
- бланковые;
- предметные
(кубики Кооса, "сложение фигур" из
набора Векслера);
- аппаратурные
(устройства для изучения особенностей
внимания и т.д.);
- по количеству
обследуемых: индивидуальные и групповые;
- по форме
ответа: устные и письменные;
- по ведущей
ориентации: тесты на скорость, тесты мощности,
смешанные тесты. В тестах мощности задачи
трудны и время решения не ограничено;
исследователя интересует как успешность,
так и способ решения задачи;
- по степени
однородности задач: гомогенные и гетерогенные
(отличаются тем, что в гомогенных задачи
схожи друг с другом и применяются для
измерения вполне определенных личностных
и интеллектуальных свойств; в гетерогенных
тестах задачи разнообразны и применяются
для оценки разнообразных характеристик
интеллекта);
- По комплексности:
изолированные тесты и тестовые наборы
(батареи);
- по характеру
ответов на задачи: тесты с предписанными
ответами, тесты со свободными ответами;
- по области
охвата психического: тесты личности и
интеллектуальные тесты;
- по характеру
умственных действий: вербальные, невербальные.
3.
Классификации психодиагностических
методов по А.А.Бодалеву,
В.В.Столину
Авторы
объединяют методы психодиагностики в
группы по разным основаниям:
- по характеристике
того методического принципа, который
положен в основу данного приема:
- объективные
тесты (в которых возможен правильный
ответ, то есть правильное выполнение
задания);
- стандартизованные
самоотчеты:
- тесты-опросники,
открытые опросники
- шкальные
техники (семантический дифференциал
Ч.Осгуда), субъективная классификация
- индивидуально-ориентированные
техники (идеографические) типа ролевых
репертуарных решеток
- проективные
техники
- диалогические
техники (беседы, интервью, диагностические
игры);
- по мере вовлеченности
в диагностическую процедуру самого психодиагноста
и степени его влияния на результат психодиагностики:
объективные и диалогические. Первые характеризуются
минимальной степенью вовлеченности психодиагноста
в процедурупроведения, обработки и интерпретации
результата, вторые – большой степенью
вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется
влиянием опыта, профессиональных навыков,
личности экспериментатора и других его
характеристик, самой диагностической
процедурой. Ниже приведена шкала, на которой
располагается весь континуум психодиагностических
методов от полюса объективных до полюса
диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ
|
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
|
тесты
опросники
шкальные
техники |
беседы
интервью
диагностические
игры
патопсихологический
эксперимент
некоторые
проективные методики |
Заключение
Современная
психологическая диагностика определяется
как психологическая дисциплина,
разрабатывающая методы выявления
и изучения индивидуально-психологических
и индивидуально-психофизиологических
особенностей человека. Под психодиагностикой
подразумевается также и область
психологической практики, работа психолога
по выявлению разнообразных качеств,
психических и психофизиологических
особенностей, черт личности.
Существует
насколько классификаций методов
психодиагностики. Однако ведущим основанием
методической классификации психодиагностических
методик является мера «объективности-субъективности»,
которой обладают ее результаты. В
случае объективных методик влияние
исполнителя (психолога-диагноста) на
результаты минимально. В случае субъективных
методик результаты, напротив, зависят
от опыта и интуиции исполнителя.
При проведении объективных и
субъективных методик от исполнителя
требуется выполнять совершенно
различные технологические операции.
Поэтому данная классификация называется
«операциональной».
Не
существует жесткой границы между
двумя классами – объективными и
субъективными методиками. Между
крайними вариантами существует ряд
промежуточных вариантов методик,
обладающих и определенными признаками
объективности, и определенными
признаками субъективности.
Список используемой
литературы:
1. Столяренко
Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс»,
2003
2. Шевандрин
Н.И.введение в психодиагностику личности
Ростов н/Д, 1996
3.Абрамова
Г.С. Практическая психология:учебник
для студентов вузов – 4-е изд., перераб.
И доп.- Екатеринбург, 1999
4.Общая
психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева,
В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
5.Практикум
по психодиагностике: дифференциальная
психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева.
– М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
6. Электронная
библиотека Гумер.