Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58
Россия является
крупным поставщиком топливно-
Исходя из целей внешней энергетической
политики, международная деятельность
России в сфере энергетики будет осуществляться
по следующим основным направлениям:
Интеграция в мировое энергетическое пространство
Интеграция России
с мировой экономикой, перспективы
вступления страны во Всемирную торговую
организацию, либерализация рынка
газа в Европе и перемены, происходящие
на внешнем рынке, требуют пересмотра
тактики не только российских энергетических
компаний, но и государства в целом.
Ужесточение конкуренции на традиционных
рынках сбыта продукции российских энергетических
компаний не повлечет за собой потерю
рынков только в случае повышения качества
продукции, роста эффективности этих компаний,
оптимизации структуры производства,
снижения издержек. Приведение российских
стандартов в соответствие с международными
стандартами позволит существенно улучшить
качество российской энергетической продукции,
в первую очередь в нефтепереработке,
нефтехимии и газопереработке.
В рассматриваемой перспективе Россия
по-прежнему останется крупнейшим поставщиком
энергоресурсов на мировой рынок (рис.8).
Рис. 8. Экспорт топливно-энергетических ресурсов
Согласно оценкам,
при стабилизации цен нефти в
диапазоне 18 - 20 долларов США за баррель
российский экспорт топлива и
электроэнергии увеличится (относительно
уровня 2002 года) на 23-25% к 2010 году и 25-30% к
2020 году, а при регулярном росте цен до
30 долларов США за баррель экономически
эффективный рост экспорта всех видов
энергии из России будет соответственно
30-35% и 45-50%. Если же цены нефти в текущем
десятилетии окажутся в диапазоне 13 - 15
долларов США за баррель, то экспорт энергоресурсов
придется сократить на 10-15% относительно
достигнутого уровня. На масштабах вывоза
углеводородного сырья будет также сказываться
удельный вес его производства с привлечением
зарубежного капитала и на условиях соглашений
о разделе продукции. В то же время экспортная
политика должна предусматривать возможные
значительные колебания цен на нефть,
а также возможное снижение цен на газ
в связи с либерализацией газового рынка
Европы.
В целях поддержания энергетической и
экономической безопасности необходимо
стремиться диверсифицировать направления
экспорта энергоресурсов с развитием
северного, восточного и южного направлений
экспортных потоков российских энергоносителей
и последующим увеличением их доли в географической
структуре экспорта энергоресурсов. Получит
развитие конструктивный диалог в области
энергетики со странами Европы, остающимися
на сегодняшний день основными потребителями
российских топливно-энергетических ресурсов.
Формы сотрудничества с европейскими
партнерами будут включать реализацию
совместных инвестиционных проектов,
в первую очередь энерготранспортных,
широкое вовлечение европейских инвесторов
в проекты развития нефтегазодобычи на
территории России (в том числе реализуемые
на условиях соглашений о разделе продукции
и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.
Во второй половине прогнозируемого периода
возможен выход России на мировой рынок
сжиженного природного газа, а также начало
экспорта синтетического моторного топлива.
Россия заинтересована в долгосрочном
и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический
баланс углеводородных ресурсов (особенно
природного газа) центрально-азиатских
стран Содружества Независимых Государств.
Это не только позволит экономить ресурсы
северных газовых месторождений России
для будущих поколений и избежать необходимости
форсированных капиталовложений в их
разработку, но и даст возможность уменьшить
давление на рынки, которые представляют
стратегический интерес для самой России.
В интересах России участие национальных
компаний в проектах по расширению инфраструктуры
транспорта энергоресурсов по территории
стран Содружества Независимых Государств.
Основными направлениями сотрудничества
будут восстановление и дальнейшее развитие
единой электроэнергетической системы,
укрепление минерально-сырьевой базы,
участие в разработке и эксплуатации месторождений
нефти и газа и строительстве электроэнергетических
объектов в странах Содружества Независимых
Государств. К числу стратегических приоритетов
относится и решение комплекса проблем
на Каспии, включая подготовку конвенции
по правовому статусу Каспийского моря.
В качестве одного из ключевых участников
мирового энергетического рынка Россия
должна активно влиять на установление
обоснованных и прогнозируемых цен на
энергоресурсы, справедливых и выгодных
как для стран-производителей, так и для
потребителей энергоресурсов. В то же
время государственная политика должна
предусматривать возможные значительные
колебания цен на энергоресурсы в связи
с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государство поддержит участие российских
компаний в экономически эффективных
зарубежных инвестиционных проектах.
Принципиальным условием реализации государственной
энергетической политики в этой сфере
станет повышение эффективности и надёжности
энергообеспечения отечественных потребителей.
Перспективные внешние рынки
Внешний спрос
на топливно-энергетические ресурсы
определяется прежде всего темпами
развития мировой экономики. По имеющимся
оценкам, темпы роста мировой
экономики по регионам мира на ближайшие
10 лет составят от 2,5 до 4%. При этом среднегодовой
спрос на углеводородное сырье в мире
будет также расти умеренными темпами
– 2-4% в год, в Европе – 1,5-2,5%.
В зависимости от темпов и направлений
развития мировой экономики, конъюнктуры
цен на нефть, перспектив реализации ряда
международных проектов (на шельфе Каспийского
и Северного морей, в Мексиканском заливе
и других) и условий вовлечения в международный
оборот запасов нефти Ближнего Востока
и Северной Африки экспорт российской
нефти может составить от 150 до 310 млн. т
в год.
Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов
в рассматриваемой перспективе будет
снижаться. Это связано как с низким качеством
одних нефтепродуктов (прежде всего автомобильного
бензина и дизельного топлива) и высокой
стоимостью их доставки на внешние рынки,
так и со снижением экспортных ресурсов
других (в первую очередь прямогонного
бензина) в результате опережающего спроса
на них на внутреннем рынке. К 2020 году экспорт
нефтепродуктов может составить от 30 до
50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.
Россия является крупнейшим в мире экспортером
газа. В настоящее время его основной рынок
сбыта - Западная Европа. Вторым важным
рынком сбыта для России стала Центральная
Европа, где российский газ занимает доминирующее
положение. Природный газ экспортируется
в европейские страны преимущественно
в рамках долгосрочных контрактов (сроком
до 25 лет) на условиях "бери или плати".
В то же время растущий спрос и ёмкость
рынка газа в странах тихоокеанского региона
делают актуальным более активное освоение
газовой отраслью указанного рынка.
К 2020 году ожидается увеличение экспорта
российского газа до 275 - 280 млрд. м³ против
185 млрд. м³ в 2002 году.
Фактический объём экспорта в дальнее
зарубежье в перспективе будет зависеть
от размера текущего спроса на газ, уровня
цен и степени рисков, которые будут нести
производители.
Энергетические рынки Содружества Независимых
Государств и стран Европы в перспективе
останутся основными рынками сбыта продукции
российского ТЭК. Экономический рост в
странах Европейского союза и Содружества
Независимых Государств должен сыграть
положительную роль в увеличении российского
экспорта на эти рынки.
Ожидается, что спрос на российские энергоресурсы,
прежде всего на нефть и газ, в странах
Содружества Независимых Государств также
будет расти, что связано, в частности
с необходимостью загрузки приобретенных
российскими компаниями нефтеперерабатывающих
заводов в этих странах.
Рынок стран Западной и Центральной Европы
останется для России одним из крупнейших
в предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить
конструктивный диалог как с Европейским
союзом, так и с другими странами Европы,
направленный на расширение рынка сбыта
российских энергоресурсов. Сотрудничество
может включать в себя реализацию совместных
энергетических проектов, обмен опытом
в области внедрения передовых научно-технических
разработок, совместные усилия в области
энергосбережения. При условии взаимодействия
реформируемого внутреннего рынка газа
с проводимой либерализацией газового
рынка Европы и с учётом перспектив формирования
единого энергетического пространства
российский экспорт нефти и газа в эту
группу стран сможет составить в 2020 году
соответственно 150 - 160 млн. т и 160 - 165 млрд.
м³.
В условиях интеграционных процессов
в Европе, либерализации электроэнергетического
сектора и расширения зоны параллельной
работы энергосистем государств Европейского
союза предусматривается организация
параллельной работы единой энергетической
системы России с энергосистемами европейских
стран. Это должно обеспечить равноправный
доступ России на электроэнергетические
рынки Европы, развитие торговых отношений,
реализацию масштабных системных эффектов,
качественно новый уровень сотрудничества
и кооперации в электроэнергетике. При
этом ожидается рост спроса на российскую
электроэнергию в Европе до 20 - 35 млрд.
кВт·ч к 2010 году и до 30 - 75 млрд. кВт·ч к
2020 году.
Преодоление рецессии в экономике США
и прогнозы её долгосрочного роста позволяют
рассчитывать на расширение потребности
в энергетических ресурсах. США могут
стать долгосрочным рынком сбыта продукции
российской нефтяной отрасли, а американский
капитал-источником инвестиций в развитие
отрасли и экспортных направлений транспортировки
российской нефти. Кроме того, США в настоящее
время являются перспективным рынком
сбыта энергетической продукции российской
атомной промышленности, а в будущем –
и сжиженного природного газа.
Основными партнерами в экономическом
сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским
регионом и Южной Азией останутся Китай,
Корея, Япония, Индия - перспективные рынки
сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных
технологий и продукции ядерно-топливного
цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского
региона в экспорте российской нефти возрастет
с 3% в настоящее время до 30% в 2020 году, а
природного газа – до 15%.
Рынки Ближнего Востока, Южной Америки
и Африки представляют интерес прежде
всего как потенциальные потребители
услуг российских энергетических компаний,
а также как импортеры энергетических
технологий и оборудования для ТЭК.
Твёрдые позиции России на мировых энергетических
рынках позволят не только обеспечить
стабильный доход от экспорта продукции
ТЭК, но и существенно укрепить экономические
и политические позиции страны в мире.
Оптимизация топливно-энергетического баланса страны определила следующие задачи в области энергообеспечения национального хозяйства и развития отраслей ТЭК:
Россия
располагает значительными
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать
требованиям нового времени может
только качественно новый топливно-
Для
долгосрочного стабильного
Интернет ресурсы: