Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.

Оглавление

1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

РЕФЕрат.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

Будет продолжено реформирование электроэнергетики на основе разграничения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, преобразование существующего федерального (оптового) рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии, формирование розничных рынков электроэнергии.  
 
Приоритетными направлениями структурных изменений в газовой отрасли будут повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Газпром" на основе раздельного учёта затрат по видам деятельности, совершенствование системы внутренней торговли газом, включая ликвидацию препятствующих ее развитию узких мест газотранспортной системы, и поэтапный переход к эффективному внутреннему рынку газа.  
 
Взаимосвязанные меры ценового (тарифного), налогового и таможенного регулирования должны обеспечить макроэкономическую и социальную стабильность, благоприятные условия для роста экономики страны с учетом необходимости повышения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности российских топливно-энергетических компаний. Для этого предусматриваются:  
 

  • поэтапная ликвидация диспропорций между ценами на основные энергоносители на основе приближения цен на природный газ вначале к уровню самофинансирования отрасли (с учётом необходимых инвестиций), а затем – к уровню, обеспечивающему равную выгоду поставок газа на экспорт и на внутренний рынок (с использованием в том числе мер таможенного и налогового регулирования);
  • дифференциация цен (тарифов) на энергоносители, отражающая различия издержек при транспортировке топливно-энергетических ресурсов и реализации продукции ТЭК разным категориям потребителей (время суток, сезонность, объём потребления, мощность);
  • ликвидация перекрестного субсидирования;
  • адресные дотации малообеспеченным слоям населения в форме жилищных субсидий в пределах социальных норм потребления;
  • повышение в рамках налоговой реформы стимулирующей роли налогов для роста объёмов производства, развития и эффективного использования сырьевой базы ТЭК, переход системы налогообложения в сфере добычи органического топлива на рентную основу;
  • формирование системы таможенных платежей за экспортируемую продукцию ТЭК, гибко отражающей влияние конъюнктуры мировых рынков на состояние внутреннего рынка энергоносителей и на экономику предприятий ТЭК, и стимулирующей экспорт товаров высокой степени переработки.

Формирование правил и институтов торговли энергетическими ресурсами предусматривает:  
 

  • разработку нормативно-правовой базы и правил деятельности участников энергетических рынков;
  • установление недискриминационных для всех участников рынка правил доступа к его инфраструктуре;
  • повышение прозрачности сделок купли-продажи энергоресурсов, развитие системы лицензирования торговли как условия либерализации цен в соответствующих секторах ТЭК;
  • создание организованных институтов открытой торговли энергетическими ресурсами на биржевых принципах с равным доступом всех поставщиков и потребителей.

Развитие биржевой торговли позволит достоверно определять цены на топливные ресурсы в конкретном регионе, объективно исчислять налоги и сборы, сравнивать цены на одни и те же топливные ресурсы в различных регионах, а также цены по сделкам, заключенным внутри нефтяных компаний и на бирже в одном регионе. Биржевая торговля реальными товарами позволит организовать торговлю производными инструментами (фьючерсные, форвардные и опционные сделки, хеджирование), что необходимо для управления рисками данных рынков, которым свойственны резкие колебания цен.  
 

4. Формирование рационального  топливно-энергетического  баланса

Топливно-энергетический баланс является основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом и предложением на энергоресурсы от добычи до их потребления. В то же время использование топливно-энергетического баланса до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни (в частности региональный). Необходимо совершенствование информационной базы и методологии балансовых расчётов с целью повышения надёжности и обоснованности получаемых результатов.  
 
Энергетическая стратегия сформирована с учётом оптимизации топливно-энергетического баланса России по структуре и в разрезе отраслей и регионов. Для этого, исходя из прогнозов конъюнктуры мировых энергетических рынков, возможностей прироста запасов топлива и развития производственных мощностей, научно-технического прогресса и других факторов, определены такие объёмы внутреннего спроса, экспорта произведенных энергоресурсов, их импорта и производства, капиталовложения в топливно-энергетические отрасли и динамика цен на топливо и электроэнергию (в том числе регулируемых), которые при прочих равных условиях должны обеспечивать наибольшие темпы экономического роста.  
 
Разработанные балансы топливно-энергетических ресурсов предусматривают (рис.3): 

  • рост производства и потребления электроэнергии, являющийся необходимым условием развития экономики и повышения комфортности жизни населения;
  • существенное повышение эффективности потребления топлива и электроэнергии в экономике страны и в жилищно-коммунальном секторе за счёт энергосбережения;
  • совершенствование структуры производства электроэнергии, в том числе за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики, прежде всего в результате завершения строительства ранее начатых объектов;
  • улучшение качества нефтепродуктов при одновременном повышении эффективности переработки нефти;
  • комплексную переработку природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды;
  • расширение использования экономически эффективных возобновляемых источников энергии.

 

Рис. 3. Производство и потребление  первичных топливно-энергетических ресурсов

 
Оптимизация расходной части топливно-энергетического баланса предусматривает реализацию мер по экономически эффективному энергосбережению и совершенствование структуры спроса на энергоносители по следующим основным направлениям:  
 

  • продолжение электрификации экономики с ростом потребления электроэнергии в 1,05 - 1,1 раза быстрее общего спроса на энергию за счёт повышения электровооруженности труда в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
  • замедление роста расхода энергоресурсов на централизованное теплоснабжение в 1,07 - 1,1 раза относительно общего энергопотребления в связи с большими возможностями для снижения потерь и экономии тепла, а также опережающего развития его локальных и индивидуальных источников;
  • увеличение потребления моторных топлив темпами, в 1,2 раза превосходящими темпы роста общего энергопотребления, при более широком использовании заменителей нефтепродуктов (сжиженного и сжатого газа, водорода);
  • преодоление тенденции нарастающего доминирования природного газа на внутреннем энергетическом рынке с уменьшением его доли в общем энергопотреблении (включая расход на производство электроэнергии и тепла) с 50% в настоящее время до 49% в 2010 году и 46% в 2020 году (рис.4) за счёт увеличения выработки электроэнергии на атомных и гидроэлектростанциях (с 10,8 до 12%), потребления жидкого топлива (с 20 до 22%) и угольной продукции (с 19 до 20%).

Рис. 4. Структура производства и потребления 
первичных энергоресурсов в России – 1990-2020 гг.

 
Разработанный топливно-энергетический баланс предусматривает рост экспорта энергоресурсов при безусловном  удовлетворении внутренних потребностей в соответствии с динамикой мировых  цен и изменением структуры поставок, а также возможности импорта.  
 
Динамика добычи основных видов топлива обусловлена необходимыми объёмами и стоимостью работ по приросту их разведанных запасов, ценой каждого вида топлива на внутреннем и внешнем рынках, а главное – зависимостью стоимости их производства от масштабов развития основных топливных баз. Моделирование топливно-энергетического баланса, направленное на поиск равновесия между ценами производства, транспортировки и реализации энергоресурсов, позволяет прогнозировать развитие добычи, переработки и распределения топлива, которое соответствует интересам участников рынка и наиболее эффективно обеспечивает внутренний спрос и экспорт энергоресурсов.  
 
Политика формирования рационального топливно-энергетического баланса должна задавать ориентиры для разработки программ развития компаний ТЭК, обеспечивая их согласованность с программой социально-экономического развития страны. Для этого необходимы расширение использования перспективного (индикативного) топливно-энергетического баланса как одного из инструментов, обеспечивающего управление стратегическим развитием энергетического сектора, и согласованность балансов топливно-энергетических ресурсов с региональными и федеральным бюджетами и с финансовыми планами компаний ТЭК.

5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 

1. Формирование спроса  на топливо и  энергию на внутреннем  рынке

Современная экономика  России энергорасточительна. Энергоёмкость  валового внутреннего продукта (при  расчёте его по паритету покупательной  способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам Европейского союза – в 3,1 раза. В последнее двадцатилетие в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост (на 1 процент прироста валового внутреннего продукта приходилось в среднем лишь 0,4% прироста потребления энергоносителей). В результате энергоёмкость валового внутреннего продукта в среднем по миру уменьшилась за этот период на 19%, а в развитых странах – на 21 – 27%. В России же из-за глубокого экономического кризиса энергоёмкость валового внутреннего продукта не снижалась, а увеличилась (в 1990 - 1998 годах – на 18%). Лишь в последние годы по мере восстановления экономики она начала снижаться на 2-3% ежегодно. Существующий потенциал энергосбережения составляет 360 - 430 млн. т у.т., или 39-47% текущего потребления энергии. Почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть – в электроэнергетике и теплоснабжении), ещё 35-37% в промышленности и 25-27% в жилищно-коммунальном хозяйстве.  
 
Примерно 20% потенциала энергосбережения можно реализовать при затратах до 20 долларов США за т у.т., то есть уже при действующих в стране ценах на топливо. Наиболее дорогие мероприятия (стоимостью свыше 50 долларов США за т у.т.) составляют около 15% потенциала энергосбережения. Мероприятия стоимостью от 20 до 50 долларов США за т у.т., обеспечивающие оставшиеся две трети потенциала энергосбережения, требуют значительных суммарных инвестиций. Реализация всего потенциала энергосбережения займет до 15 лет.  
 
Предусматривается, что перестройка структуры экономики и технологические меры экономии энергии уменьшат энергоёмкость валового внутреннего продукта на 26-27% к 2010 году и от 45 до 55% к концу рассматриваемого периода. При этом до половины прогнозируемого роста экономики сможет быть получено за счёт её структурной перестройки без увеличения затрат энергии, еще 20% даст технологическое энергосбережение и около трети прироста валового внутреннего продукта потребует увеличения расхода энергии (рис.5).

Рис. 5. Прогнозная динамика роста ВВП и  энергопотребления  России 
на период до 2020 года и по отношению к уровню 2000 года

Сдерживание развития энергоёмких отраслей и интенсификация технологического энергосбережения позволят при росте экономики за двадцать лет от 2,3 до 3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25 - 1,4 раза и электроэнергии – в 1,35 - 1,5 раза (рис.6).

Рис. 6. Динамика ВВП России и его энергоёмкости  с 2000 по 2020 гг. 
(в % от 2000 г.)

 
В результате потребность в первичных  энергоресурсах на внутреннем рынке России составит к 2010 году 1020 - 1095 млн. т у.т., а к 2020 году – 1145 - 1270 млн. т у.т. (рис.7).

Основой внутреннего  спроса на топливно-энергетические ресурсы  при всех вариантах останется  природный газ. При этом его доля в расходной части баланса первичных энергоресурсов снизится с 50% в настоящее время до 45-46% в 2020 году. На жидкое топливо (нефть и нефтепродукты) будет приходиться в течение рассматриваемой перспективы 20-22%, а на твёрдое топливо – 19-20%. Достаточно стабильным будет внутренний спрос и на нетопливные энергоресурсы (электроэнергию и тепло гидро- и атомных электростанций и возобновляемых источников энергии).  
 
В предстоящий период наиболее динамично будет расти потребление моторного топлива – на 15-26% к 2010 году и на 33-55% к 2020 году. При этом в качестве моторного топлива впредстоящий период будут также использоваться сжиженный и сжатый природный газ. Прогнозируется также, что в мобильной энергетике к 2020 году начнется распространение электрических и водородных двигателей, а также применение топливных элементов. 

Рис. 7. Динамика структуры  и объёмов внутреннего  потребления 
первичных топливно-энергетических ресурсов в России

Несмотря на высокие темпы роста потребления  электроэнергии, электроёмкость валового внутреннего продукта будет систематически снижаться.  
 
Прогнозируется умеренный рост спроса на централизованное тепло: к 2020 году он превысит уровень 2000 года только на 18-25%. Это связано со структурными сдвигами в экономике, реализацией накопленного потенциала экономии тепла и с преимущественным развитием индивидуальных его источников.  
 
Территориальная структура энергопотребления в рассматриваемом периоде не претерпит существенных изменений. Основными потребителями первичных энергоресурсов останутся Приволжский и Центральный федеральные округа (соответственно 22 и 20%), а также Сибирский и Уральский федеральные округа (18 и 17%). Доля Северо-Западного и Южного федеральных округов в суммарном внутреннем энергопотреблении России составит 9-10% каждого, а Дальневосточного федерального округа - около 5%.

Информация о работе Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями