Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.

Оглавление

1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

РЕФЕрат.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

     Обеспеченность  мировой экономики природным  газом при современном уровне его добычи (2,2 трлн. куб. м в год) составляет 71 год.

     Угольная  промышленность весьма перспективна в мировом энергоснабжении (угольные ресурсы по-настоящему еще не разведаны, их общегеологические запасы значительно превосходят запасы нефти и природного газа). Современная мировая добыча угля находится на уровне 4,5–5 млрд. т. Среди главных угледобывающих стран – представители почти всех регионов мира. Исключение – бедные углем страны Латинской Америки, доля которых в мировой добыче угля крайне мала. Больше всех в мире добывают угля Китай (1 160 млн. т), США (930), ФРГ (270), Россия (245), Индия (240), Австралия, Польша, ЮАР (примерно по 200 млн. т), Казахстан, Украина (примерно по 100 млн. т). Самые крупные по добыче угольные бассейны мира — Аппалачский (США), Рурский (ФРГ), Верхне-Силезский (Польша), Донецкий (Украина), Кузнецкий и Печорский (Россия), Карагандинский (Казахстан), Фушунский (Китай). Эффективна разработка угля открытым способом – США, Австралия, ЮАР.

     Примерно  десятая часть мировой добычи угля (преимущественно коксующегося) ежегодно поступает на экспорт. Крупнейшие экспортеры угля — Австралия, США, ЮАР, Польша, Канада, Россия. Основные импортеры — Япония, Южная Корея, Италия, Германия, Великобритания. Австралия поставляет уголь главным образом в Японию и Южную Корею. США и ЮАР работают на европейский и латиноамериканский рынок. Распространение российского угля (Печорского и Кузнецкого бассейнов) за рубеж ограничено его слабой конкурентоспособностью (из-за дороговизны добычи, удаленности от основных потребителей и пр.) с местным и привозным топливом других стран.

     Мировое производство электроэнергии составляет примерно 13,5 трлн. кВт-ч, Большая часть мирового производства электроэнергии приходится на небольшую группу стран, среди которых выделяются США (3600 млрд. кВт-ч), Япония (930), Китай (900), Россия (845), Канада, Германия, Франция (около 500 млрд. кВт-ч). Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся – 22%, стран с переходной экономикой – 13%.

     В целом, в мире более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 20% – на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% – на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% – на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях. Однако в этом отношении наблюдаются большие различия по странам мира. Например, в Норвегии, Бразилии, Канаде и Новой Зеландии практически вся электроэнергия вырабатывается на ГЭС. В Польше, Нидерландах и ЮАР, наоборот, почти всю выработку электроэнергии обеспечивают ТЭС, а во Франции, Швеции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Республике Корее электроэнергетика в основном базируется на АЭС. [6, 7]

2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе

 

     Топливно-энергетический баланс – баланс получения, преобразования и использования (потребления) всех видов энергии: минерального, органического сырья, кинетической энергии водных потоков, приливов и отливов, ветра, энергии Солнца, энергии геотермальных источников и др. [8]Топливно-энергетический баланс является важным инструментом анализа функционирования энергетического сектора экономики страны.

     Он  отражает соотношение добычи различных  видов топлива и выработанной энергии и использование их в народном хозяйстве.

     Пропорции в добыче различных ресурсов, производстве энергии и распределении их между  различными потребителями, характеризуется  топливно-энергетическими балансами (ТЭБ). ТЭБ называется соотношение  добычи разных видов топлива и  выработанной электроэнергии (приход) с использованием их в народном хозяйстве (расход).

     Для того, чтобы рассчитать этот баланс, разные виды топлива, обладающие неодинаковой теплотворной способностью, переводят  в условное топливо, теплота сгорания которого равна 7 тыс. ккал. [8, С. 211] 

     Пересчёт  на условное топливо*

    Вид топлива, 1 т. Единица (тонна) условного топлива, т. У.Т.
    Каменный  уголь 1
    Бурый уголь 0,43
    Нефть 1,43
    Природный газ 1 м3 1,2
    Торф  и горючие сланцы 0,4

     *[ Источник: Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н, Экономическая география и регионалистика, С. 211] 

     Сводный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) России за 1991-1995гг. характеризовался падением объемов добычи и производства энергоресурсов на 460 млн. т. у. т. (24,7%), по сравнению с  периодом 1985-1990гг., или в среднем на 4,5% в год. За 1996-1998 гг. добыча и производство ТЭР сократились еще на 28,5 млн. т. у. т. В 1999 г. произошло увеличение добычи органического топлива на 15 млн. т. и производства электроэнергии на ГЭС и АЭС на 5,9 млн. т. у.т. (в пересчете на условное топливо). В 2002 г. рост добычи топлива продолжился (на 4,1 % за год), однако производство электроэнергии на ГЭС и АЭС снизилось на 10,1 млн. т. у. т. (на 6,7%). 

     Баланс  энергоресурсов России за 2008 г.* (миллионов тонн условного топлива)

    Ресурсы нефть, включая  газовый конденсат газ естественный уголь Электроэнергия
    Добыча (производство) - всего 679,9 766,2 212,3 358,4

     *[Источник: minenergo.gov.ru]

 

      Топливно-энергетический Баланс России на сегодняшний день выглядит следующим  образом: более 50% – газ, 30% – нефть, 14% – уголь, нетрадиционные источники – менее 2%.

     По "Энергетической стратегии России до 2025 года" наш баланс должен стать  угольно-атомным.

     Общий объём топливно-энергетического  баланса мира (суммарное годовое  производство первичных энергоресурсов, равное суммарному потреблению энергии) – 12 млрд. т. условного топлива. На уголь приходится ок. 26 %, нефть – ок. 40 %, газ – 24 %, гидроэнергию – 3 %, ядерную энергию – ок. 7 %. Удельное энергопотребление на душу населения в ср. в мире – ок. 2 т условного топлива в год, но в экономически развитых странах этот показатель в несколько раз выше. Размещение источников энергии и производства первичных энергоносителей заметно отличается от географии потребления энергии. Одни страны, обладая избытком энергоносителей, экспортируют нефть, газ или уголь. Другие зависят от импорта энергоносителей. К последним в первую очередь относятся страны Западной Европы, Япония и в значительной степени США и Китай. [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

 

     Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - сложная межотраслевая  система добычи и производства топлива  и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения  и использования.

     В его состав входят:

     - топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная);

     - электроэнергетика.

     Топливная промышленность и электроэнергетика  тесно связанные со всеми отраслями  народного хозяйства. Топливно-энергетический комплекс использует продукцию машиностроения, металлургии, теснейшим образом связан с транспортным комплексом. Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспорта сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.

1 Функции государственных  органов, регулирующих  топливно-энергетический  комплекс

 

Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифов естественных монополий, рассматривает  в связи с этим их инвестиционные программы, регулирует доступ к нефте- и газопроводам, определяет балансовые задания по поставкам на внутренний рынок.

Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов.

Главной задачей ФЭК является создание благоприятных  отношений между потребителями  и производителями энергии. Это  позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителю обеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функция ФЭК - регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функцию выполняют региональные энергетические комиссии.

Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число очень однородных и стандартизированных товаров. В этих условиях свободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. В настоящее время необходимо усиление ценового и финансового контроля государства в энергетическом комплексе. Важно, чтобы внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством.

Внутренние  цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых  цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной автономности и независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественных производителе! и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако сильные ценовые колебания могут отрицательно повлиять на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и ш потребителей, создавать высокие риски для инвесторов.

В развитых странах относительные внутренние цены на энергоресурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, когда последние падают. Вместе с  тем изменение внутренних цен значительно меньше, чем мировых в первую очередь благодаря государственному регулированию.

Для нашей  страны, использующей большую часть  энергоресурсов на свои нужды, - это  тем более актуально. Общий уровень  и соотношение цен на энергоносители должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку, потребности в капитальных вложениях. Вместе с тем развитие мировой экономики свидетельствует о том, что повышение цен на топливо и сыри выступает серьезным стимулом структурных изменений в экономике. Возрастает потребность в новых технологиях, содействующих сокращению потребления и сбережения энергии и материалов. Меняется структура производства в пользу наукоемких энергосберегающих производств. Это ведет к сокращению потребления энергоносителей и сырья и, как правило, к снижению мировых цен на эти товары.

В новых  правилах ценообразования на продукцию  российского ТЭК предусматривается  избирательный подход к учету  значимых факторов. Региональным энергетическим комиссиям да обходимо предоставить право дифференцировать тарифы таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность того производственного потенциала, который есть в каждом регионе.

Кроме того, следует выравнивать стоимость  электроэнергии по всей стране для  населения. Можно выравнивать тариф для населения, используя единую энергетическую систему России, если покупать всю электроэнергию на федеральном оптовом рынке и продавать ее потребителям уже по средней одинаковой рыночной цене. Такой механизм ценообразования возможен уже сегодня, В этом и проявляется государственная роль регулирования тарифов. Что же касается тарифов для промышленности, то здесь нужно обеспечить ее глубокую дифференциацию в зависимости от множества факторов.

Для регулирования  тарифов в отраслях ТЭК необходим  единый тарифный орган. Существует жесткая экономическая цепочка: газ - топливо - электроэнергетика - железная дорога. Определение стоимости услуг этих отраслей требует сильной координации.

Государство вынуждено взять на себя ответственность  за регулирование тарифов в отраслях ТЭК и в связи с тем, что оно остается крупным собственником на рынке производства и передачи электроэнергии. Например, его доля в общем объеме произведенной электроэнергии в 2000 г. превысила 80% (без учета атомных электростанций).

Важную  роль в регулировании ТЭК играет Министерство энергетики РФ. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственную политику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств и ведомств в этой области.

Информация о работе Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями