Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат

Краткое описание

Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.

Оглавление

1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

РЕФЕрат.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации» от 12 октября 2000 г. № 777 Минэнерго России разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти программы освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам, текущие и перспективные балансы по отдельным видам энергоресурсов, осуществляет меры по их реализации.

В составе  Минэнерго России работает Госэнергонадзор. У этого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку и выдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме.

Россия - северная, холодная страна. Подготовка энергохозяйства к зиме - это не столько обязанность коммерческих структур, сколько важнейшее государственное дело и долг государства перед своими гражданами.

2 Регулирование энергосбережения

 

Энергоемкость ВВП в России с начала 90-х гг. XX в. сохраняет тенденцию роста. С 1990 по 1999 гг. энергоемкость ВВП России увеличилась на 32%, а энергоемкость промышленного производства - более чем на 45%.

В середине 90-х гг. XX в. принят Федеральный закон «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ. Основной целью Закона являлось стимулирование применения энергосберегающих технологий, в нем не были разработаны конкретные меры по созданию финансово-экономических механизмов, стимулирующих разработку и внедрение энергосберегающих технологий. Кроме факторов структурного характера, росту энергоемкости и электроемкости способствовало увеличение стоимости энергии и ее доли в общих издержках производства, конечной продукции. Так, если в США в автомобильной промышленности доля энергоносителей в себестоимости продукции в 90-х гг. составляла 1-2%, то в России аналогичный показатель достигал 12 - 18%.

Регулирование энергосбережения необходимо на государственном  уровне.

Государственная энергосберегающая политика осуществляется на основе:

- разработки  и реализации федеральных, межрегиональных  и региональных программ энергоснабжения;

- проведения  структурной политики, изменяющей  удельный вес продукции различной  энергоемкости;

- проведения  энергетических обследований предприятий;

- государственной  экспертизы проектов строительства  и создания демонстрационных  зон высокой энергетической эффективности;

- вовлечение  в энергетический баланс нетрадиционных  источников энергии.

Государственная политика энергоснабжения предоставляет  регионам большие полномочия и возможности, так как решение многих экономических  и финансовых проблем перемещается: федерального на региональный уровень.

Применение  многообразных форм влияния на энергосбережение основывается на сочетании централизованных, децентрализованных, экономических, административных и законодательных методов управления, учитывающих возможности воздействии на различные формы собственности и условия, характерные определенного региона.

Экономические методы управления энергосбережением  основаны на материальной заинтересованности предприятий в национальном использовании  ресурсов. Необходимы налоговые льготы предприятиям в виде освобождения части их прибыли от налогообложения при производстве и потреблении ими энергосберегающей техники, льготное кредитование производителей и потребителей энергосберегающих технологий, изделий, работ» услуг, НИОКР и инвестирования соответствующих проектов.

Наряду  с промышленностью, наиболее энергоемко жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).

Реализация  резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в этой отрасли затрудняется монопольным положением предприятий  ЖКХ и отсутствием у потребителя возможности воздействовать на производителя коммунальных услуг.

3 Государственное  регулирование недропользования

 

Механизм  освоения недр на уровне государства  включает два направления:

- мониторинг  состояния минерально-сырьевой базы;

- выработку  и реализацию политики разведки, добычи и использования минерального  сырья.

Первое  направление реализуется Государственной  комиссией по запасам полезных ископаемых при Министерстве природных ресурсов РФ, осуществляющей учет движения разведанных  запасов в натурально-вещественном выражении.

По второму  направлению государственная политика освоения недр в целостном виде не сформирована. С принятием федеральных законов о недрах, о разделе продукции и других правовых актов, началось формирование адекватного рыночным условиям механизма освоения недр. Слабо контролируемая государством коммерциализация добычи и использования минерального сырья привела к тому, что бюджеты всех уровней недополучают значительную часть рентных доходов.

Федеральная власть должна обеспечить лишь рамочные условия эксплуатации месторождений  полезных ископаемых, делегируя полномочия по принятию конкретных решений, связанных с регулированием процессов недропользования, на региональный уровень. Центральное место на федеральном уровне в регулировании недропользования занимает налоговое законодательство о недропользовании. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПН) составлял в 2002 г. 10,9% в доходах федерального бюджета. Устанавливаются коэффициенты, учитывающие особенности добычи. Например, коэффициент, учитывающий особенности геологического строения месторождения, при «простом» строении равен 1, при «сложном» - 0,8 и т.д.Ставки вывозных пошлин на нефть дифференцируются в зависимости от цены на нефть.

В росте  мировых цен на нефть нет заслуги  нефтяных компаний. Поэтому сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать государство. Однако ставка налога на добычу полезных ископаемых должна быть оптимальной и для государства, и для нефтяных компаний, которые рассматривают высокие цены не как сверхдоходы, а как инвестиционные ресурсы (износ производственных фондов ТЭК превышает 50%).

Совершенствование механизма освоения недр связано  с регулированием институциальных  преобразований, в частности, участием государства в трансформации  собственности в минерально-сырьевом секторе. Сегодня можно выделить три формы участия государства в управлении собственностью в ТЭК:

- прямое - в газовой промышленности (контрольный  пакет акций РАО «Газпром»  находится в руках государства)  и электроэнергетике, преобразования  собственности которой проводились  в рамках сохранения государственной  монополии;

- смешанное  - в нефтяной промышленности, где  доля государства составляет 20-50%;

- косвенное  - при добыче твердых полезных  ископаемых, где добывающие предприятия  принадлежат преимущественно частным  лицам.

В угольной промышленности, в частности, велика доля посредников, деятельность которых увеличивает трансакционные издержки (сверх основных затрат на производство и обращение) и способствует убыточности угольных предприятий.

В регионах наиболее полно проявляются интересы субъектов, причастных к добыче и  использованию минерального сырья, поэтому значение субъектов Федерации является преобразующим, а смещение прав и ответственности в области освоения недр на региональный уровень вполне оправдано.

Одними  из механизмов государственного регулирования  в нефтяной отрасли служат экспортные квоты - доступ нефтяных компаний к экспортной трубе квотируется. Это связано с недостатком трубопроводов. Сейчас Правительство РФ занимается разработкой проектов нефтяных трубопроводов на Восток - на каспийский и японский нефтяные рынки. Для государственного регулирования в отраслях ТЭК необходима прозрачность финансовых потоков в конкретной отрасли. Один из вариантов повышения их прозрачности в нефтяной отрасли - продажа части экспортных квот на аукционах.

Негативная  сторона аукционного принципа доступа к нефтяной трубе состоит в том, что за экспортные квоты идет жесткая борьба и их получают прежде всего наиболее мощные добывающие компании. Для того чтобы выставить нефтяной экспорт на аукцион, необходимо сконцентрировать его в крупнейших корпорациях. В этом случае мелкие и средние компании лишатся средств на развитие производственных мощностей.

4 Государственное  регулирование тарифов  на электрическую  и тепловую энергию

 

Государственное регулирование тарифов на электрическую  и тепловую энергию производится в соответствии с нормативными правовыми актами РФ Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и региональными энергетическими комиссиями.

Государственному  регулированию подлежат:

- тарифы  на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями;

- тарифы  на электрическую энергию, отпускаемую  с оптового рынка дефицитным  энергоснабжающим организациям  и другим его субъектам;

- размер  абонентной платы за услуги  по организации функциионирования и развитию Единой энергетической системы России и размер платы за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;

- норматив  формирования средств, предназначенных  для обеспечения безопасности  функционирования атомных электростанций  и их развития;

- размер  платы за услуги по передаче  электрической энергии, электрической  мощности по сетям (в случае  заключения договоров на услуги  по передаче электрической энергии)  и иные услуги, оказываемые на  потребительском рынке.

В настоящее  время Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 года №121 утверждены «Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации» и «Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую тепловую энергию в Российской Федерации». Данные документы внесли значительные дополнения в существующий законодательный порядок формирования тарифов. С их утверждением процедура принятия решения об изменении тарифов получает более жесткую регламентацию.

Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (размер платы за услуги) производится теперь не только по представлению производителями энергии, энергоснабжающими организациями, организациями, оказывающими услуги на оптовом и потребительском рынках, расчетов и обоснований, но и по инициативе регулирующего органа.

В качестве периода регулирования принимается  календарный год. В исключительных случаях, при темпах инфляции в среднем  по России по продукции производственно-технического назначения свыше 2 процентов в месяц, за период регулирования может быть принято полугодие или квартал.

Организации электроэнергетики имеют право  обратиться в Комиссию и соответствующую  региональную комиссию с просьбой о  внеочередном пересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- изменение  затрат на производство и передачу  электрической и тепловой энергии  более чем на 2 процента, вызванное  изменением баланса электрической  энергии и мощности, ростом цен  на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработной плате;

- изменение  перечня и размера, установленных  нормативными актами Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации обязательных отчислений  и платежей;

- изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;

- наступление  событий, появление которых было  маловероятно, и которые оказали  существенное воздействие на состояние коммерческой организации (форс-мажорные обстоятельства).

Законодательно  устанавливается необходимость  обеспечения энергетическими комиссиями открытости для потребителей и производителей электрической и тепловой энергии  процесса установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.

При этом энергетические комиссии несут ответственность  за экономическую обоснованность устанавливаемых  ими тарифов на электрическую  и тепловую энергию (размеров платы  за услуги), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. Последнее вступает в некоторое противоречие с условием открытости информации о формировании тарифов и предоставляет возможность обходить эту важную норму.

Информация о работе Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями