Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58
Сценарными условиями развития экономики в период до 2006 года предусматривается увеличение цен на природный газ для конечных потребителей промышленности (без НДС и оплаты транспортировки по газораспределительным сетям) до 36 - 39 долларов США за 1000 м³ (против 23,3 доллара США за 1000 м³, ожидаемых в 2003 году) с соответствующим увеличением тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей до 3,2 - 3,6 цента за кВт·ч (против 2,4 цента за кВт·ч, ожидаемых в 2003 году). В последующие годы темпы роста цен на газ будут зависеть от развития ситуации на газовом рынке и темпов роста добычи газа.
Цены на газ
будут устанавливаться методом
регулирования предельного
С учётом прогнозируемого
роста цен на газ ежегодное
повышение тарифов в
На остальные
виды топлива (уголь, нефть и нефтепродукты)
свободные цены на внутреннем рынке
будут формироваться под
По мере расширения инвестиционных возможностей темпы позитивных изменений в экономике и ТЭК будут возрастать. Структурные сдвиги в экономике страны в период до 2020 года обеспечат изменение и внешнеторговой специализации экономики: наряду с минеральным сырьём в российском экспорте все большую долю будет составлять продукция высокой степени обработки.
Проведение долгосрочной
государственной энергетической политики
для защиты прав и законных интересов
граждан и хозяйствующих
Стратегическими
ориентирами долгосрочной государственной
энергетической политики являются энергетическая
и экологическая безопасность, а также
энергетическая и бюджетная эффективность.
Достижение указанных ориентиров, повышение
управляемости процесса развития энергетики
требуют формирования основных составляющих
государственной энергетической политики.
К числу таких составляющих относятся
прежде всего недропользование и управление
государственным фондом недр, развитие
внутренних топливно-энергетических рынков,
формирование рационального топливно-энергетического
баланса, региональная и внешняя энергетическая
политика, социальная, научно-техническая
и инновационная политика в энергетическом
секторе.
Главным инструментом осуществления указанной
политики будет комплекс мер экономического
регулирования: ценового (тарифного), налогового,
таможенного и антимонопольного. Создание
непротиворечивой и гибкой системы экономического
регулирования относится к числу важнейших
предпосылок экономической эффективности
энергетической политики.
При проведении энергетической политики
государство в полной мере также будет
использовать свои права собственника
недр и активов в ТЭК. Для повышения эффективности
этого процесса предусматриваются реструктуризация
и акционирование государственной собственности
в данной сфере со средоточением ее преимущественно
в системообразующих секторах ТЭК (транспортная
инфраструктура) и объектах повышенной
опасности (атомная, гидроэнергетика и
др.) с приватизацией других активов, прежде
всего не находящихся под действенным
контролем государства.
Основой реализации энергетической политики
государства будет постоянно развивающаяся
нормативно-правовая база. Её совершенствование
пойдет по пути дальнейшего формирования
законодательства, обеспечивающего стабильность,
полноту и непротиворечивость нормативно-правового
поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности
общества.
В результате реализации мер, предусмотренных
настоящим документом, сформируются эффективно
развивающиеся топливно-энергетический
комплекс и энергетический рынок, удовлетворяющие
потребности растущей экономики в энергоресурсах
и интегрирующиеся с мировыми энергетическими
рынками.
Энергетическая безопасность
Энергетическая
безопасность является важнейшей составляющей
национальной безопасности России. Обеспечение
национальной безопасности – одна
из основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность – это состояние
защищённости страны, её граждан, общества,
государства, экономики от угроз надёжному
топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы
определяются как внешними (геополитическими,
макроэкономическими, конъюнктурными)
факторами, так и собственно состоянием
и функционированием энергетического
сектора страны.
Указанные факторы, сдерживающие развитие
ТЭК, являются одновременно источником
угроз энергетической безопасности России.
Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом
комплексе свидетельствует, что эти угрозы
носят уже вполне реальный характер. Диспропорции
в топливо- и энергообеспечении отдельных
регионов России становятся "хронической
болезнью" (неудовлетворительное состояние
коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении
и др.), что реально угрожает энергетической
безопасности регионов. Проблема усугубляется
географией размещения запасов первичных
энергоресурсов, производства нефтепродуктов
и электроэнергии по регионам страны,
недостаточностью мощностей линий электропередачи,
связывающих Дальний Восток, Сибирь и
европейскую часть страны.
Целью политики энергетической безопасности
является последовательное улучшение
её следующих главных характеристик:
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:
Текущее состояние
минерально-сырьевой базы ТЭК свидетельствует
о несовершенстве сложившейся системы
недропользования и о недостаточной эффективности
управления государственным фондом недр,
а также о необходимости внесения принципиальных
изменений в сформировавшиеся механизмы
воспроизводства сырьевой базы углеводородов,
которые не учитывают правовых и экономических
реалий, сложившихся в России за годы реформ.
Несовершенство системы государственного
управления и контроля в области использования
и воспроизводства стратегических видов
сырья приводит к форсированной отработке
лучших по качеству запасов, низким темпам
ввода новых месторождений, нарушениям
проектов разработки осваиваемых месторождений,
недостаточным темпам подготовки запасов
и другим негативным тенденциям, угрожающим
энергетической безопасности страны.
Основная цель государственной энергетической
политики в области недропользования
и управления государственным фондом
недр, осуществляемой в соответствии с
принципами и положениями Основ государственной
политики в области использования минерального
сырья и недропользования, - обеспечение
воспроизводства минерально-сырьевой
базы углеводородных и иных топливно-энергетических
ресурсов и рациональное использование
недр Российской Федерации для обеспечения
устойчивого экономического развития
государства.
Для достижения указанной цели предусматриваются:
Проведение либерализации
условий функционирования и частичной
приватизации предприятий энергетического
сектора в период экономических
реформ не сопровождались мерами по демонополизации
и формированию эффективной структуры
внутренних энергетических рынков.
Система внутренней торговли всеми видами
энергетических ресурсов характеризуется
недостаточным уровнем конкуренции, отсутствием
объективных индикаторов спроса и предложения,
непрозрачностью финансовых потоков и
принципов формирования цен. Для торговли
энергоресурсами характерно наличие закрытых
картельных цепочек, препятствующих формированию
справедливых, экономически оправданных
цен, повышению качества продукции и допускающих
создание искусственного дефицита товара.
Целью политики в данной сфере является
устойчивое удовлетворение внутреннего
спроса на энергетические ресурсы высокого
качества по стабильным и приемлемым для
российских потребителей ценам на основе
создания и развития прозрачных энергетических
рынков с высоким уровнем конкуренции
и справедливыми принципами организации
торговли.
Основными составляющими развития внутренних
топливно-энергетических рынков являются:
Меры структурной
политики предусматривают: