Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:15, реферат
Топливно-энергетический комплекс основа современного хозяйства любой страны. В то же время, топливная промышленность один из главных загрязнителей природной среды. Особенно сильное разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов.
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
1 . Введение 3
Глава 1 Понятие "топливно-энергетический комплекс", его структура и значение 4
1. Удельный вес отраслей промышленности ТЭКа в структуре промышленного производства в России, крупнейших странах мира и СНГ 6
2. Топливный баланс России, его характеристика, изменение на современном этапе 9
Глава 2 Государственное управление топливно-энергетическим комплексом 12
1 Функции государственных органов, регулирующих топливно-энергетический комплекс 12
2 Регулирование энергосбережения 14
3 Государственное регулирование недропользования 16
4 Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию 17
Глава 3 Сущность программы "Энергетическая стратегия России до 2020г." 22
1. Цели и приоритеты энергетической стратегий России до 2020 года 22
2. Проблемы и основные факторы развития ТЭК 25
3. Основные тенденций и прогнозные параметры развития экономики России на перспективу 28
1. Варианты социально-экономического развития 28
2. Прогнозные параметры социально-экономического развития 29
4. Государственная энергетическая политика 33
1. Основы государственной энергетической политики 33
2. Недропользование и управление государственным фондом недр 36
3. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков 38
4. Формирование рационального топливно-энергетического баланса 41
5. Перспективы спроса на Российские энергоресурсы 45
1. Формирование спроса на топливо и энергию на внутреннем рынке 45
2. Россия на мировых энергетических рынках 48
6. Перспектива развития ТЭК 54
Заключение 56
Список литературы 58
Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группа) потребителей исходя из:
- соответствия
тарифов, устанавливаемых для
различных категорий (групп)
- равноприбыльности
энергоснабжения различных
- уровня
напряжения в точке
- средних
затрат на транспортировку
При представлении
экономических обоснований
Важным нововведением является распределение общей потребности в финансовых средствах между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией, тепловой мощностью и услугами пропорционально себестоимости. Таким образом, устраняется возможность перекрестного субсидирования одних видов услуг за счет других, что важно в условиях, когда предприятие производит одновременно как конкурентную, так и монопольную продукцию.
Для установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, гидравлические, тепловые, атомные электростанции, избыточные энергоснабжающие организации и другие организации представляют Федеральной энергетической комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
- экономическое обоснование общей потребности на период регулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
- определение
видов и объемов продукции
в натуральном выражении,
- распределение
общей потребности в
- расчет среднего тарифа и тарифа на каждый вид продукции.
Для взаиморасчетов за фактически поставленную на оптовый рынок тепловыми и атомными электростанциями электрическую энергию, тариф определяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя из норм удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период, фактических режимов работы оборудования тепловой (атомной) электростанции и фактической цены топлива с учетом оптимизации.
Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой на оптовый рынок, определяются на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности.
Распределение общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах производится между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией и тепловой мощностью также в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции, определяемой в установленном порядке.
При установлении тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемые с оптового рынка, Федеральная энергетическая комиссия:
- рассчитывает
общие затраты на поставку
электрической энергии (
- определяет
объем продукции в натуральном
выражении, поставляемой с
- распределяет общую потребность в финансовых средствах пропорционально затратам на поставку электрической энергии и мощности на оптовый рынок.
Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах Российского акционерного общества «ЕЭС России» и государственного предприятия – концерна «Росэнергоатом» по видам регулируемой деятельности, производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производственных, и социальных нужд, и прогнозируемых цен и тарифов.
Несмотря на утверждение основных документов, регламентирующих порядок регулирования тарифов на энергию, до сих пор существует ряд серьезных недостатков в нормативно-методических основах определения себестоимости и тарифов, наиболее существенные из которых:
- отсутствие экономически обоснованных методов разнесения затрат на топливо и капитальных вложений на тепло- и электроэнергию при сооружении ТЭЦ и эксплуатационных расходов между отпускаемой электрической и тепловой энергией;
- количественно не определены требования по качеству поставляемой потребителю тепловой энергии, в первую очередь, показатели надежности теплоснабжения.
Существующий подход к определению удельных капиталовложений при проектировании ТЭЦ не учитывает особенностей комбинированного производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ: все капиталовложения в промышленное строительство относятся только к установленной электрической мощности ТЭЦ. Именно по этой причине капиталовложения в ТЭЦ в 1,5 раза и более выше, чем на КЭС. Такой подход не может считаться правомерным, поскольку подавляющая часть сооружений и оборудования ТЭЦ служат одновременно для производства тепла и электроэнергии.
Россия располагает
значительными запасами энергетических
ресурсов и мощным топливно-энергетическим
комплексом, который является базой
развития экономики, инструментом проведения
внутренней и внешней политики. Роль
страны на мировых энергетических рынках
во многом определяет её геополитическое
влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность
всех отраслей национального хозяйства,
способствует консолидации субъектов
Российской Федерации, во многом определяет
формирование основных финансово-экономических
показателей страны. Природные топливно-энергетические
ресурсы, производственный, научно-технический
и кадровый потенциал энергетического
сектора экономики являются национальным
достоянием России. Эффективное его использование
создает необходимые предпосылки для
вывода экономики страны на путь устойчивого
развития, обеспечивающего рост благосостояния
и повышение уровня жизни населения.
Начавшийся экономический рост неизбежно
повлечет за собой существенное увеличение
спроса на энергетические ресурсы внутри
страны, что требует решения унаследованных
и накопившихся за годы реформ экономических
проблем в условиях глобализации и ужесточения
общемировой конкуренции, обострения
борьбы за энергетические ресурсы, рынки
и др.
Соответствовать требованиям нового времени
может только качественно новый топливно-энергетический
комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый,
экономически эффективный и динамично
развивающийся, соответствующий экологическим
стандартам, оснащенный передовыми технологиями
и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения
экономики и населения страны всеми видами
энергии необходима научно обоснованная
и воспринятая обществом и институтами
государственной власти долгосрочная
энергетическая политика.
Целью энергетической политики является
максимально эффективное использование
природных топливно-энергетических ресурсов
и потенциала энергетического сектора
для роста экономики и повышения качества
жизни населения страны.
Энергетическая стратегия России на период
до 2020 года (далее именуется – Энергетическая
стратегия) является документом, конкретизирующим
цели, задачи и основные направления долгосрочной
энергетической политики государства
на соответствующий период с учётом складывающейся
внутренней и внешней ситуации в энергетическом
секторе и его роли в обеспечении единства
экономического пространства Российской
Федерации, а также политического, макроэкономического
и научно-технологического развития страны.
Главной задачей настоящего документа
является определение путей достижения
качественно нового состояния ТЭК, роста
конкурентоспособности его продукции
и услуг на мировом рынке на основе использования
потенциала и установления приоритетов
развития комплекса, формирования мер
и механизмов государственной энергетической
политики с учётом прогнозируемых результатов
её реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии
являются:
полное и надёжное
обеспечение населения и
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;
минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством
решения поставленных задач является
формирование цивилизованного
Основные механизмы государственного
регулирования в сфере топливно-энергетического
комплекса предусматривают:
меры по созданию
рациональной рыночной среды (включая
согласованное тарифное, налоговое,
таможенное, антимонопольное регулирование
и институциональные
повышение эффективности
управления государственной
введение системы
перспективных технических
стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
Представленные
в настоящем документе
Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.
В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования.
В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Вместе с тем в отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:
высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов;
ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до 6 раз;
практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;