Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть воспроизводство населения и рабочей силы на территории Свердловской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить численность и воспроизводство населения, воспроизводство рабочей силы; а также рассмотреть численность и воспроизводство населения Свердловской области;
2) рассмотреть преодоление демографического кризиса Свердловской области, и разработать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Свердловской области.
Введение
1. Теоретические аспекты воспроизводства населения и рабочей силы
1.1. Население как фактор развития национального хозяйства
1.2. Воспроизводство рабочей силы
2. Анализ показателей воспроизводства населения и рабочей силы на территории Свердловской области
2.1. Численность и воспроизводство населения в Свердловской области
2.2. Анализ рынка труда и кадровых потребностей в Свердловской области
2.3. Показатели, характеризующие воспроизводство рабочей силы и населения
3. Меры по улучшению воспроизводства населения и рабочей силы в Свердловской области
3.1. Цели и приоритеты демографического развития в Свердловской области на период до 2020 года
3.2. Мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в Свердловской области
Заключение
Список использованных источников
Если это отношение умножить на 1000, то получится результат в промилле (%), т.е. показатель рождаемости на 1000 жителей в год:
Подобным же образом рассчитывается общий коэффициент смертности -m
где m - общий коэффициент смертности, M - количество умерших, Р - средняя численность населения, Т - период времени в годах .
Однако общие коэффициенты рождаемости и смертности очень примитивны, дают лишь грубое, зачастую неправильное представление об уровне рождаемости и смертности и их изменениях, поскольку их величина зависит не только от интенсивности деторождения, но и от возрастного и полового состава, брачного состояния населения. Так, районы, характеризующиеся высоким удельным весом пожилого населения, имеют более низкие общие коэффициенты рождаемости, и более высокие коэффициенты смертности, в сравнении с районами, заселенными молодым населением. Районы новостроек, характеризуемые низкой долей женского населения и, соответственно, низким уровнем брачности имеют, как правило, и низкий коэффициент рождаемости. Поэтому для более точной характеристики воспроизводства населения используют ряд других показателей. Самыми распространенными среди них являются повозрастные демографические коэффициенты. Они вычисляются как отношение числа демографических событий, происшедших в данной возрастной группе за определенный период времени, к средней численности этой группы за тот же период времени.
Повозрастные коэффициенты рождаемости чаще всего рассчитываются для женщин детородного возраста. Такой коэффициент называется специальным коэффициентом рождаемости.
Специальный коэффициент рождаемости - число родившихся за год на 1000 женщин в детородном (фертильном) возрасте (15-49 лет):
где F - специальный коэффициент рождаемости, N - число рождений у женщин детородного возраста (15-49 лет) в течение года, W - численность этих женщин.
Более точными измерениями уровня рождаемости служат частные коэффициенты. Чаще всего применяются возрастные коэффициенты
Возрастные коэффициенты рождаемости - среднее число деторождений за год на 1000 женщин данного возраста.
где Fx / x + y - возрастной коэффициент рождаемости, Nx / x + y - число рождений детей у матерей от х до х+ y лет включительно, Wx / x + y - численность женщин этого возраста.
Суммарный коэффициент рождаемости - среднее число детей у одной женщины за всю ее жизнь.
Данный показатель рассчитывается на определенный год как сумма однолетних возрастных коэффициентов рождаемости ( y =1 ) деленная на 1000 (т.е. в расчете на 1 женщину).
где F сум - суммарный коэффициент рождаемости, ? Fx / x + y - сумма возрастных коэффициентов рождаемости.
При использовании возрастных коэффициентов рождаемости по пятилетним возрастным группам ( y =5) суммарный коэффициент равен сумме данных повозрастных коэффициентов умноженной на 5 и деленной на 1000.
Брутто-коэффициент воспроизводства - это среднее число девочек, рожденных женщиной за весь фертильный период. Он рассчитываеся по формуле:
R=dF сум
где Fсум - суммарный коэффициент рождаемости, d- доля девочек среди новорожденных.
Однако не все родившиеся девочки доживают до возраста своих матерей, т.е. принимают участие в создании новых поколений. Это учитывает нетто коэффициент воспроизводства женского населения.
R 0 =dF сум Lx или R 0= RLx
где d- доля девочек среди новорожденных., F сум- количество детей, рожденных одной женщиной в течение жизни , Lx -коэффициент дожития девочек до возраста матери, рассчитываемый по таблице смертности.
Если R 0 > 1, численность населения растет (расширенное воспроизводство), если R 0 = 1, численность населения не меняется (простое воспроизводство), если R 0 < 1, убывает (суженное воспроизводство).
Важное место при характеристике воспроизводства занимает анализ повозрастных коэффициентов смертности - количество умерших в течение года на 1000 жителей данной возрастной группы. Они, как правило, повышены на первом году жизни, минимальны в возрасте 5-14 лет, а затем постепенно растут, достигая максимума среди людей пожилого возраста, выше они у мужчин.
Как правило, расчет коэффициента смертности ведется отдельно для женского и мужского населения, ввиду различий в этих показателях.
Большое значение в демографии придается показателю младенческой смертности, под которой понимается смертность детей в возрасте до одного года. Младенческая смертность значительно превышает смертность во всех последующих возрастных группах, за исключением пожилого и старческого возраста, и является одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья и качество жизни населения.
Младенческая смертность. Многолетняя практика показала, что из умерших в данном году младенцев 2/3 рождается в том же году, а 1/3 - в предыдущем. Исходя из этого, коэффициент младенческой смертности (q0) можно вычислить следующим образом:
где Мо - число умерших за год младенцев, No - число родившихся в данном году, N -1 число родившихся в прошлом году. Эта формула получила название формулы Ратса, по имени исследователя первым рассчитавшего коэффициент младенческой смертности. В последнее время в странах с низкой младенческой смертностью при расчете коэффициента берут соотношение 3/4 N 0 и 1/4 N- 1 . [6, с. 245]
Еще одним важным демографическим показателем, так же красноречиво, как и младенческая смертность, говорящим о социальном благополучии, является показатель средней продолжительности жизни, а точнее средней продолжительности предстоящей жизни. Средняя продолжительность жизни Eo определяется как среднее число лет, которое предстоит прожить новорожденному при существующем в данный момент порядке вымирания. Для уже достигших возраста x средняя продолжительность жизни будет складываться из x прожитых лет и средней продолжительности предстоящей жизни для возраста x . Среднюю продолжительность жизни следует отличать от среднего возраста умерших в какой-то период. Средний возраст умерших в значительной степени зависит от возрастной структуры населения, и его величина зачастую просто отражает особенности возрастной структуры населения в данный период.
С учетом сложившейся демографической ситуации основной целью демографического развития Свердловской области является:
1) на I этапе (2007-2010 годы): преодоление к 2010 году негативных показателей воспроизводственных процессов, достижение "нулевого" уровня естественной убыли населения за счет консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Свердловской области, увеличение размеров инвестиций и расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней;
2) на II этапе (2011-2020 годы): создание условий для дальнейшего роста численности постоянного населения области в последующие годы за счет роста рождаемости, снижения смертности и оптимизации миграционного движения населения. [1]
Приоритетные направления в сфере создания условий для стабилизации и повышения рождаемости; укрепления репродуктивного здоровья населения, создания условий для безопасного материнства; развития и укрепления института семьи:
- проведение соответствующей задачам демографического роста экономической и бюджетной политики (создание системы приоритетных вложений бюджета и создание условий частным инвесторам для обеспечения здорового материнства, приоритета здоровой семьи, перспективности и безопасности детства, создания жилищных условий для каждой нуждающейся молодой семьи, иных форм инвестирования в отраслях здравоохранения и образования области);
- сокращение низкооплачиваемых категорий работающих до 0, легализация теневой части заработной платы за счет установления социального норматива - часовой оплаты труда на отдельные виды работ и заключения областного тарифного сокращения, ориентированного по тарифной ставке 1 разряда на прожиточный минимум трудоспособного населения;
- доведение до средне-российского уровня областной среднемесячной заработной платы и в разрезе муниципальных образований за счет формирования эффективного механизма ее регулирования на основе многоуровневой системы социального партнерства и введения нового социального норматива - бюджета развития семьи;
- увеличение номинальной заработной платы работников бюджетной сферы в 1,9 раза за счет введения новых отраслевых систем оплаты труда;
- увеличение заработной платы молодым специалистам, принятым после окончания учебного заведения на работу в сельхоз организации, за счет сохранения в течение 2 лет дополнительных выплат; доплаты руководителю, вновь избранному в убыточное сельскохозяйственное предприятие;
- снижение численности незанятого населения в трудоспособном возрасте, территориальной дифференциации безработицы; снижение женской безработицы до минимума за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и самозанятости;
- установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирования (квотирования) процесса создания для них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготовки, обучения их профессиям, востребованным на современном рынке труда; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей; обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми; увеличение объемов социальных выплат семьям, имеющих детей, и введение новых специальных мер поддержки многодетных семей;
- снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми, территориальных контрастов уровня жизни и отраслевой дифференциации доходов; сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного потенциала молодой семьи (социальная институционализация государственной политики в отношении молодых семей);
- вовлечение муниципальных образований Свердловской области в разработку и реализацию федеральных, областных и муниципальных целевых социальных программ поддержки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики на всех уровнях;
- формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;
- развитие и поддержка общественных организаций молодых семей;
- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучной семьи;
- повышение уровня обеспечения населения жильем до 25,7 кв.м к 2010 году на человека;
- внесение изменений в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (в возрасте до 35 лет) в части списания долга молодых семей: при рождении первого ребенка - 5% долга, второго - 45%, третьего - оставшиеся 50%;
- внесение изменений в областные целевые жилищные программы, направленные на улучшение жилищных условий различных категорий граждан, в части снижения процентной ставки по различным видам кредитования при рождении третьего ребенка;
- предоставление бесплатного жилья семье при рождении одновременно трех и более детей;
- создание организационных и финансово-кредитных механизмов государственной поддержки граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или приобретении жилья;
- увеличение строительства дошкольных учреждений;
- развитие альтернативных форм дошкольных учреждений (групп продленного дня; интернатов с недельным содержанием и т.д.);
- выплата родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- организация и увеличение числа служб психологического консультирования лиц, подающих заявления на регистрацию брака, по различным вопросам семейной жизни с целью корректировки возможных нарушений супружеских отношений и предотвращения разводов;
- развитие в Свердловской области сети учреждений социального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;
- воздействие на моральный климат общества посредством СМИ, рекламных носителей, образовательных программ, иных акций с целью повышения степени нравственности населения;
- объявление трехдетной семьи, ведущей здоровый образ жизни, областным приоритетом; изменение общественных установок населения, ориентирование их на создание многодетной семьи, повышение ценности семьи и детей;