Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть воспроизводство населения и рабочей силы на территории Свердловской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить численность и воспроизводство населения, воспроизводство рабочей силы; а также рассмотреть численность и воспроизводство населения Свердловской области;
2) рассмотреть преодоление демографического кризиса Свердловской области, и разработать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Свердловской области.
Введение
1. Теоретические аспекты воспроизводства населения и рабочей силы
1.1. Население как фактор развития национального хозяйства
1.2. Воспроизводство рабочей силы
2. Анализ показателей воспроизводства населения и рабочей силы на территории Свердловской области
2.1. Численность и воспроизводство населения в Свердловской области
2.2. Анализ рынка труда и кадровых потребностей в Свердловской области
2.3. Показатели, характеризующие воспроизводство рабочей силы и населения
3. Меры по улучшению воспроизводства населения и рабочей силы в Свердловской области
3.1. Цели и приоритеты демографического развития в Свердловской области на период до 2020 года
3.2. Мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в Свердловской области
Заключение
Список использованных источников
Снижение объемов производства повлияло на изменение основных показателей рынка труда в Свердловской области.
Так, за период с 1 октября по 1 января 2009 года:
1) уровень регистрируемой безработицы вырос на 0,50 процентных пункта (с 1,08 процента до 1,58 процента);
2) численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Свердловской области, возросла на 45 процентов (с 26408 до 38362 человек);
3) количество заявленных вакансий снизилось в 2,6 раза (с 46834 до 17866 вакансий);
4) 66 предприятия области заявили о предстоящих массовых увольнениях 11857 работников.
Неблагоприятное воздействие на возможность предоставления услуг по трудоустройству будет оказывать сокращение в последнее время числа заявляемых организациями в центры занятости вакансий, а также их отзыв.
Сложнее будет трудоустроиться гражданам, не имеющим профессии, низкоквалифицированным и малоопытным работникам, выпускникам.
Уровень профессиональной квалификации работников является главным наряду со структурной перестройкой экономики фактором решения задачи роста производительности труда.
Приоритеты развития:
− снижение трудовых затрат на единицу объема продукции путем внедрения прогрессивных наукоемких и ресурсосберегающих технологий, передовой организации труда и повышения профессионально-
− поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
− увеличение расходов всех уровней бюджета, хозяйствующих субъектов Свердловской области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров для создания современной материально-технической базы профессионального образования, стимулирования качественных результатов образовательной деятельности учреждений профессионального образования, стимулирования партнерства бизнеса и образования;
− совершенствование качества образовательных программ подготовки кадров для государственной гражданской службы и муниципальной службы, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и способствующих созданию системы антикоррупционных противодействий;
− обеспечение предприятий Свердловской области квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами посредством формирования регионального заказа на подготовку кадров начального и среднего профессионального образования с учетом потребностей отраслей экономики Свердловской области;
− создание нормативной и методической базы формирования областного заказа на подготовку и переподготовку кадров;
− развитие инновационного содержания профессионального образования, отвечающего приоритетам социально-экономического развития региона;
− обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на увеличение миграционного прироста населения Свердловской области, в том числе за счет притока трудоспособного населения из трудоизбыточных регионов Российской Федерации и переселения соотечественников из-за рубежа в рамках Государственной и областной программ по оказанию содействия переселению соотечественников из-за рубежа;
− усиление государственного регулирования количества и качества привлекаемой рабочей силы с обеспечением приоритетности национальных трудовых ресурсов в занятии вакантных рабочих мест, рассматривая привлечение иностранной рабочей силы как временное средство решения вопроса кадрового восполнения.
До 2010 года:
− снижение потребности в дополнительном привлечении рабочей силы за счет роста производительности труда на 8-10%;
− необходимость учета возрастания социальных рисков (криминогенная, санитарно-эпидемиологическая, межнациональная обстановка) в связи с увеличением масштаба привлечения иностранной рабочей силы;
− стабилизация к 2010 году численности привлекаемой иностранной рабочей силы.
2011-2015 годы:
− стабилизация привлечения иностранной рабочей силы на уровне 90 тыс. человек в год, или 4,5% от численности занятого в экономике населения;
− постепенный переход к привлечению иностранной рабочей силы среднего и высшего уровня квалификации;
− значительное снижение потребности в дополнительном привлечении рабочей силы (на 28%) в связи с ростом производительности труда;
− увеличение экономической активности трудоспособного населения и населения старше трудоспособного возраста, в том числе благодаря повышению эффективности услуг здравоохранения (снижение смертности трудоспособного населения, повышение уровня здоровья как трудоспособного населения, так и населения старше трудоспособного возраста);
− реализация программ содействия расширению моделей здорового образа жизни.
2016-2020 годы
− снижение темпов падения численности трудоспособного населения;
− сокращение привлечения иностранной рабочей силы;
− доведение уровня затрат организаций Свердловской области на профессиональное образование до 1% от фонда заработной платы организаций (характерный для развитых европейских стран);
- профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний.
Таблица 3
Индикаторы обеспечения экономики Свердловской области
трудовыми ресурсами
№ | Наименование показателя | Единица измерения | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
---|---|---|---|---|---|
1. | Потребность в дополнительном привлечении трудовых ресурсов | тыс. чел. | 248,8 | 281,6 | 288,4 |
1.1 | Обеспечение собственными трудовыми ресурсами (выпускниками учреждений профессионального и общего образования) | тыс. чел. | 190,7 | 160,7 | 145,3 |
1.2 | Уменьшение потребности за счет роста производительности труда
| тыс. чел. | 22,0 | 78,8 | 96 |
2. | Расходы организаций Свердловской области на профессиональное образование | % от фонда заработной платы организаций | 0,5 | 0,75 | 1,0 |
3. | Снижение потребности в дополнительном привлечении трудовых ресурсов за счет роста производительности труда | % | 8,8 | 28 | 33,3 |
4. | Доля удовлетворения потребности за счет привлечения выпускников общего и профессионального образования | % от общей потребности | 76,6 | 57,1 | 50,4 |
5. | Уровень регистрируемой безработицы | % | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Рассмотрим соотношение объемов подготовки по отраслевым группам к прогнозной численности востребованности специалистов. Индикатор рассчитан как для общего выпуска по отраслевым группам, так и для выпуска по очной форме обучения. В таблице приведены индикаторов в порядке убывания только для корректно рассчитанных (в пределах ошибки репрезентативности) групп специальностей. Этот индикатор показывает, во сколько раз больше, чем, вероятно, потребуется, выпускается специалистов по отраслевым группам.
Таблица 4
Соотношение объемов подготовки по отраслевым группам [1]
Отраслевая группа | Отношение общего выпуска к прогнозной востребованности | Отношение выпуска по очной форме обучения к прогнозной востребованности | |
1 | Социальные специальности | 32,6 | 10,1 |
Естественнонаучные специальности | 14,2 | 6,1 | |
Право | 11,2 | 4,3 | |
Гуманитарные специальности | 11,1 | 4,3 | |
2 | Промышленность электронная | 4,6 | 2,4 |
Энергетика | 4,0 | 1,6 | |
Промышленность химическая | 3,9 | 1,3 | |
Сельское хозяйство | 2,9 | 1,3 | |
Промышленность машиностроительная | 2,5 | 1,2 | |
Экология и природопользование | 2,0 | 1,0 | |
Культура и искусство | 3,1 | 1,0 | |
Сервис | 2,5 | 0,8 | |
Межотраслевые специальности | 3,8 | 0,8 | |
Строительство и архитектура | 2,2 | 0,8 | |
Эксплуатация транспорта | 2,0 | 0,6 | |
3 | Здравоохранение | 1,0 | 0,5 |
Разработка полезных ископаемых | 2,3 | 0,5 | |
Экономика и управление | 1,7 | 0,4 | |
Управление качеством | 1,5 | 0,4 | |
Безопасность жизнедеятельности | 1,2 | 0,3 | |
Образование | 1,1 | 0,2 |
Лидерами «перепроизводства» выступают социальные, естественнонаучные, гуманитарные специальности и специальности права (1).
В следующую группу (2) отнесены специальности, объемы подготовки по которым в 2-4 раза превосходят прогнозные оценки востребованности специалистов. К группам специальностей, выпуск по которым можно назвать более-менее оптимальным (3), относятся следующие отраслевые группы: Здравоохранение, Разработка полезных ископаемых, Экономика и управление, Управление качеством, Безопасность жизнедеятельности, Образование.
Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня работоспособности, его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда. В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих. [8, с. 41]
Ценностью (полезностью) рабочей силы как товара является способность в процессе труда (использования капиталистом купленной рабочей силы) создания новой стоимости, которая обычно больше уплаченной рабочему стоимости. Такое превышение называется прибавочной стоимостью. Именно прибавочная стоимость служит основой формирования прибыли.
Рабочая сила не всегда является товаром. Она может не принадлежать человеку и забираться без эквивалентного обмена. Человек может не обладать юридической свободой (заключённый, ребёнок). Человек может самостоятельно работать и продавать потом результаты труда, а не собственный труд (ремесленник, художник, фермер, частный предприниматель, если они не используют наёмных рабочих).
Для характеристики воспроизводства населения используются количественные показатели демографических событий. Причем, наибольшее значение среди них имеют не абсолютные (число рождений, смертей), а относительные показатели, т.е. соотношение данных событий к общей численности населения. Чаще всего используются общие коэффициенты рождаемости (ОКР) и смертности (ОКС). ОКР (n) определяется как отношение числа родившихся (живорожденных- N ) к среднему населению (P) в течение единицы времени (Т - период времени в годах).