Меры по улучшению воспроизводства населения и рабочей силы в Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть воспроизводство населения и рабочей силы на территории Свердловской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить численность и воспроизводство населения, воспроизводство рабочей силы; а также рассмотреть численность и воспроизводство населения Свердловской области;
2) рассмотреть преодоление демографического кризиса Свердловской области, и разработать мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Свердловской области.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты воспроизводства населения и рабочей силы
1.1. Население как фактор развития национального хозяйства
1.2. Воспроизводство рабочей силы
2. Анализ показателей воспроизводства населения и рабочей силы на территории Свердловской области
2.1. Численность и воспроизводство населения в Свердловской области
2.2. Анализ рынка труда и кадровых потребностей в Свердловской области
2.3. Показатели, характеризующие воспроизводство рабочей силы и населения
3. Меры по улучшению воспроизводства населения и рабочей силы в Свердловской области
3.1. Цели и приоритеты демографического развития в Свердловской области на период до 2020 года
3.2. Мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в Свердловской области
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Воспроизводство населения и рабочей силы на территории Свердловской области3.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Правда, в современных условиях такая идеальная конкуренция явление редкое. До сих пор допускается дискриминация (ограничение или лишение права определенных групп граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.).

Свою силу на рынке труда проявляет и монополия. Прежде всего монополисты средств производства – работодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющую противоборствующую силу и дающей возможность снижать заработки. В свою очередь, организация работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями вести контрнаступление, отстаивать общие экономические интересы. Чтобы добиться повышения заработной платы, в западных странах профсоюзы применяют, в частности, такие меры:

- добиваются прямого повышения ставок заработной платы при заключении коллективных договоров с бизнесменами;

- проявляют заботу об обучении работников новым профессиям и специальностям, которые пользуются спросом на рынке труда;

- борются против попыток работодателей использовать политику монопсонии на рынке труда, направленную на понижение уровня оплаты рабочей силы.

Столкновение между предпринимателями и профсоюзами иногда могут носить ожесточенный характер (забастовочный). Не случайно, поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. Образуется своего рода «треугольник», в котором взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, который регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда. Это регулирование влияет на амплитуду колебаний, которым подвержена величина заработной платы в зависимости от ряда обстоятельств.

Максимальная граница вознаграждения за труд определяется верхним пределом стоимости рабочей силы, повышенным спросом на работников определенной профессии и определенной монополизацией рынка со стороны профессионального союза работников. Минимальная же граница образуется с учетом низшего предела стоимости рабочей силы, в результате возросшего предложения труда и образования монополий со стороны работодателей.

В сторону возрастания стоимости рабочей силы действуют такие основные факторы:

- рост интенсивности труда (физического и умственного);

- рост материальных, духовных и социальных потребностей;

- возрастание сложности рабочей силы (ее общеобразовательного и квалификационного уровня, потребность в овладении двумя и более специальностей);

- ухудшение окружающей среды, особенно загрязненность больших городов, что требует дополнительных затрат на воспроизводство рабочей силы нормального качества;

- постепенное удорожание услуг в сфере образования, здоровья, коммунальных услуг и др.;

- улучшением качества труда.

В сторону снижения стоимости товара «рабочая сила» способствуют такие факторы:

- возрастание общественной продуктивности труда (прежде всего, в отраслях, производящих предметы личного потребления, поскольку при этом снижается стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы наемного работника и членов его семьи);

- снижение качества труда (что показывает связь меновой стоимости рабочей силы с ее потребительской стоимостью);

- повышение налогов на оплату труда;

- широкое использование детского и женского труда, труда мигрантов (более дешевого);

Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости вниз приводит к невозможности осуществления воспроизводства за счет реальной заработной платы рабочей силы. В этих условиях наблюдаются тенденции к увеличению социальных затрат государства. При этом, государство хотя и осуществляет социальную защиту населения, но при этом, как свидетельствует опыт, в полной мере оно не возмещает социальных затрат населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ показателей воспроизводства населения и рабочей силы Свердловской области

2.1. Численность и воспроизводство населения Свердловской области

 

Свердловская область - один из наиболее крупных по численности населения регион России. Лишь менее 13% населения области проживает в сельской местности.

Национальный состав населения области отличается разнообразием. Здесь проживают представители более 50 национальностей и этнических групп. Большинство населения области составляют русские (89%). В местах компактного проживания татар и башкир доля русского населения снижается до 62%. В чисто русских районах – доходит до 97%.

Около 4% населения области составляют татары. 2% населения области составляют украинцы. Около 1% населения составляют башкиры. Пятой по численности группой населения области являются немцы. Они составляют 0,67% жителей области. В отдельных районах области компактно проживают марийцы. В Красноуфимском районе их численность составляет 15% от общей численности населения.

Коренное население области манси (вогулы) в настоящее время практически отсутствует. В северных районах области сохранилось несколько семейных кланов манси общей численность менее 300 человек.

Смертность превышает рождаемость, естественный прирост отрицательный и не компенсируется миграционным притоком. Общая численность населения снижается довольно быстрыми темпами.

Численность населения Свердловской области по оценке на начало 2009 составляла 4395,6 тыс. чел..

Плотность населения 22,6 человека на км². (1)

 

 

21

 



Таблица 1

Демографические показатели (с прогнозом) Свердловской области

 

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2015

1

Общая численность населения, чел.

4407800

4384700

4360200

4335800

4311700

4287700

4171500

2

Родившиеся, чел.

47841

48642

49266

49792

50270

50569

50555

3

Умершие, чел.

74070

74548

74620

74635

74692

74823

72696

4

Естественный прирост (убыль), чел.

-26229

-25906

-25354

-24843

-24422

-24254

-22141

5

Миграционный прирост (убыль), чел.

4600

2800

900

500

300

200

200

6

Баланс населения [пункт 4+пункт 5], чел

-21629

-23106

-24454

-24343

-24122

-24054

-21941


 

В Свердловской области в 2008г. на 7% выросла рождаемость и на 3% снизилась смертность.

За 2008 год на развитие медицины из областного и федерального бюджетов было направлено свыше 30 миллиардов рублей, что существенно выше среднероссийских показателей. На Среднем Урале рождаемость возросла более чем на 7%, смертность снизилась более чем на 3%. За счет сокращения числа несчастных случаев из-за травм и отравлений и сердечно-сосудистых заболеваний существенно уменьшилось количество смертей среди трудоспособного населения.

Продолжается стабильная тенденция снижения младенческой смертности. За прошлый год в среднем по области произошло около 8 смертей на тысячу родившихся малышей. Причем в пяти муниципальных образованиях в 2008 году случаи смерти младенцев вообще не зарегистрированы.

Сейчас в регионе эффективно реализуются «Концепция народосбережения в Свердловской области», губернаторские и целевые областные программы «Мать и дитя», «Урологическое здоровье мужчин», «Кардиохирургия», «Онкогематология», «Уральская семья» и «Уральская деревня». Областной центр «Сердце и сосуды» по объемам выполняемых операций вошел в первую пятерку российских кардиохирургических центров, впервые преодолен рубеж в 1300 операций с искусственным кровообращением.

Введенный в эксплуатацию первый в России роботизированный хирургический комплекс «Да Винчи» позволяет проводить уникальные операции с использованием микрохирургической техники во всех разделах хирургии: абдоминальная, сосудистая хирургия, кардиохирургия, урология и многое другое.

Стремительными темпами развивается индустрия производства медицинской техники и фармацевтических препаратов. К 2010 году на Среднем Урале будет производиться медицинской техники не менее чем на 4 миллиарда рублей в год.

Численность постоянного населения Свердловской области согласно данным Свердловского областного комитета государственной статистики показана в таблице 2.

Таблица 2

Численность и динамика постоянного населения Свердловской области (тыс. чел.)

 

2007г.

2008г

2009г

2007г. к 2009г., %

Все население

4448

4528

4717

94

Городское население

3914

4005

4108

95

Екатеринбург

1287

1302

1296

99

Нижний Тагил

386

395

434

91

Каменск-Уральский

185

196

208

89

Первоуральск

131

138

135

97

Серов

99

104

103

96

Сельское население

538

558

609

88


 

Особенностью области является четырехуровневая система управления, существующая уже несколько лет: региональные органы власти, 5 управленческих округов (без Екатеринбурга и его агломерации), объединяющие муниципальные органы местного самоуправления – города и районы, а также более 430 низовых сельских администраций. В соответствии с федеральным законом о реформе местного самоуправления эта система изменится, но не совсем так, как предполагали разработчики закона. Чтобы избежать дробления на муниципальные поселения (если буквально следовать закону, их должно быть около 600), власти области планируют создать 67 городских округов, для которых законом не предусмотрено уровня поселений, и только 5 муниципальных районов, включающих несколько десятков городских и сельских поселений.

 

2.2. Анализ рынка труда и кадровых потребностей на территории Свердловской области

 

В течение ряда последних лет экономический подъем, наблюдаемый в Свердловской области, стимулировал рост экономической активности населения и привел к увеличению численности занятых в экономике области. Уровень экономической активности возрос с 65,6 процента в 2002 году до 70,3 процента в 2007 году.

Уровень регистрируемой безработицы достиг своего минимального за последние 15 лет значения. Удельный вес количества граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, составил от численности экономически активного населения на 01.11.2009 г. 1,08%.

По состоянию на 01.01.2010 г. рынок труда Свердловской области можно охарактеризовать следующими показателями:

1)                  численность занятых во всех отраслях экономики – 2088 тыс. человек;

2)                  численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Свердловской области – 38,4 тыс. человек;

3)                  уровень регистрируемой безработицы – 1,58 процента;

4)                  заявленная работодателями потребность в работниках – 17,9 тыс. человек;

5)                  численность безработных, определяемая по методологии МОТ – 137,9 тыс. человек;

6)                  уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ – 5,8 процента. [12]

В связи с развивающимся мировым финансовым кризисом, оказывающим сдерживающее влияние на экономику Свердловской области, ряд промышленных предприятий оказался в затруднительной ситуации.

В промышленном производстве прогнозируется рецессия – 97,3 процента.

Информация о работе Меры по улучшению воспроизводства населения и рабочей силы в Свердловской области