Механизм обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Оглавление

Введение 3
1.Современные представления о безопасности 4
2.Источники опасностей и угроз 8
3.Феномен национальной безопасности 10
4.Национальные интересы: сущность, структура, содержание 13
5.Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения 15
6.Обеспечение безопасности 23
7.Режимы функционирования системы национальной безопасности 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать)

А вот как определяется национальная безопасность официально: «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» (Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.). Как видно, приведенные подходы дают возможность анализировать национальную безопасность с разных сторон.

В дальнейшем под национальной безопасностью мы будем понимать такое состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для существования и развития личности, общества и государства.

Итак, безопасность - это не благо, дарованное извне в виде защиты, охраны, а имманентное свойство отдельной личности, общества, государства. Специфика безопасности определяется спецификой опасностей и угроз и средствами реакции на них. Национальная безопасность должна рассматриваться не как состояние прочности, стабильности, незыблемости, а как системное свойство страны, которое позволяет ей прогрессивно развиваться в условиях существования рисков, неопределенностей, вызовов и опасностей.

4. Национальные интересы: сущность, структура, содержание.

Термин «национальные интересы»  в отечественной политологической литературе стал употребляться сравнительно недавно и трактуется неоднозначно. В то же время для многих зарубежных исследователей и практиков-политиков, например из США, его значение практически давно однозначно—«национальные интересы» адекватны «государственным интересам».

Анализ содержания продолжающейся научно-теоретической дискуссии  среди российских исследователей позволяет  выделить следующие подходы к трактовке национальных интересов.

1. Сторонники одного из подходов рассматривают национальные интересы как собственно этнические и предлагают использовать данный термин преимущественно для отражения интересов национальной общности или социальных групп, объединенных специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной однородности.  Национальные интересы  в этом  контексте рассматриваются как этнонациональные, включенные в структуру государственных интересов.

Такой подход приемлем, но только применительно  к этнополитической сфере. Сегодня  нет ни одной развитой нации, которая  не была бы полиэтничиа. Разумеется, применительно к таким государствам, как Россия, это теоретически актуально и практически оправданно.

Вместе с тем в научном  плане отождествлять понятия  «национальные интересы» и «государственные интересы» неправомерно.

2.    Авторы  второго подхода используют термин «национальные интересы» при характеристике приоритетов внешней политики Российского государства.Несовершенство этого подхода состоит в том, что за рамками «национальных интересов» в этом случае остается не менее, а даже более важная их часть, связанная с внутренними проблемами россиян, государства, российского общества в целом.

3.    Сторонники третьего подхода исходят из того, что «национальными  интересами» может обладать нация-государство со значительной степенью независимости гражданского общества от государственных властных структур. Эта позиция интересна и не вызвала бы сомнений, если бы речь шла об идеальном правовом государстве.

Хорошо известно, что в правовом государстве имеются и эффективно функционируют механизмы волеизъявления народа, что позволяет государству выступать носителем и выразителем истинно национальных, а не корпоративных (групповых) интересов. В иных случаях (т. е. в условиях отсутствия зрелого правового государства) государство может выражать корпоративные интересы различных социальных общностей и даже преимущественно собственные бюрократические интересы.

4. И наконец, многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривают «национальные интересы» как собирательное понятие и сближают их с интересами государства. По их мнению, в реальной жизни действуют достаточно постоянные факторы экономического, политического, духовного, геополитического, конфессионального, национального характера, которые при самых разных обстоятельствах формируют национальные интересы государства.

Нельзя не видеть, что приведенная  точка зрения во многом отражает специфику России и в силу этого заслуживает особого внимания. Дело в том, что в реальной практике национальные интересы всегда опосредованы и обусловлены целями и интересами главного субъекта общественной и политической жизни — государства. Это подтверждается всей многовековой историей России, а также результатом исследований многих отечественных ученых. Например, указывая на этот факт, известный русский философ И.А.Ильин подчеркивал, что государство имеет дело «исключительно с общим всенародным интересом, ибо частный и личный интерес граждан может постольку приниматься в расчет, поскольку он может быть востребован и истолкован как интерес общий и всенародный».

Главная задача, таким образом, состоит  в том, чтобы в этих интересах  были аккумулированы интересы личности, различных социальных групп и  общностей, общества и самого государства.

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать вывод, что национальные интересы — это объективно существующие, осознанные потребности, ценности и установки личности, общества и государств, связанные с обеспечением безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, его устойчивого и динамичного развития па длительную перспективу.

Национальные интересы имеют объективно-субъективную природу. Объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в обеспечении экономической, политической, социальной и духовно-нравственной стабильности в обществе, прочного внутреннего и внешнего суверенитета государства, его территориальной целостности и международного авторитета.

Субъективная сторона  национальных интересов состоит в том, что их носителями и конкретными выразителями являются индивиды (личности), государство и общество с присущими только им социальными ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной безопасности во всех сферах жизнедеятельности.

Так, интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения, экономический прогресс и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии межгосударственного сотрудничества на основе взаимовыгодности и партнерства.

5. Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения

Национальной безопасности присущи  все признаки системности: целостность, взаимосвязь, взаимодействие структурных компонентов ее составляющих, их координация, субординация и т. д. Понятие целостность выражает интегрированность, самодостаточность, автономность объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью, оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

В зависимости от местонахождения источника опасности национальная безопасность может подразделяться на два типа - внутреннюю и внешнюю. Каждый из видов безопасности, каждая такая подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

Наряду с представлениями об элементах национальной безопасности, в нее, как систему, входят и представления  о структуре безопасности. Структура системы безопасности - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, обеспечивающими его целостность. Качество системы национальной безопасности определяется, во-первых, ее элементами (подсистемами) и, во-вторых, структурой, т.е. их взаимодействием.

В структуре безопасности один из самых сложных вопросов - соотношение ее компонентов. Все компоненты находятся в органической взаимосвязи. Системы безопасности нет без взаимодействия. Взаимодействие есть категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Взаимосвязи между элементами, уровнями системы, между самими системами, как известно, могут быть различными: постоянными и переменными, необходимыми и случайными, устойчивыми и неустойчивыми, взаимостимулирующими и взаимодействующими.

Взаимодействие - не только совместные и согласованные действия, а вид  отношений и связей объектов между  собой. Любое взаимодействие состоит из двух компонентов: единства и борьбы взаимодействующих сторон, либо их содействия, которое является формой единства, но не сводится полностью к нему. Единство системы безопасности проявляется в динамической связи, взаимообусловленности ее структурных элементов, в неразрывности составных частей общей безопасности, в невозможности достичь ее посредством усилий в одной только сфере, не принимая во внимание другие составные части.

Эта динамическая связь существует между всеми элементами системы  безопасности. Вместе с тем эти  элементы в общей системе не равноценны. Их место и роль определяются степенью внешних и внутренних угроз.

К структурным компонентам  системы обеспечения национальной безопасности можно отнести:

• субъекты и объекты системы обеспечения национальной безопасности;

• взгляды, цели, принципы, концепции, доктрины безопасности (в каждой из сфер жизнедеятельности общества);

• соответствующие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения каждого из видов безопасности;

• силы, средства, служащие обеспечению видов безопасности;

• жизненно-значимые интересы общества, государства и личности как отражение объективных экзистенциональных потребностей личности, общества и государства;

• информацию, дающую представление об опасностях и угрозах экзистенциональным потребностям личности, общества и государства;

• методы и способы, а также собственно деятельность по обеспечению безопасности и ее результаты.

Компоненты системы национальной безопасности отражают основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе ее функционирования. Среди них можно выделить:

- организаторский - реализацию какого-либо управляющего воздействия на элементы системы с целью придания согласованности действиям;

- коммуникативный - установление целесообразного взаимодействия между структурными компонентами системы в процессе ее функционирования при помощи передачи информации;

- конструктивный - отбор и композиционное построение воздействия на систему на каждом этапе достижения целей, а также определение особенностей деятельности по обеспечению конкретного вида безопасности в конкретных исторических условиях;

- проектировочный, включающий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы включающий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы;

- гностический - накопление и анализ новых знаний.

Таким образом, под системой обеспечения национальной безопасности мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодействующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, закрепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений, гарантирующих качественную определенность социума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредствам исключения опасностей и угроз.

В составе системы конкретного  вида безопасности взаимодействуют  несколько крупных подсистем: институциональная (организационная), регулятивная (нормативная), функциональная, информационно-коммуникативная и культурно-идеологическая. Охарактеризуем некоторые из них.

Институциональная подсистема - это «каркас», «несущая конструкция» системы безопасности. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в системе безопасности: именно здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и пределы функционирования этой системы, вырабатываются условия, обеспечивающие эффективность функционирования механизма обеспечения безопасности, формы взаимодействия с другими подсистемами национальной безопасности, а также международными системами безопасности. Именно здесь определяются в существенной мере цели и направления функционирования этой системы.

Поскольку система национальной безопасности является социальной системой, то она включает в себя систему социальных взаимодействий индивидов, общества, государства и международного сообщества, обеспечивающих организацию условий по предотвращению или ликвидации опасностей и угроз. Основными элементами этого социального взаимодействия являются субъекты - такие носители деятельности, для которых характерна способность быть самостоятельным источником активности, реально и непосредственно влиять на ход событий, изменять действительность, тем самым способствовать укреплению безопасности общества и государства.

Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности