Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:54, контрольная работа
В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.
Введение 3
1.Современные представления о безопасности 4
2.Источники опасностей и угроз 8
3.Феномен национальной безопасности 10
4.Национальные интересы: сущность, структура, содержание 13
5.Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения 15
6.Обеспечение безопасности 23
7.Режимы функционирования системы национальной безопасности 25
Заключение 27
Список литературы 28
• осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без наличия той или иной системы безопасности;
• политико-правовое признание и закрепление того или иного вида безопасности;
• наличие соответствующих концепций, политики, стратегии.
Расширение содержания безопасности - не произвольный акт. Безопасность всегда была, есть и будет многомерным понятием. Однако каждый из элементов ее структуры имеет конкретно-историческое содержание и свою меру. От признания единственного вида безопасности - военной - долгие годы доминировавшего в жизни человечества, практически все государства пришли к пониманию множественности видов безопасности.
6. Обеспечение безопасности
Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности конкретного объекта (в т.ч. государства):
1) обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями (в медицине - борьба с болезнями), следствие чего является поддержание существования объекта;
2) утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы.
Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.
Вследствие этого могут
- стратегия защиты (отрицание отрицания, отрицание опасностей), при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является результатом отрицания опасностей;
- стратегия утверждения, укрепления безопасности, основывающаяся на самоутверждении природы самого объекта.
Безопасность достигается
• выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственно-временной динамики и разработка предложений для принятия решения;
• предотвращение опасностей;
• их сдерживание и нейтрализация;
• пресечение;
• локализация;
• отражение;
• устранение;
• уничтожение (ликвидация) угроз.
Каждый из этих этапов требует обратной
связи, анализа эффективности
Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.
Известную формально-организационную упорядоченность деятельности выражает термин «механизм».Вполне обоснованной видится характеристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находящихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему.
Под механизмом обеспечения национальной безопасности следует понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, обществу и государству.
В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию.
Функциональные субъекты,
Таким образом, в содержании механизма обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
а) детерминационное основание: причины, цели, движущие силы;
б) основные силы и средства деятельности;
в) процесс деятельности по обеспечению безопасности - пути, формы, и способы;
г) результат.
Все этим элементы в реальном механизме переплетены.
Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести:
- соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности;
- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;
- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;
- реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств); сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности.
Все эти положения применимы к анализу особенностей обеспечения безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества.
7. Режимы функционирования системы национальной безопасности
Система национальной безопасности функционирует в различных режимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного положения.
Эти режимы могут вводиться в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах. Изменение режима осуществляется по Указу Президента и утверждается Федеральным собранием.
Функционирование системы национальной безопасности в режиме мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации, или их практической нейтрализации.
В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:
- работу по прогнозированию выявлению, оценке опасностей, предотвращению превращения их в угрозу, и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам Российской Федерации;
- разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспечения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном законом порядке в случае возникновения угроз национальным интересам;
- работу по подбору, обучению и совершенствованию
кадров в различных
сферах национальной безопасности.
Функционирование системы национальной безопасности в режиме повышенной готовности - это ее деятельность при эскалации опасностей национальным интересам. При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, минимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для возможного противодействия.
Наличие угроз национальным интересам свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с законом «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.
Разновидностью чрезвычайного положения является военное положение. Речь идет о появлении военных угроз, требующих применения военной силы для их отражения и уничтожения. В таком режиме функционирования система национальной безопасности становится системой обеспечения военной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение национальной безопасности - скорость реакции субъектов системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а, прежде всего на предотвращение и нейтрализацию причин их генерирующих.
Итак, национальная безопасность - это система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер взаимоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая). Национальная безопасность - это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.
Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности;
Важным условием обеспечения целостности
и эффективности системы
• принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;
• принцип оптимальности, выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и общества;
• принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возможность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и элементы системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возникающими угрозами и меняющимися задачами;
• принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасности в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения и процесс их реализации и др.
Список использованных источников
1. О государственной стратегии безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г., № 608. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.
2. Стратегия национальной
безопасности Российской
3. Абалкин Л.И. Абрамова
М.А. Алексеев А.И.
4. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы развития России // Современная конкуренция. – 2007. – №2. – С.28-50.
5. Гончаренко Л.П. Управление
безопасностью: учебн. пособие.
6. Завьялова Е.Б. Национальная безопасность России // Обозреватель. – 2008. – № 1. – С.22-31.
7. Кузнецова Е.А. Конкурентные
отношения и экономическая
8. Кузнецова Е.А. Развитие
конкурентных отношений и
9. Назаренко А.В. Подходы
России к проблемам
Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности