Механизм обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Оглавление

Введение 3
1.Современные представления о безопасности 4
2.Источники опасностей и угроз 8
3.Феномен национальной безопасности 10
4.Национальные интересы: сущность, структура, содержание 13
5.Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения 15
6.Обеспечение безопасности 23
7.Режимы функционирования системы национальной безопасности 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать)

• осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без наличия той или иной системы безопасности;

• политико-правовое признание и закрепление того или иного вида безопасности; 

• наличие соответствующих концепций, политики, стратегии.

Расширение содержания безопасности - не произвольный акт. Безопасность всегда была, есть и будет многомерным понятием. Однако каждый из элементов ее структуры имеет конкретно-историческое содержание и свою меру. От признания единственного вида безопасности - военной - долгие годы доминировавшего в жизни человечества, практически все государства пришли к пониманию множественности видов безопасности.

6. Обеспечение безопасности

Исследователями выделяется два типа обеспечения безопасности конкретного объекта (в т.ч. государства):

1) обеспечение безопасности как борьба с конкретными опасностями (в медицине - борьба с болезнями), следствие чего является поддержание существования объекта;

2) утверждение безопасности как развитие и укрепление самого объекта и поддержание его природы.

Иными словами, обеспечение безопасности как отрицание опасностей и как утверждение безопасности объекта не тождественны.

Вследствие этого могут реализовываться две стратегии обеспечения безопасности:

- стратегия защиты (отрицание отрицания, отрицание опасностей), при которой основание деятельности составляет обнаружение опасностей и их отрицание, а утверждение объекта в его безопасности является результатом отрицания опасностей;

- стратегия утверждения, укрепления безопасности, основывающаяся на самоутверждении природы самого объекта.

Безопасность достигается посредством  сознательной и организованной деятельности людей. Собственно деятельность по обеспечению безопасности может состоять из нескольких последовательных этапов:

•  выявление и оценка внешних и внутренних опасностей и угроз объектам безопасности, прогнозирование их пространственно-временной динамики и разработка предложений для принятия решения;

•  предотвращение опасностей;

•  их сдерживание и нейтрализация;

•  пресечение;

•  локализация;

•  отражение;

•  устранение;

•  уничтожение (ликвидация) угроз.

Каждый из этих этапов требует обратной связи, анализа эффективности предпринимаемых  действий.

Таким образом, сущность обеспечения национальной безопасности заключается в целенаправленной деятельности субъектов по выявлению, предупреждению и противодействию различных опасностей и угроз личности, обществу и государству.

Известную формально-организационную  упорядоченность деятельности выражает термин «механизм».Вполне обоснованной видится характеристика механизма как совокупности составляющих его элементов, находящихся в состоянии динамического взаимодействия, которое осуществляется в определенных формах и позволяет эту совокупность элементов выделить в относительно самостоятельную систему.

Под механизмом обеспечения  национальной безопасности следует  понимать объективно обусловленную и субъективно реализуемую совокупность властных, управленческих и координационных условий, а также используемых мер, способов действий по определению и организации (привлечению) необходимых и достаточных материальных, духовных и людских сил и средств, интеграции различных сфер общества для предупреждения и уничтожения внешних и внутренних угроз существованию личности, обществу и государству.

В самом общем виде алгоритм механизма обеспечения национальной безопасности выглядит так: институциональные субъекты системы безопасности, основываясь на национальных интересах, определяют цели этого механизма, необходимые пути, силы, средства, формы и способы деятельности функциональных субъектов, организуют их взаимодействие, контроль, коррекцию.

Функциональные субъекты, руководствуясь определенными принципами, исходя из конкретной обстановки, меняющихся сил и средств, применяют те или иные формы и способы деятельности к возникающим опасностям и угрозам.

Таким образом, в содержании механизма  обеспечения национальной безопасности можно выделить четыре группы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:

а)  детерминационное основание: причины, цели, движущие силы;

б)  основные силы и средства деятельности;

в)  процесс деятельности по обеспечению безопасности - пути, формы, и способы;

г)  результат.

Все этим элементы в реальном механизме  переплетены.

Деятельность по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенными принципами. К ним следует отнести:

- соблюдение конституции и законодательства РФ при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности;

- реальность выдвигаемых задач (с учетом имеющихся сил и средств); сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности.

Все эти положения применимы  к анализу особенностей обеспечения  безопасности в любой из сфер жизнедеятельности  общества.

7. Режимы функционирования системы национальной безопасности

Система национальной безопасности функционирует  в различных режимах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного положения.

Эти режимы могут вводиться в  общегосударственном, региональном или  отраслевом масштабах. Изменение режима осуществляется по Указу Президента и утверждается Федеральным собранием.

Функционирование системы  национальной безопасности в режиме мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в отсутствие угроз национальным интересам Российской Федерации, или их практической нейтрализации.

В этом режиме субъекты национальной безопасности проводят:

- работу по прогнозированию выявлению, оценке опасностей, предотвращению превращения их в угрозу, и нейтрализации всех видов угроз национальным интересам Российской Федерации;

- разработку, утверждение и корректировку планов и программ обеспечения национальной безопасности, вводимых в действие в установленном законом порядке в случае возникновения угроз национальным интересам; 

- работу по подбору, обучению и совершенствованию кадров в различных 
сферах национальной безопасности.

Функционирование системы  национальной безопасности в режиме повышенной готовности - это ее деятельность при эскалации опасностей национальным интересам. При таком режиме субъектами системы национальной безопасности предпринимаются дополнительные усилия для пресечения опасностей, минимизации последствий их эскалации, по подготовке сил и средств для возможного противодействия.

Наличие угроз национальным интересам  свидетельствует о функционировании системы национальной безопасности в режиме чрезвычайного положения. В таких случаях для противодействия угрозам, их локализации и устранения вводится чрезвычайное положение (в соответствии с законом «О чрезвычайном положении»). Происходит мобилизация сил и средств для противодействия угрозам.

Разновидностью чрезвычайного  положения является военное положение. Речь идет о появлении военных угроз, требующих применения военной силы для их отражения и уничтожения. В таком режиме функционирования система национальной безопасности становится системой обеспечения военной безопасности.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение национальной безопасности - скорость реакции субъектов системы безопасности на опасности (угрозы) должна превосходить скорость их формирования и вызревания, а сама деятельность этих субъектов должна быть направлена не просто на пресечение, локализацию, устранение и уничтожение опасностей и угроз, а, прежде всего на предотвращение и нейтрализацию причин их генерирующих.

Итак, национальная безопасность - это  система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет  определенное значение и выполняет специфические функции по удовлетворению соответствующих потребностей системы. Нормативный характер взаимоотношений внутри этой системы определяется изначально поставленными задачами, которые она призвана решать (объективная составляющая), а также задачами, которые навязываются извне (субъективная составляющая). Национальная безопасность - это целостный, сложный механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами. Системность национальной безопасности проявляется не только во взаимоотношениях между ее элементами, но и во взаимодействиях системы с внешней средой.

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая - это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности;

Важным условием обеспечения целостности  и эффективности системы обеспечения  национальной безопасности является правильное определение и учет организационных принципов ее построения и функционирования. К их числу можно отнести:

• принцип достаточности, ориентирующий на адекватность системы предполагаемым (возможным) опасностям и угрозам;

• принцип оптимальности, выражающий соответствие задач системы безопасности и затрат на нее реальным возможностям государства и общества;

• принцип корреляции, обеспечивающий обратную связь и возможность эффективного воздействия субъектов управления на все уровни и элементы системы безопасности с целью изменения их в соответствии с возникающими угрозами и меняющимися задачами;

• принцип согласованности действий всех субъектов и сил безопасности в сочетании с принципом ответственности за принимаемые решения и процесс их реализации и др.

 

Список использованных источников

1. О государственной стратегии безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г., № 608. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.

2. Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации  до 2020 года: указ Президента РФ  от 12 мая 2009 г., №537. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия  от 10.11.09.

3. Абалкин Л.И. Абрамова  М.А. Алексеев А.И. Национальная экономика. – М.: Экономист, 2007. – 864 с.

4. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы развития России // Современная конкуренция. – 2007. – №2. – С.28-50.

5. Гончаренко Л.П. Управление  безопасностью: учебн. пособие.  – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с.

6. Завьялова Е.Б. Национальная безопасность России // Обозреватель. – 2008. – № 1. – С.22-31.

7. Кузнецова Е.А. Конкурентные  отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. – 2010. – №2. – С.50-57.

8. Кузнецова Е.А. Развитие  конкурентных отношений и экономическая  стратегия государства. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 383с.

9. Назаренко А.В. Подходы  России к проблемам безопасности  на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – №3. – С.77-91.

 


Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности