Механизм обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Оглавление

Введение 3
1.Современные представления о безопасности 4
2.Источники опасностей и угроз 8
3.Феномен национальной безопасности 10
4.Национальные интересы: сущность, структура, содержание 13
5.Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения 15
6.Обеспечение безопасности 23
7.Режимы функционирования системы национальной безопасности 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать)

Между опасностью и абсолютной безопасностью  лежит поле вероятного превращения опасностей в угрозы. Снятие этих опасностей и угроз соответствующими мерами и есть реальный процесс обеспечения безопасности. Таким образом, под опасностью мы понимаем вполне осознаваемую, но не фатальную вероятность нанесения вреда, ущерба кому или чему-либо со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами.

Угрозой будем считать наиболее конкретную, непосредственную и адресную форму опасности.

Угроза принимает конкретный вид  в каждой из сфер жизни общества. Однако все виды угроз имеют и общие характеристики: во-первых, источником любой угрозы являются противоречия как внешнего, так и внутреннего свойства; во-вторых, сами противоречия не являются чем-то раз и навсегда данным, а постепенно меняют свое содержание; в-третьих, источники противоречий, как правило, скрыты за цепью причинно-следственных связей и, наконец, в-четвертых, внешний вид угрозы всегда носит предметный характер.

2. Источники опасностей и угроз

К числу постоянных источников опасностей, угрожавших отдельным людям и  обществу в целом на протяжении всей истории человечества, как правило, относят следующие источники.

Первый - альтернативную природу человека, его способность быть гуманным и антигуманным, созидательным и разрушительным (саморазрушительным) существом. По мере развития цивилизации задача сохранения человеком гуманно-созидательной направленности своей жизнедеятельности усложняется, а не упрощается. В то же время, последствия антигуманно-разрушительных действий людей приобретают более тяжкие последствия, причем даже в том случае, когда на такой путь становятся отдельные люди, мелкие группы.

Другой - альтернативную природу общественно-политических институтов. Политические партии, течения, группы, различные организации, вплоть до государства, могут избирать как прогрессивную, так и реакционную, как гуманную, так и антигуманную линию поведения. Они могут искать как пути взаимопонимания и сотрудничества, так и возможности конфронтации, вплоть до установки на истребление другой стороны.

До сих пор насилие доминировало в развитии цивилизации. Но абсолютизация военно-силовой политики всегда была опасным делом. Сомнительно прославление достигнутых с ее помощью успехов, побед. Факты свидетельствуют, что и XXI век не избавился от применения военно-силовой политики, господство ее в некоторых регионах мира. При этом использование военной силы проходит под лозунгами борьбы за мир, безопасность, благополучие народов как собственной, так и других стран.

Еще один постоянный источник опасности заключен в ошибках деятельности, обычно обусловленных незнанием или легкомысленным игнорированием отдельными людьми и общественно-политическими институтами негативных последствий своей деятельности не только для себя, но и для будущих поколений. Изжитие невежества и исторической безответственности - одно из важнейших направлений обеспечения безопасности общества.

Многие региональные и глобальные опасности являются их следствием. Это относится к экономическим, экологическим, демографическим и другим проблемам. Уменьшить число неверных и безответственных решений и действий возможно на основе постоянного мониторинга опасностей во всех сферах жизни общества.

Постоянным источником опасности для общества была и остается нестабильность природных процессов, смена благоприятных условий для жизнедеятельности людей на неблагоприятные, разрушительные. Возможности предвидения времени наступления и характера таких процессов увеличиваются. И это позволяет упредить, обойти или смягчить многие опасности. Но для этого необходимы научно-технический прогресс и активное международное сотрудничество.

Еще один постоянный для общества источник опасности - техносфера (сфера искусственного или "вторая природа"). По мере общественного развития роль этого источника возрастала и теперь он, опосредуя действие всех указанных выше источников, вышел на первое место, угрожая гибелью цивилизации.

Итак, основные источники опасности  в прошлом, настоящем, ближайшем и отдаленном будущем заключены в качествах человека и человеческих отношениях, в самой природе и техносфере. Они изначальны. Возможно лишь уменьшение действия этих источников. Для этого необходимы не только прогресс науки и техники, но и гуманизация воспитания и обучения, всего уклада жизни, решительная борьба с преступностью и аморализмом в общественной и особенно в политической жизни, в том числе межгосударственных отношениях. При этом гуманизация непременно должна включать в свое содержание историческую ответственность. Ведь с уверенностью можно утверждать, что в ходе исторического процесса возрастает число опасностей. Но одновременно растут и возможности людей по их предотвращению.

Следовательно, возрастает актуальность изучения проблем безопасности и личности, и государства, и общества.

Как мы выяснили, источником опасности могут быть как явления, процессы, так и действия субъектов. Но действия субъектов здесь не направлены на конкретного адресата, то есть, не персонифицированы. Угроза же всегда исходит от субъекта и направлена на персонифицированный объект.

Система опасностей и угроз не является статичной (постоянной). Опасности и угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для безопасности.

Опасности могут существовать в  разных формах. Одну из таких форм - угрозу - мы уже охарактеризовали. Иногда опасность выступает в форме риска. Сущность риска - не ущерб, наносимый реализацией решения, а возможность отклонения от цели, ради которой принималось решение. Риск – это:

- возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

- деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от поставленной цели;

- возможная опасность неудачи предпринимаемых действии, сами действия, связанные с такой опасностью.

Итак, риск можно оценить только для объекта или для системы, подверженных опасности. Он обусловлен неопределенностью деятельности, возможно неблагоприятных и нежелательных ее последствий. Риск - это осознанная возможность наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями.

Любой вид деятельности содержит определенный риск, который хотя и можно уменьшить, но невозможно достичь «нулевого его уровня», как и уровня абсолютной безопасности.

Что касается вызова, то его можно трактовать как совокупность обстоятельств не обязательно носящих конкретную, адресную направленность, но обязательно вынуждающий с ними считаться, требующий реакции на них.

В соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодействием  социальных организмов связано наличие  следующих относительно самостоятельных геополитических уровней безопасностей:

-   международная (всеобщая, глобальная) безопасность;

-   международная региональная безопасность;

-   национальная (страновая) безопасность.

3. Феномен национальной безопасности

Национальная безопасность — вид безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

Таким образом, одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика. Эта политика представляет собой деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.

Термин «национальная безопасность»  появился относительно недавно. Европа и Азия до II половины XX века практически и не знали этого понятия. В лексиконе большинства государств преобладали понятия «обороноспособность», «государственная безопасность». Считается, что впервые этот термин был употреблен в 1904 году в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». Сама концепция появилась в связи с Актом (законом) по национальной безопасности в 1947 г., на основе которого был утвержден Совет национальной безопасности США. В последние годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политиков, которые источник рассматриваемого понятия видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен У.Липпманом. В годы холодной войны большинство исследований определяло национальную безопасность через силу, либо с позиций взаимодействий государств, т.е. создания оптимальных условий развития системы международных отношений. Наибольшую известность в этом контексте получила теория реализма или теория силовой политики (Г.Моргентау, А.Вольферс и др.)

Например Вольферс утверждал: «...безопасность есть ценность, которой государство может более или менее обладать и которую оно стремится иметь в большей или меньшей степени. Она (категория безопасности) имеет много общего с категорией силы (power) и благосостоянием (wealth), двумя другими ценностями громадной важности в международных делах. Однако, если благосостояние измеряется количеством материальных ресурсов государства, а сила - его способностью контролировать действия других, безопасность в объективном смысле измеряется отсутствием угрозы приобретенным ценностям, а в субъективном смысле - отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе. В обоих случаях национальная безопасность может восприниматься весьма широко: от почти полной безопасности или отсутствия страха за нее на другой стороне».

Словарь терминов МО США, изданный Комитетом начальников штабов, под национальной безопасностью понимает сферу приложения совместных усилий военной и внешней политики, желаемое условие, обеспечиваемое в первую очередь американским военным и оборонным превосходством над любой иностранной державой или группой держав, благоприятной позицией в международных отношениях, а также обороноспособностью, позволяющими успешно противостоять враждебным или разрушительным, явным или скрытым действиям других стран, включая применение ими военной силы. Фактически в этом определении выражена идея идеальной ситуации абсолютного военного превосходства США над вооруженными силам всего мира, что лишний раз свидетельствует о теснейшей связи в США деятельности в области национальной безопасности с внешней и военной политикой при опоре на военную силу.

В теорию и практику России понятие «национальная безопасность» стало входить с начала 1990-х годов. Термин «национальная» в данном случае не. несет национально-этнической окраски. Нация в данном контексте понимается как территориально-государственная общность, основанная на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Исходя из такого понимания «национального», Энциклопедический словарь по политологии дает следующее определение национальной безопасности: это категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества... характеризует состояние нации как целостной системы.

Для сравнения приведем и другие определения.

Национальная безопасность - совокупность действующих факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития страны; боеспособность государства, оптимальное развитие и сохранение его фундаментальных ценностей и традиций, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться именно национальными интересами, обеспечивать достижение общих целей.

Национальная безопасность - состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства  и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

Национальная безопасность - это  защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

Национальная безопасность - это  состояние общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности