Механизм обеспечения национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Оглавление

Введение 3
1.Современные представления о безопасности 4
2.Источники опасностей и угроз 8
3.Феномен национальной безопасности 10
4.Национальные интересы: сущность, структура, содержание 13
5.Система национальной безопасности и механизм ее обеспечения 15
6.Обеспечение безопасности 23
7.Режимы функционирования системы национальной безопасности 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать)

Институциональным субъектом здесь  выступает тот срез политической организации общества, который непосредственно обращен к сфере обеспечения безопасности в каждой из сфер жизнедеятельности: определяет цели безопасности, необходимые для ее достижения пути, силы, средства, формы и методы деятельности, организует их взаимодействие, управляет механизмом обеспечения безопасности, наконец, непосредственно связан с созданием и использованием (или предотвращением использования) специальных средств. Это, прежде всего государство - системообразующий субъект системы национальной безопасности - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также специализированные институты.

Специализированные институты (органы) государства обеспечивают безопасность конкретной сферы жизнедеятельности. Так, к институтам (органам) внешней безопасности Российской Федерации относятся министерства обороны и иностранных дел, Служба внешней разведки и др. К органам внутренней безопасности - министерства внутренних дел и юстиции. Федеральная служба безопасности, прокуратура и др. Органами экономической безопасности являются министерства экономического развития, финансов, сельского хозяйства, промышленности и энергетики, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансового мониторинга и др.

К органам экологической и технической  безопасности относится Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство природных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, федеральные службы по атомному, по технологическому надзору, по техническому регулированию и метрологии и др. Органами информационной и компьютерной безопасности является Министерство образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере связи и др.

Институциональными субъектами являются также и негосударственные институты - политические партии, общественные организации и социально-политические движения.

Субъектами социального уровня являются социальные группы, общности (этносы, классы, общество в целом), отдельный гражданин и т. д. Укажем, что социальное взаимодействие этих субъектов происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. Предметом этого взаимодействия являются потребности и интересы индивидов, социальных групп, социальных общностей и сообществ, - системообразующее начало системы обеспечения национальной безопасности.

Известно, что любая деятельность непосредственно побуждается не интересами, а потребностями. В структуре человеческих потребностей, потребность в безопасности занимает одно из ведущих мест. Для подтверждения этой мысли воспользуемся общепринятой иерархической теорией потребностей американского психолога А.Маслоу. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1) физиологические (витальные, т.е. ответственные за сохранение жизни);

2) экзистенциональные потребности, или потребности в безопасности;

3) социальные потребности;

4) престижные потребности;

5) духовные потребности.

Первые два типа потребностей А.Маслоу называет первичными (врожденными). Что касается потребностей в безопасности, то они, по мнению Маслоу, выражают потребности не просто в сохранении жизни, но в качестве жизни. Например, физическая безопасность выражает потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов и т.п.

Вместе с тем, не всякая потребность  побуждает человека к активной деятельности, а лишь та, которая разумно объяснена, осмыслена. Лишь осознанная индивидами, социальными группами, обществом потребность становится интересом и реальной причиной (мотивацией) социальных действий. Но интерес есть не просто выражение потребностей человека, а, прежде всего, ценностная оценка им этих потребностей. Таким образом, интерес - единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, интересы объективно обусловлены, а с другой - носителями определенных интересов всегда являются люди, социальные группы, общности людей, которые в той или иной мере осознают свои объективные интересы и действуют в соответствии с ними.

В современных условиях становится все более необходимым комплексный учет возможных последствий тех решений, которые принимаются в тех или иных сферах жизни и влияют на безопасность. Поэтому эффективность системы безопасности все в большей степени зависит от наличия интеллекта этой системы, ее информированности, а также согласованности действий по предотвращению и противодействию опасностям и угрозам.

Под интеллектом системы безопасности понимается ее способность принимать и своевременно реализовывать наиболее целесообразные решения по упреждению, нейтрализации или ликвидации соответствующими средствами возникающих опасностей и угроз, по разработке и последовательному проведению тщательно взвешенной, рассчитанной как на длительную перспективу, так и на оперативное вмешательство политики.

Информированность системы  безопасности есть способность ее своевременно добывать, хранить и перерабатывать информацию, необходимую для адекватного восприятия опасностей и угроз и реагирования на них в реальном масштабе времени с использованием имеющихся средств и возможностей.

Важной подсистемой системы  безопасности выступает культурно-идеологическая подсистема. Идеология национальной безопасности - это отрефлексированный и систематизированный комплекс идей взглядов, сверхдолговременная программа обеспечения безопасности государства и граждан, задающая смысл существованию государства, базирующаяся на синтезе накопленных знаний по обеспечению достойной жизнедеятельности людей.

Объектами национальной безопасности, являются все системы и все сферы действительности: сами люди, созданная ими техника, социальные структуры - общество, государство и, наконец, среда обитания, окружающая среда. Другими словами, это различные уровни системы национальной безопасности, если рассматривать ее в вертикальном срезе. Это взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия, но их место, иерархия, роль подвижны, изменчивы, определяются рядом обстоятельств, среди которых: характер общественных отношений, политическое устройство, степень внешних и внутренних опасностей.

В модели отношений «личность - гражданское общество - государство» в идеале должно быть следующее содержание связей между названными элементами: человек, как основной объект национальной безопасности, одновременно являясь ее главным субъектом, через механизмы прямой демократии и различные институты гражданского общества делегирует наиболее значимые полномочия государству, осуществляя за ним гражданский контроль, но не посягая на его неотъемлемые, признаваемые всеми права.

Человек для государства, в этом контексте, есть цель существования, развития государства; критерием же эффективности государства являются реально обеспеченные права и свободы человека, качество и уровень его жизни и развития. Лишь в этом смысле человек - высшая ценность, критерий процесса и благополучия общества.

Государство и гражданское  общество являются средством для сохранения этой ценности и достижения цели развития, человек же - главным ресурсом государства по защите его же собственных по форме, но общественных по сути интересов.

Таким образом, главный интерес государства - всестороннее (физическое, духовное и интеллектуальное) развитие личности. Защита же конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества - лишь способы обеспечения главного интереса государства - всестороннего развития личности.

Отсюда и идеальная модель обеспечения  безопасности этих объектов. Человек  как высшая цель системы национальной безопасности делегирует большую часть забот о своей безопасности гражданскому обществу, общество, в свою очередь, государству, а государство - в определенной мере международному сообществу.

Признавая государство центром  политической системы, инструментом власти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого социального  института - политического класса, но не поглощающей общество, укажем, что безопасность государства характеризуется его способностью предотвращать, нейтрализовать, пресекать, локализовать, ослаблять, снижать, парировать и, наконец, уничтожать опасности и угрозы для политической системы в целом, в частности, для системы властных органов и учреждений, для территориальной неприкосновенности и целостности стороны, ее населения.

Здесь безопасность государства рассматривается как состояние жизнедеятельности системы властных органов и учреждений, характеризующее качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития как самого государства, так и общества в целом, его граждан.

Безопасность государства может  быть обеспечена наличием эффективного механизма управления и координации всех социальных сил общества, а также действенных институтов их защиты.

Поскольку государство в рассматриваемом  варианте не поглощает общество, общество также является суверенным, государство - частью этого общества, то возникает необходимость определения в самостоятельном феномене - безопасность общества.

Безопасность общества есть качественное выражение состояния устойчивого единства, паритета человека, общества и государства. Это состояние характеризуется рядом признаков:

- возможностями свободного развития ассоциативной жизни, сферы массовых движений, партий, группировок по убеждениям и любым другим признаком;

- развитием функции коллективности;

- осуществлением бесконфликтного взаимодействия большинства и меньшинства;

- достижением и поддержанием гражданского мира и общественного согласия;

- способностями ограничивать и преодолевать политическое отчуждение;

- устойчивым развитием и сохранением материальных и культурных ценностей, культуры, прогрессивных традиций; невмешательством в сферу личной жизни человека.

Безопасность общества возможна лишь при наличии общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.

Таким образом, безопасность общества - это такое качественное состояние общественных отношений, которое обеспечивает прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях.

Близким, но не тождественным понятию  «безопасность общества» является понятие «общественная безопасность». Преимущественно оно используется специалистами права и трактуется как система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий.

Национальная безопасность, в конечном итоге, связывается с зоной личной безопасности граждан, с безопасностью человека-гражданина, его положением в обществе, возможностью спокойно жить и трудиться, реализовать свои материальные и духовные потребности. Таким образом, безопасность человека характеризуется реальным обеспечением его конституционных прав и свобод, доступом к здравоохранению, образованию, культуре, возможностью выбора деятельности по призванию, социальными гарантиями компенсации трудовых затрат, отсутствием всех форм принуждения.

Безопасность личности достигается  общественными институтами и  организациями, государством, комплексом правовых и нравственных норм, которые позволяют ей развивать и реализовывать социально-значимые потребности и способности, не испытывая противодействия государства и общества. Поскольку национальная безопасность - это системное свойство, то она (безопасность) имеет целый ряд составляющих ее элементов, сторон, граней, отражающих все многообразие внутренних и внешних, существенных и несущественных, необходимых и случайных связей и отношений.

В содержательном плане в национальной безопасности в соответствии со сферами  жизнедеятельности (в горизонтальном срезе) вычленяются следующие структурные виды: политическая, экономическая, экологическая, социальная, информационная, духовная, военная и другие виды безопасности.

Основанием для конституирования различных видов национальной безопасности является комплекс объективных и субъективных предпосылок:

• потребность людей, социальных групп, общества, государства, международного сообщества в том или ином виде безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных социальных и природных ценностей и объектов;

• расширение спектра опасностей и угроз, рисков и вызовов, которым и должна быть противопоставлена та или иная система безопасности;

Информация о работе Механизм обеспечения национальной безопасности