Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:09, реферат
Представленная работа посвящена теме маржинальный анализ деятельности предприятия. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме маржинальный анализ на предприятии в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы маржинального анализа заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ методики расчета маржинального дохода, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных методик расчета маржинального дохода.
Введение 2
Глава 1 Маржинальный доход предприятия 4
1.1 Маржинальный доход как важнейший фактор в деятельности предприятия 4
1.2 Классификация затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции 5
Глава 2 Методологические основы расчета маржинального анализа 9
2.1 Понятие маржинальной прибыли методика ее расчета 9
2.2. Анализ безубыточности предприятия 12
2.3 Факторный анализ критического объема продаж продукции 17
2.4 Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации 19
Заключение 21
Список использованной литературы: 23
Содержание
Введение 2
Глава 1 Маржинальный доход предприятия 4
1.1 Маржинальный доход как важнейший фактор в деятельности предприятия 4
1.2 Классификация затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции 5
Глава 2 Методологические основы расчета маржинального анализа 9
2.1 Понятие маржинальной прибыли методика ее расчета 9
2.2. Анализ безубыточности предприятия 12
2.3 Факторный анализ критического объема продаж продукции 17
2.4 Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации 19
Заключение 21
Список
использованной литературы: 23
Представленная работа посвящена теме маржинальный анализ деятельности предприятия. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме маржинальный анализ на предприятии в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы маржинального анализа заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ методики расчета маржинального дохода, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных методик расчета маржинального дохода.
При исследовании данной тематики были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических аспектов маржинального анализа; изучение актуальности рассматриваемой проблематики в современных условиях; обозначение тенденции развития рассматриваемого направления научной мысли.
Источниками информации для написания работы по теме
«Маржинальный
анализ деятельности предприятия» послужили:
базовая учебная литература; фундаментальные
теоретические труды крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области; результаты
практических исследований отечественных
и зарубежных авторов; статьи и обзоры
в специализированных и периодических
изданиях, посвященных тематике маржинального
анализа; справочная литература и прочие
актуальные источники информации, сведения
о которых более детально изложены в списке
литературы данной работы.
В
процессе анализа финансово-
Применение
маржинального дохода дополнительно
к показателю прибыли позволяет
более точно оценить доходность
отдельных хозяйственных
Расчет
показателя маржинального дохода имеет
бесспорную практическую значимость,
однако, его применение затруднено
тем, что имеют место различные
трактовки понятия
В
классическом понимании маржинальная
прибыль это разница между
ценой продажи и затратами. Соответственно
успешнее мы максимизируем эту разницу тем
Данное понятие больше
относится к торговым или производственным
предприятиям. Однако внешнее сходство
слов Мажа и Мажинальная прибыль частенько
заставляет заблуждаться и финансистов
на счет полезности их использования.
В экономических словарях и в учебных пособиях по экономической теории под маржинальным (предельным) доходом понимается «...изменение общего дохода (выручки), возникшее в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции» Другие авторы понимают под маржинальным доходом экономический эффект, рассчитанный на основе сравнения выручки и затрат. Так, Ковалев В. В., Бланк И. А., Энтони Р., Рис Дж. понимают под маржинальным доходом разность между выручкой и переменными затратами. Существуют и другие трактовки понятия маржинального дохода, однако, общим признаком понятия маржинального дохода является сопоставление выручки с неполной себестоимостью.
Понятие предельной маржи ученые трактуют как собой разность предельного дохода и предельных затрат. Величина предельной маржи не должна быть отрицательной. Превышение предельного дохода над предельными затратами является необходимым условием обоснования решений о производстве дополнительного количества продукции.
В целом, расчет маржинального дохода и предельной маржи позволяет определить, какой производственный процесс является наиболее экономически предпочтительным.
Затраты предприятия, включаемые в себестоимость продукции, можно подразделить на две части: постоянную и переменную. Такое деление определяется характером изменения затрат при изменении объема производства.
К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции. В основном это затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели сдельная заработная плата производственных рабочих с соответствующими отчислениями во внебюджетные государственные фонды. В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных переменных затрат последние подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.
К
постоянным относятся затраты, величина
которых не зависит от динамики объема
производства и продажи продукции.
К ним относятся
Кроме того, могут изменяться отдельные статьи, отнесенные к постоянным, от одного периода к другому вне зависимости от колебания выпуска продукции (рост арендной платы, повышение расходов на рекламу, увеличение расходов по хранению материалов и товаров и пр.)
Более наглядно
содержание постоянных и переменных
затрат отражено на рисунке № 1.
Рис.
1. Содержание постоянных и переменных
затрат
Взаимосвязь постоянных и переменных затрат можно представить уравнением первой степени:
Z =a + b * x,
где Z - сумма затрат на производство продукции;
x - объем производства продукции.
Формула показывает, что сумма постоянных затрат является фиксированной для всего объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с изменением объема производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объема производства.
Переменные
расходы в себестоимости всего
выпуска растут пропорционально
изменению объема производства, зато
в себестоимости единицы
C1 = (a + b*x)/x = a/x + (b*x)/x = a/x + b.
где C1 – себестоимость единицы продукции;
а - абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;
b - ставка переменных расходов на единицу продукции;
x - объем производства продукции.
Если
рассматривать ситуацию роста производства
и реализации продукции, то можно
отметить, что он вызывает соответствующий
рост переменных расходов при потреблении
большего объема сырья и материалов,
трудовых производственных затрат и
тому подобное, и становится при
этом источником их покрытия. Рост маржинальной
прибыли в этих условиях даст положительный
финансовый результат. Постоянные расходы
в условиях расширения масштабов
бизнеса так же могут возрасти.
Бизнес будет признан обоснованным
лишь при опережающем росте выручки
от продаж.
Маржа покрытия (маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов2.
Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль,
Из формулы видно, что:
Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Для факторного анализа изменения ее величины можно использовать следующие модели3:
-
на единицу продукции (
МП ед. =pi - bi ;
- на весь объем продаж i-гo вида продукции
МПi = VРПi * (pi - bi);
- в целом по предприятию
МПобщ. = ∑VРПi * (pi - bi) = ∑VРП общ. * Удi*(pi - bi),
где МП - сумма маржи покрытия;
p - цена единицы продукции;