Маржинальный анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:09, реферат

Краткое описание

Представленная работа посвящена теме маржинальный анализ деятельности предприятия. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме маржинальный анализ на предприятии в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы маржинального анализа заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ методики расчета маржинального дохода, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных методик расчета маржинального дохода.

Оглавление

Введение 2

Глава 1 Маржинальный доход предприятия 4

1.1 Маржинальный доход как важнейший фактор в деятельности предприятия 4

1.2 Классификация затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции 5

Глава 2 Методологические основы расчета маржинального анализа 9

2.1 Понятие маржинальной прибыли методика ее расчета 9

2.2. Анализ безубыточности предприятия 12

2.3 Факторный анализ критического объема продаж продукции 17

2.4 Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации 19

Заключение 21

Список использованной литературы: 23

Файлы: 1 файл

1806- Маржинальный анализ предприятия.docx

— 68.59 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 2

Глава 1 Маржинальный доход  предприятия 4

1.1 Маржинальный доход как важнейший фактор в деятельности предприятия 4

1.2 Классификация затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции 5

Глава 2 Методологические основы расчета маржинального анализа 9

2.1 Понятие маржинальной прибыли методика ее расчета 9

2.2.  Анализ безубыточности  предприятия 12

2.3  Факторный анализ  критического объема  продаж продукции 17

2.4  Определение критической  суммы постоянных  затрат, переменных  расходов на единицу  продукции и критического  уровня цены реализации 19

Заключение 21

Список  использованной литературы: 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Представленная  работа посвящена теме маржинальный анализ деятельности предприятия. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Отчасти это обусловлено, с одной стороны, большим интересом к теме маржинальный анализ на предприятии в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Теоретическое значение изучения проблемы маржинального  анализа заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. При этом объектом данного исследования является анализ методики расчета маржинального дохода, а предметом данного исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных методик расчета маржинального дохода.

     При исследовании данной тематики были поставлены и решены следующие задачи: изучение теоретических аспектов маржинального  анализа; изучение актуальности рассматриваемой проблематики в современных условиях; обозначение тенденции развития рассматриваемого направления научной мысли.

     Источниками информации для написания работы по теме

     «Маржинальный анализ деятельности предприятия» послужили: базовая учебная литература; фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области; результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов; статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике маржинального анализа; справочная литература и прочие актуальные источники информации, сведения о которых более детально изложены в списке литературы данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Маржинальный доход  предприятия

     1.1 Маржинальный доход как важнейший фактор в деятельности предприятия

 

     В процессе анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия наряду с  применением показателей прибыли  и рентабельности применяется показатель маржинального дохода, расчет которого лежит в основе исследования взаимосвязи  себестоимости, объема производства и  прибыли.

     Применение  маржинального дохода дополнительно  к показателю прибыли позволяет  более точно оценить доходность отдельных хозяйственных операций и устранить неопределенность в  ее оценке при обосновании оперативных  и прогнозных управленческих решений. Рассматривая маржинальный доход как  промежуточный финансовый результат, его можно оценивать на основе сопоставления выручки и прямых затрат, что позволяет избежать распределения  косвенных затрат и искажения  величины экономического эффекта от отдельных хозяйственных операций.

     Расчет  показателя маржинального дохода имеет  бесспорную практическую значимость, однако, его применение затруднено тем, что имеют место различные  трактовки понятия маржинального  дохода.

     В классическом понимании маржинальная прибыль это разница между  ценой продажи и затратами. Соответственно успешнее мы максимизируем эту разницу тем прибыль больше.  
      Данное понятие больше относится к торговым или производственным предприятиям. Однако внешнее сходство слов Мажа и Мажинальная прибыль частенько заставляет заблуждаться и финансистов на счет полезности их использования.

     В экономических словарях и в учебных  пособиях по экономической теории под  маржинальным (предельным) доходом  понимается «...изменение общего дохода (выручки), возникшее в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции» Другие авторы понимают под маржинальным доходом экономический эффект, рассчитанный на основе сравнения выручки и затрат. Так, Ковалев В. В., Бланк И. А., Энтони Р., Рис Дж. понимают под маржинальным доходом разность между выручкой и переменными затратами. Существуют и другие трактовки понятия маржинального дохода, однако, общим признаком  понятия маржинального дохода является сопоставление выручки с неполной себестоимостью.

     Понятие предельной маржи ученые трактуют как  собой разность предельного дохода и предельных затрат. Величина предельной маржи не должна быть отрицательной. Превышение предельного дохода над  предельными затратами является необходимым условием обоснования  решений о производстве дополнительного  количества продукции.

     В целом, расчет маржинального дохода и предельной маржи позволяет  определить, какой производственный процесс является наиболее экономически предпочтительным.

     1.2 Классификация затрат предприятия, включаемых в себестоимость продукции

 

     Затраты предприятия, включаемые в себестоимость  продукции, можно подразделить на две  части: постоянную и переменную. Такое  деление определяется характером изменения  затрат при изменении объема производства.

     К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции. В основном это затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические  цели сдельная заработная плата производственных рабочих с соответствующими отчислениями во внебюджетные государственные фонды. В зависимости от соотношения  темпов роста объема производства и  различных переменных затрат последние подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

     К постоянным относятся затраты, величина которых не зависит от динамики объема производства и продажи продукции. К ним относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на рекламу, затраты на исследовательские  работы, коммерческие и другие расходы. Такое определение постоянных затрат условно, так как на их уровень  в ряде случаев тоже влияет изменение  объема производства. Например, транспортные расходы, рассматриваемые в составе  постоянных затрат, могут меняться в зависимости от объема реализуемой  продукции. Расходы по сбыту продукции  способны вырасти, если комиссионные вознаграждения торговым агентам устанавливаются  в зависимости от объема продаж. Расширение сферы деятельности предприятия  предполагает и увеличение объема работ  сотрудников соответствующих функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела маркетинга и др.)1 .

     Кроме того, могут изменяться отдельные  статьи, отнесенные к постоянным, от одного периода к другому вне зависимости от колебания выпуска продукции (рост арендной платы, повышение расходов на рекламу, увеличение расходов по хранению материалов и товаров и пр.)

Более наглядно содержание постоянных и переменных затрат отражено на рисунке № 1. 
 
 
 

       
 
 

     Рис. 1. Содержание постоянных и переменных затрат  
 
 
 
 
 

     Взаимосвязь постоянных и переменных затрат можно  представить уравнением первой степени:

      Z =a + b * x,

     где Z - сумма затрат на производство продукции;

  1. абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;
  2. ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции.

     Формула показывает, что сумма постоянных затрат является фиксированной для  всего объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с изменением объема производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объема производства.

     Переменные  расходы в себестоимости всего  выпуска растут пропорционально  изменению объема производства, зато в себестоимости единицы продукции  они имеют постоянную величину:

     C1 = (a + b*x)/x = a/x + (b*x)/x = a/x + b.

     где C1 – себестоимость единицы продукции;

     а - абсолютная сумма постоянных затрат на анализируемый период;

     b - ставка переменных расходов на единицу продукции;

     x - объем производства продукции.

     Если  рассматривать ситуацию роста производства и реализации продукции, то можно  отметить, что он вызывает соответствующий  рост переменных расходов при потреблении  большего объема сырья и материалов, трудовых производственных затрат и  тому подобное, и становится при  этом источником их покрытия. Рост маржинальной прибыли в этих условиях даст положительный  финансовый результат. Постоянные расходы  в условиях расширения масштабов  бизнеса так же могут возрасти. Бизнес будет признан обоснованным лишь при опережающем росте выручки  от продаж.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Методологические основы расчета  маржинального анализа

2.1 Понятие маржинальной прибыли методика ее расчета

 

     Маржа покрытия (маржинальная прибыль) - разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными  затратами, приходящимися на реализованную  продукцию - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов2.

     Чем больше ее величина, тем больше вероятность  покрытия постоянных затрат и получения  прибыли от производственной деятельности.

     С ее помощью можно правильнее ранжировать  отдельные виды продукции и отдельные  сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения  безубыточного объема продаж по каждому  виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования  оптимального варианта различного рода управленческих решений.

     Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы + Прибыль,

     Из  формулы  видно, что:

     Маржинальная  прибыль = Выручка - Переменные расходы = Постоянные расходы +Прибыль.

     Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной  единицы продукции в общую  сумму маржинальной прибыли, которая  является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли  с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Для факторного анализа изменения ее величины можно использовать следующие модели3:

     - на единицу продукции (удельная  маржинальная прибыль)

     МП  ед. =pi - bi ;

     - на весь объем продаж i-гo вида  продукции

     МПi = VРПi * (pi - bi);

     - в целом по предприятию

     МПобщ. = ∑VРПi * (pi - bi) = ∑VРП общ. * Удi*(pi - bi),

     где МП - сумма маржи покрытия;

     p - цена единицы продукции;

Информация о работе Маржинальный анализ предприятия