Операционный (маржинальный) анализ деятельности предприятия связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Задание. Провести маржинальный анализ деятельности предприятия связи
Выполнить следующие действия.
1 Обработать исходные данные для анализа, свести их в аналитические таблицы, построить диаграмму
2 Выявить точку безубыточниости и оценить уровень и динамику зоны безопасности и запаса финансовой прочности графическим и расчетным способами
3 Оценить основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности
4 Обобщить результаты анализа, сделать общие выводы и обосновать основные направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности на следующий период

Файлы: 1 файл

АФХД_курс.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Министерство  Российской Федерации  по связи и информатизации 

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов 
 
 
 

Дисциплина   

Анализ  и диагностика  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия 

Курсовая  работа

Операционный (маржинальный) анализ деятельности предприятия  связи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 
 

Задание. Провести маржинальный анализ деятельности предприятия связи

Выполнить следующие  действия.

1 Обработать  исходные данные для анализа, свести их в аналитические таблицы, построить диаграмму

2 Выявить точку  безубыточниости и оценить уровень  и динамику зоны безопасности  и запаса финансовой прочности  графическим и расчетным способами

3 Оценить основные  направления в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности

4 Обобщить результаты  анализа, сделать общие выводы  и обосновать основные направления  в работе предприятия связи  по повышению запаса финансовой  прочности на следующий период

Исходные  данные

Таблица 1 – Затраты, выручка и прибыль филиала электросвязи

Наименование  показателей Год
предыдущий отчетный
1 Доходы  основной деятельности, тыс. руб.

2 То же, по  ценам предыдущего года, тыс. руб.

3 Переменные  затраты, тыс. руб.

4 Постоянные  затраты, тыс. руб.

5 Всего затрат на производство и реализацию услуг связи, тыс. руб.

4482,3

4482,3

1487,1

2712.8

4199,9

5827,0

5020,2

1762,6

3279,4

5042,0

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Операционный (маржинальный) анализ – это исследование факторной  цепочки “затраты - объем производства – прибыль”. Составляющие этой схемы должны находится под постоянным мониторингом. Эта задача решается на основе организации раздельного учета постоянных и переменных затрат по системе директ – костинг и использовании категории маржинального дохода. Исследование соотношения “затраты – объем производства – прибыль” называется операционным или маржинальным анализом (анализ безубыточности, анализ содействия доходу). Анализ данной цепочки отвечает на вопросы: 

какой объем  продаж обеспечит безубыточность;

какой объем  продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

какую прибыль  можно ожидать при данном уровне продаж;

какое влияние  на уровень прибыли окажет изменение  продажной цены, переменных затрат, постоянных затрат и объема производства;

как изменение  структуры продаж влияет на уровень безубыточности, объем плановой прибыли и потенциал роста доходов.

Маржинальный  доход предприятия – это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный доход отнесенный на единицу услуги называется ставкой маржинального  дохода. 

Чем выше ставка маржинального дохода, тем больший вклад от услуги в покрытие общих постоянных затрат предприятия связи. Финансовое благополучие предприятия связи зависит от массы маржинального дохода и прибыли. Поэтому для определения оптимального ассортимента услуг связи следует учитывать сумму маржинального дохода, приносящего каждым видом услуг. Возможный объем услуг, в свою очередь, зависит от спроса на услуги связи и производственных возможностей предприятия связи. 

Целью операционного  анализа является обоснование оптимального сочетания факторов для достижения наилучших финансово-хозяйственных результатов производства. 

Для реализации данной цели решаются следующие задачи: 

оценка безубыточности и финансово-хозяйственной устойчивости предприятия связи;

обоснование управленческих решений направленных на повышение прибыльности предприятия связи.

Алгоритм маржинального  анализа включает ряд последовательных взаимоувязанных действий. 
 
 

2. Выявление точки безубыточности и оценка уровня и динамики зоны безопасности и запаса финансовой прочности.  

Проведение маржинального  анализа можно реализовать графически и аналитически. 

Проведём исследование аналитическим способом.

Наименование  показателей Год Изменение
Предыдущий Отчетный абсолютное в %
1 Доходы (выручка от продаж), тыс. руб. 4482,3 5827 1344,7 30,00%
2 То же, в сопоставимых ценах,  тыс. руб. 4482,3 5020,2 537,9 12,00%
3 Переменные затраты, тыс. руб. 1487,1 1762,6 275,5 18,53%
4 Маржинальный доход (п.1 – п.3), тыс. руб. 2995,2 4064,4 1069,2 35,70%
5 Постоянные затраты, тыс. руб. 2712,8 3279,4 566,6 20,89%
6 Прибыль (п.4 – п.5), тыс. руб. 282,4 785 502,6 177,97%
7 Доля маржинального дохода в  выручке (п.4 / п.1) 66,82% 69,75% 2,93% 4,38%
8 Безубыточный объем продаж, тыс.  руб. 4059,69 4701,57 641,88 15,81%
9 Зона безопасности (прибыли), тыс.  руб. 422,61 1125,43 702,82 166,30%
10 Запас финансовой прочности, % 9,43% 19,31% 0,10 104,85%
 

Рассчитаем критический объем продаж (точку безубыточности), который  для многономенклатурных видов услуг аналитическим способом определяется по формуле: 

;

где Dкр – критический объем продаж (доходов), тыс. руб.; 
Dф – фактический объем продаж (доходов), тыс. руб. 
Э- условно-постоянные расходы, тыс. руб.; 
MD – маржинальный доход, тыс. руб.
 

 

 

Далее определим  зону безопасности предприятия связи, как разность между фактическим объемом реализованных услуг (доходов) и безубыточным объемом реализованных услуг. Чем больше зона безопасности, тем прочнее финансовое состояние предприятия связи. 

В нашем случае зона безопасности составит:

в предыдущем периоде  ЗБпр =4482,3– 4059,69 = 422,61 тыс. руб.;

в отчетном периоде  ЗБф =5827 – 4701,57=1125,43 тыс руб. 

После вычисления зоны безопасности, можем приступить к определению запаса финансовой прочности предприятия, рассчитываемого по формуле: 

; 

де ЗФП –  запас финансовой прочности предприятия, %;

ЗБ – зона безопасности, тыс. руб.;

Dф – доходы  фактические, тыс. руб. 

В нашем случае запас финансовой прочности составит:

в предыдущем периоде ЗФПпр = (422,61 / 4482,3) * 100 = 9,43 %;

в отчетном периоде  ЗФПф = (1125,43/5827)*100=19,31 % 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проведём исследование графическим методом:

Взаимосвязь затрат, доходов и  прибыли 1

Как видно из графика точка безубыточности равна  4,7 млн . рублей. 

На основании  расчетов можно дать характеристику состояния и работы предприятия связи по финансовой устойчивости и безопасности. Для этого проведём оценку уровня и динамика точки безубыточности и запаса финансовой прочности. 

В нашем случае критическая точка расположена на уровне в предыдущем периоде – 9,43 %, в отчетном периоде на 19,31 % от фактического объема реализации продукции. Предприятие работает в условиях высокого финансового риска. Данное положение приемлемо в условиях высокого и умеренного спроса на услуги связи. В условиях нестабильного спроса предприятие связи рискует быть убыточным. 

Однако, работу предприятия связи по снижению финансового  риска следует признать удовлетворительной. Запас финансовой прочности в  динамике стремительно растет, что  снижает риск предприятия связи  допустить убыток. 

3. Оценка основных  направлений в работе предприятия связи по повышению запаса финансовой прочности 

Безубыточный  объем продаж и запас финансовой прочности зависят от объема постоянных и удельных переменных затрат, а  также от объема услуг связи и  уровня цен на услуги. Объём реализации обратно пропорционален уровню цен, т.е  при повышении цен нужно меньше реализовать услуг связи, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия связи , и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. 

Следовательно, каждое предприятие связи должно стремиться к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу услуги, тем самым уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. 

Аналитическая модель для исследования влияния факторов имеет следующий вид: 

где Э – условно – постоянные расходы, тыс. руб.;

dMD – доля маржинального дохода в общем объеме выручки;

CH – удельные условно – переменные расходы (себестоимость 1 руб. доходов), руб.

q – объем  предоставляемых услуг связи  определенного вида, ед.;

- средний тариф на данный  вид услуг связи. 

Таким образом, доля маржинального дохода  характеризует удельные условно – переменные расходы на 1 руб. доходов. Расчет влияния факторов на изменение запаса финансовой прочности производится методом цепных подстановок. 

Степень влияния  условно – постоянных затрат на изменение запаса финансовой прочности определяется по формуле: 

;

В нашем случае изменение запаса финансовой прочности за счет влияния условно-постоянных затрат будет составлять – 18,86% 

;

Оценим степень влияния объема предоставляемых услуг на изменение запаса финансовой прочности. 

Информация о работе Операционный (маржинальный) анализ деятельности предприятия связи