Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:17, научная работа
«Бизнес» - любая деятельность, направленная на получение прибыли, путем предоставления кому-либо необходимых товаров и услуг. Важной частью всей структуры бизнеса является «малый бизнес». Малый бизнес в настоящее время очень важен во всех проявлениях мировой экономики.
УДК 334.72:330.34
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЕГО РОЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Куртбединова А.С.
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»
Научный руководитель: к.э.н., препод. Аджимет Г.Х.
«Бизнес» - любая деятельность, направленная на получение прибыли, путем предоставления кому-либо необходимых товаров и услуг. Важной частью всей структуры бизнеса является «малый бизнес». Малый бизнес в настоящее время очень важен во всех проявлениях мировой экономики.
Целью работы является раскрытие основных аспектов малого бизнеса, роли и установление причин, останавливающих его развитие, предложение путей их решения.
Важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается как дополнение к большому производству или самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил.
Малый бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, сочетания разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства [1].
В Украине развитие малого предпринимательства началось в условиях социалистической экономики и своего размаха достигло в период рыночной трансформации. Так, за период с 1991–2001 год общее количество малых предприятий возросло в несколько раз. В эти годы в секторе экономики работало более 12% общего количества работников, которые формировали около 8% валового внутреннего продукта страны. А уже с 2006–2010 года количество предприятий малого бизнеса достигло высоких уровней и составило количество в несколько раз превышающее предыдущие значения.
Однако по сравнению с другими странами Украина имеет намного хуже не только качественные, но и количественные показатели развития малого бизнеса. Насчитывается около 187 тысяч малых предприятий. Например, количество малых предприятий на 1000 жителей составляет почти 3,6 единицы, в то время, как в России – 6, Японии – 49,6, США – 74,2 единицы. Вклад отечественных малых предприятий в общегосударственные объемы производства составляет всего 8%, тогда как в развитых странах они создают большую часть валового национального продукта [2].
К причинам, препятствующим развитию малого бизнеса в Украине, можно отнести: чрезмерное государственное регулирование; трудности регистрации и лицензирования; фискальные проблемы; недоступность привлечения финансовых средств, в частности банковских кредитов; недобросовестная конкуренция;
Для улучшения положения дел в малом бизнесе, а соответственно и в экономике Украины, нужно осуществить следующие шаги:
1. Провести регулятивную реформу, которая позволит создать эффективную и понятную систему государственного регулирования, которая будет защищать интересы и предпринимателей, и потребителей.
2. Снять преграды на пути развития бизнеса, сократить расходы, связанные с функционированием в официальном секторе экономики.
3. Необходимо предусмотреть в бюджете специальные расходы на государственную поддержку малого бизнеса.
4. Создать государственное кредитно-гарантийное учреждение с целью стимулирования коммерческих банков к кредитованию малого бизнеса с минимальным финансовым риском.
5. Ускорить введение норм европейского страхового законодательства, создать механизм страхования инвестиционных рисков.
В целом эти меры должны стимулировать развитие малого бизнеса в Украине, а значит и постепенный выход нашей страны из затяжного экономического кризиса [3].
Малый бизнес стал неотъемлемой частью экономики любой страны. Развитие малого бизнеса необходимо, так как он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Не смотря на это, малый бизнес сталкивается с рядом проблем, которые решаются применением определенных действий.
Список использованной литературы
1. Джеффри Дж. Фокс Как делать большие деньги в малом бизнесе: Деловая литература / Дж. Фокс Джффри. – Москва, 2008 г.
2. http://www.openbusiness.ru/
3. http://www.newidea.in.ua/