Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:52, курсовая работа
Рыночный закон установления цен стар как мир: продавец просит больше, чем ожидает получить, а покупатели предлагают цену меньшую, чем они готовы заплатить.
1) затраты, непосредственно
связанные с производством
2) затраты по обслуживанию производственного процесса;
3) затраты, связанные с управлением производством;
4) затраты, связанные с
совершенствованием технологии
и организации производства, повышением
качества и надежности
5) затраты на содержание
и эксплуатацию
6) затраты по обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности;
7) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
8) выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
8) отчисления от расходов на заработную плату;
11) платежи по обязательным (установленным законом) видам страхования и по кредитам банка;
12) отчисления в специальные фонды;
13) затраты на воспроизводство
основных производственных
14) износ нематериальных активов;
15) предусмотренные законом налоги, сборы, платежи и др. обязательные отчисления;
16) другие виды затрат
в соответствии с
Анализируя таблицу 2.2, можно сказать, что полная себестоимость продукции, работ, услуг на КУВОШПП «Витебчанка» уменьшилась в 2008 году на 515 млн. рублей или на 19,9% по сравнению с 2007 годом.
Наибольший удельный вес
в структуре себестоимости
Таблица 2.2 – Анализ себестоимости
продукции по элементам затрат за
2007–2008 годы
Элементы затрат |
2007 |
2008 |
Абсолют. отклонение, млн. руб. |
Темп роста, % | ||
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % | |||
1. Материальные затраты |
349 |
13,5 |
322 |
15,5 |
-27 |
92,3 |
2. Расходы на оплату труда |
1521 |
58,7 |
1084 |
52,2 |
-437 |
71,3 |
3. Отчисления на социальные нужды |
436 |
16,8 |
381 |
18,3 |
-55 |
87,4 |
4. Амортизация основных средств |
109 |
4,2 |
108 |
5,2 |
-1 |
99,1 |
5. Прочие затраты |
178 |
6,9 |
183 |
8,8 |
+5 |
102,8 |
Полная себестоимость |
2593 |
100 |
2078 |
100 |
-515 |
80,1 |
– переменные расходы |
1870 |
72,1 |
1406 |
67,7 |
-464 |
75,2 |
– постоянные расходы |
723 |
27,9 |
672 |
32,3 |
-51 |
92,9 |
Себестоимость продукции состоит из переменных и постоянных затрат. На предприятии переменные затраты составляют 72,1% за 2007 год и 67,7% за 2008 год, т.е. наблюдается уменьшение переменных затрат в структуре полной себестоимости продукции предприятия. В абсолютном выражении сумма переменных затрат снизилась на 464 млн. руб. Сумма постоянных затрат уменьшилась за 2008 год по сравнению с 2007 годом – на 51 млн. рублей или на 7,1%. Продукция предприятия не является материалоемкой, что связано с тем, что в большей степени предприятие работает на давальческой основе.
Таким образом, на предприятии
наблюдается тенденция снижения
затрат на производство продукции, в
том числе как переменных, так
и постоянных, что связано с
сокращением объемов
На изменение общей суммы затрат оказывают влияние несколько факторов. Общая сумма затрат может измениться за счет влияния:
– объема выпуска продукции в целом по предприятию;
– ее структуры;
– уровня переменных затрат на единицу продукции;
– суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции
Периодически на предприятии проводятся распродажи (товар продается с уценкой) в целях роста сбыта продукции. Процент уценки устанавливается исходя из показателей реализации не ниже себестоимости товарной продукции.
Таким образом, в своей деятельности КУВОШПП «Витебчанка» осуществляет ценовую политику «издержки плюс прибыль».
Такой подход лишает процесс
ценообразования на предприятии
и сами цены необходимой мобильности,
возможности мгновенно
2.2. Пути улучшения маркетинговых стратегий КУВОШПП «Витебчанка»
Итак, КУВОШПП «Витебчанка» формирует
цену затратным методом. Суть затратного
механизма ценообразования
В связи с насыщением белорусского рынка импортными товарами, конкуренцией с производителями однотипной продукцией внутри Беларуси сложилась тенденция установления уровня цены на основе спроса. Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. А производственные затраты рассматриваются в этом случае, как ограничительный фактор показывающий может ли товар продаваться по данной цене с запланированной прибылью.
На самом деле подход к ценообразованию,
используемый КУВОШПП «Витебчанка»
имеет принципиально
При рыночной организации сбыта
продукции, уровень цены определяет
возможный объем продаж. Между
тем и экономическая теория, и
бухгалтерский учёт признают, что
от масштаба производства прямо зависит
величина удельных затрат на производство
единицы продукции. При росте
объемов выпуска снижается
Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать примерно так: «Насколько нам нужно увеличить количество продаваемых товаров, чтобы при более низкой цене получить большую массу прибыли?» или «Каким количеством продаваемых товаров мы можем пожертвовать, чтобы при более высокой цене получать большую прибыль, чем раньше?».
Именно такой подход позволяет
избежать серьезного дефекта затратного
ценообразования слишком
Однако именно затратный метод
лежит в основе ценовой политики
многих предприятий, доставшийся им
от советской системы управления.
И специалисты утверждают, что
недостатки этого метода наиболее ярко
проявляются в двух ситуациях: когда
необходимо приспособиться к новым
условиям конкуренции и, когда у
предприятия нет оборотных
Таким образом, анализ ценовой политики предприятия позволил выявить основные проблемы, характерные для большинства отечественных предприятий. К ним относятся:
1. Проблемы, связанные с расчетом
первоначальной цены на товар.
А именно, ориентация преимущественно
на затратный подход и
2. Проблемы, связанные с этапом
корректировки цены, к которым
можно отнести отсутствие
Рассмотрим указанные проблемы и возможные пути их решения более подробно. Специалисты отечественных предприятий ориентируются чаще всего на два крайних подхода к процессу ценообразования:
1. Ориентация на уровень цен
конкурентов. В данном случае,
цена устанавливается
2. Исключительно затратный
К недостаткам первого подхода
можно отнести как раз
При втором подходе наблюдается пассивность ценовой политики, т.е. невозможность быстро адаптироваться к меняющимся условиям как внешней, так и внутренней среды. Во-первых, это объясняется преобладанием преимущественно затратного подхода к ценообразованию. К тому же базой распределения постоянных затрат чаще всего служит заработная плата основных производственных рабочих. Это существенно сужает поле игры с ценами, т.е. не позволяет достаточно снижать цену на товары, не пользующиеся спросом. Специалисты предприятия боятся устанавливать цены по системе «Директ-костинг», которая могла бы повысить гибкость цены (т.е. принимая во внимание только уровень переменных затрат, а постоянные затраты отнимать от общего финансового результата). И их можно понять, т. к. существует риск того, что предприятие не покроет свои постоянные затраты. Можно порекомендовать при использовании метода полных затрат выбирать в качестве базы распределения постоянных затрат предполагаемую маржинальную прибыль, что позволит устранить этот недостаток и учесть в процессе ценообразования покупательские предпочтения в отношении тех или иных товаров.
Кроме того, было выявлено, что на предприятии недостаточно развита система ценовых скидок. Наиболее яркий пример – отсутствие учета сезонных колебаний спроса, характерных для продукции предприятия. Необходимо заранее прогнозировать колебания спроса и корректировать цену. Другой важной проблемой является отсутствие на предприятии анализа ценовой эластичности спроса и как следствие отсутствие методики обоснования уровня изменения цены и расчета его влияния на финансовый результат деятельности.
Высокие значения показателей эластичности спроса доказывают необходимость использования цен как эффективного инструмента в конкурентной борьбе. В течение года происходят изменения цен и накапливается информация об уровне этих изменений и фактических объемах продаж. Использование этой информации позволяет определять коэффициенты ценовой эластичности спроса. Правда, перед большинством предприятий встает проблема учета сезонных колебаний спроса, характерных для продукции большинства предприятий. Эту проблему можно решить, используя метод скользящей средней, позволяющий строить линию тренда спроса, учитывающую сезонную компоненту. Метод позволяет выравнивать тренд фактических значений через сглаживание сезонных колебаний. В таком случае последовательность прогнозирования спроса выглядит следующим образом:
1. Расчет значений сезонной
2. Десезонализация данных. Расчет тренда.