Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 23:52, курсовая работа
Рыночный закон установления цен стар как мир: продавец просит больше, чем ожидает получить, а покупатели предлагают цену меньшую, чем они готовы заплатить.
Психологические методы ценообразования,
как никакие другие, адресны, учитывают
демографические и связанные
с ними личностные характеристики целевых
групп покупателей. Известны значительные
возрастные и половые различия в
ценовом поведении покупателей.
Так, с возрастом все более
популярным становится режим экономии,
поэтому среди пожилых
Для многих женщин, склонных
тратить больше, чем ими же было
запланировано, высока мотивация именно
через покупки и траты
В экономической психологии,
на которую в современном рыночном
ценообразовании часто
Психологи видят и другие факторы принятия решения: привычки, эмоции, пример других людей (подражание), желание обособиться, экономический альтруизм и др. Понятно, что в различных национальных культурах эти
факторы имеют различный вес, но не учитывать их в маркетинге нельзя.
1.3.Адаптация цен
Адаптация цен, их приспособление к изменению обстоятельств и возможностей осуществляется через целый ряд стратегических возможностей: географическую адаптацию; наценки и скидки с цены, другие послабления; стимулирующее ценообразование, дискриминирующее ценообразование, а также стратегию цены комплексного продукта.
Географическая адаптация
цен — это ценовая
В стратегию адаптации
цен входит и стратегия, определяющая
условия продажи, среди которых
выделяются две большие группы: а)
наценки и скидки на товары; б) условия
поставки и оплаты. И наценки, и
скидки представляют собой последнее
уточнение цен, когда уже ясны
многие предварительные аспекты, и
выступают инструментами
Наценки применяются, как правило, в отношении товаров, уже получивших успех на рынке. В основном это, говоря в терминах матрицы БКГ, — товары-«звезды», или товары, находящиеся в своем жизненном цикле в начале стадии «зрелости». Наценки применяются за индивидуализацию исполнения товара (с учетом пожеланий потребителей), за малую серийность, за новизну товара, повышенный уровень качества, за увеличение срока гарантии., при продаже в кредит или на условиях консигнации (отсроченного платежа) и др.
Скидки на товары, уже знакомые рынку, чаще всего применяются на стадии «зрелости» и особенно «спада», представляя собой инструмент продления жизненного цикла товара.
Функциональные скидки предоставляются оптовым и розничным торговцам за выполнение ими определенных функций по подготовке продукта к продаже и его обслуживанию. Если при этом фирма стремится, чтобы в торговле она была представлена лучше конкурентов, то она также вынуждена за это платить. Известная практика предоставления льгот tax free иностранцам, вывозящим товар за пределы страны его приобретения, — это своеобразная благодарность производителя за выполнение покупателем функции экспорта. Скидки на проведение торговых операций стимулируют и дают возможность торговле организовать определенную распродажную операцию: например, провести ярмарку или просто принять участие в ярмарке, организованной кем-то другим.
Оптовые скидки предоставляются
при закупке больших, чем обычно,
партий товара. Такие скидки с цены
применяются весьма часто. Их предоставление
обусловлено облегчением для
производителя процедуры
Типичный пример объявления о мелкооптовых скидках: «10 руб. за штуку при покупке менее 100 штук; 9 руб. за штуку при покупке 100 и более штук».
Скидки применяются также за срочность оплаты: так, объявление: «2/ 10, нетто 30» означает, что полная стоимость товара должна быть оплачена в течение 30 дней, но покупатель имеет право на двухпроцентную скидку, если оплатит покупку в пределах 10 дней.
Временные скидки предоставляются для сглаживания сезонных пиков в связи с предварительной оплатой товара.
Скидки «за преданность»
стимулируют долгосрочное сотрудничество
и функционируют, как правило, в
отношениях между изготовителем
и посредником по сбыту, часто
— в сочетании с обязательной
закупкой вполне определенного количества
товаров, в том числе — в
определенное время. Разовые скидки
«за преданность» премиального характера
учреждаются отдельными фирмами
непосредственно для
Возможны и другие виды скидок: например, за возврат уже использованных товаров при покупке новых.
Ориентировочные размеры некоторых скидок могут доходить до следующих значений:
скидки за оборот, предоставляемые крупнооптовым покупателям, — до 10—12% стоимости сделки;
дилерская скидка, предоставляемая дилерам и другим постоянным посредникам, — до 30%;
скидка «сконто» за оплату наличными или предоплату — до 5% стоимости сделки;
скидки для постоянных клиентов (в том числе при повторных покупках по карточкам покупателей) — до 3-4% стоимости покупки.
Скидки привилегированным покупателям, в отношениях с которыми фирма особо заинтересована, определяются в переговорах. По некоторым видам продукции общий объем скидок может достигать 50% прейскурантной цены (цены розничной продажи).
При определенных обстоятельствах
компании идут на временное снижение
цен, которые при этом иногда устанавливаются
ниже себестоимости. Это делается в
целях ценового стимулирования сбыта.
Так, продажа с убытком
Стратегии дискриминационного
ценообразования предполагают, что
компании устанавливают цены на продукты
и услуги, дифференцированные по сегментам
рынка непропорционально сильно
по отношению к себестоимости
соответствующих модификаций
Для дискриминационного ценообразования необходим ряд условий: четкая сегментация рынка по признаку величины и активности спроса; невозможность для покупателя покупать товары дешево с целью дальнейшей спекулятивной перепродажи в другом сегменте рынка; дискриминация не должна вызывать негодования со стороны покупателей; наконец, должны быть соблюдены нормы права.
Логика ценообразования
меняется, если товар выступает частью
другого, более комплексного товара.
В таком случае фирма стремится
установить на каждый товар такие
цены, чтобы они позволяли
Этот же принцип распространяется и на производство товаров единой направленности. Если цены двух видеокамер не слишком различаются, то покупатель предпочтет выбрать ту, которая обладает большим диапазоном возможностей; при условии, что разница их себестоимостей меньше, чем разница цен, такая ситуация будет только на руку компании, так как позволяет получать большие прибыли. Применяется и политика уровней цен. Так, если мужские костюмы традиционно продавались по ценам в 150, 220 и 310 долл., то это позволяло покупателям идентифицировать с такими уровнями цен соответствующие оценки качества данных товаров; поэтому одновременное повышение цен на всех уровнях вполне может привести к тому, что покупатели будут ориентироваться не на абсолютные значения цен, а на их сравнительный уровень в общем ряду.
Цены также могут зависеть от так называемых необязательных, факультативных качеств товара (например, электронное управление окнами автомобиля). Компаниям приходится выбирать, включать ли затраты и прибыли в связи с этими характеристиками продукта в его конечную стоимость сразу или применять надбавки также факультативно. С этой же проблемой часто сталкиваются в ресторанах при определении цен на продукты питания и на алкогольные напитки. Часто цена продуктов питания устанавливается здесь на довольно низком уровне, покрывая лишь затраты на приготовление пищи и обслуживание клиентов, а вся прибыль поступает от продажи алкоголя. Этим объясняется ситуация, когда официант начинает понуждать, провоцировать клиента к заказу горячительных напитков. С другой стороны, если установить низкие цены на алкоголь и сделать прибыльными закуски, ресторан может явить собой еще более непристойное зрелище пьяной толпы.
Ценообразование на вынужденно
необходимые товары (часто — дополняющие)
имеет свои особенности. Компания, продающая
видеомагнитофоны по относительно низким
ценам, может запросить за кассеты
к ним довольно высокую цену. Это
же касается стоимости бритвенных лезвий,
запасных блоков к бритвам и т.п.,
включая запчасти к автомобилям,
оборудованию и др. Например, цены на
запасные части к трактору «Катерпиллер»
даже на американском рынке вполне
официально повышались иногда на 300%. Но
здесь кроется весьма серьезная
опасность: может начаться спад продаж
комплексного продукта. Плохую службу
в этом отношении часто играют
посреднические, обслуживающие фирмы.
Поэтому компания-
Цена товара, услуги может состоять из двух частей: первая при этом является фиксированной величиной (например, абонентская плата за телефон), вторая — переменной (плата за междугородние переговоры, за превышение определенного количества или длительности разговоров и т.п.).
Если производство продуктов
сопровождается производством другого,
вспомогательного, то ценообразование
имеет свои особенности. Если субпродукт
не обладает значительной ценностью, его
стоимость может быть включена в
цену основного продукта. В таком
случае сам субпродукт поступает
в продажу по любой, даже бросовой
цене. Если же он представляет для отдельных
категорий покупателей
Свои особенности имеет ценообразование применительно к наборам разных товаров. На зрелых рынках, формируя набор или комплект, продавец обычно снижает цену по сравнению с суммой цен всех входящих в набор товаров. Так, комплект приспособлений к машине или станку всегда обойдется покупателю дешевле, чем приобретение тех же вещей поштучно.
Аналогично и абонемент в театр на несколько посещений всегда стоит дешевле, чем сумма цен разовых билетов. Цена набора формируется таким образом, чтобы даже если покупатель не планирует использовать набор полностью, это не остановило бы его в принятии решения о покупке именно набора.
Адаптация цен осуществляется
также с помощью условий
условия сдачи-приемки;
минимальное производимое (или поставляемое на определенных условиях) количество изделий (минимальный заказ);
право на выбор модификаций, комплектов запчастей, насадок и др.;
право на обмен (в соответствии с положением о рекламациях);
порядок оплаты (условия предоставления кредита, льгот, конкретных временных интервалов отсрочки оплаты и т.п.).
Дифференциация цен зависит от многих факторов, основные среди которых: сегментация потребительского рынка, форма продукта, его имидж, место продажи, время (сезонные характеристики). Приведем пример.