Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:29, реферат
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют.
6)
лоббизм зачастую блокирует
7)
лоббизм иногда существенно
8)
лоббизм может использоваться
и в более “прозаичных” целях
— как инструмент обогащения
отдельных слоев, элит.
3. Лоббизм в современной России
Многие исследователи лоббизма подчеркивает негативную сторону данного рода политической деятельности, уделяя основное внимание феномену «теневого» лоббизма. В значительной мере это объясняется генезисом самой лоббистской деятельности, субъекты которой – лоббисты – стали известны как лица, уже в начале ХIХ века предпринимавшие попытки повлиять на членов Конгресса США для того, чтобы добиться принятия или отклонения того или иного законопроекта. С точки зрения С.В. Боботова, лоббизм представляет собой род закулисной политики, направленной на законодателей, ее целью является отстаивание выгодного определенным группам законопроекта, а средством – давление, взятки и оказание встречных услуг.
Исторический опыт США показывает, что лоббизм является хорошо оплачиваемой деятельностью профессиональных «толкачей», которые имеют свои собственные лоббистские конторы с большим штатом сотрудников, состоящих в основном из юристов, отставных чиновников и генералов. Последние хорошо знакомы с процессом принятия государственных решений, осведомлены о его этапах и постоянно поддерживают связи с теми ведомствами, в которых ранее работали и служили. Лоббисты стремятся осуществлять контроль над тем, чтобы в Конгресс не проходили законопроекты, которые могут повредить интересам их клиентов.
Политическая практика многих стран мира, в том числе и России, служит подтверждением указанных негативных трактовок лоббистской деятельности.
Так, зачастую лоббизм становится инструментом для удовлетворения лишь частных интересов самих групп давления, обладающих необходимыми финансовыми, организационными, материальными ресурсами для эффективного применения лоббистских технологий. Поэтому небезосновательно лоббизм характеризуется как «существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».
Нередко лоббизм выступает инструментом внеправового воздействия на процесс принятия и реализации решений органами государственной власти и управления. В этом случае принято говорить о «теневом» лоббизме («коридорном» лоббизме, взяточничестве, коррупции и т.п.). Такое применение лоббистских технологий ведет к дисфункции демократических институтов и превращению их в средство представительства интересов отдельных групп общества. В этом случае действительно важные политические и управленческие решения, удовлетворяющие общественно значимым потребностям и интересам, блокируются в угоду интересам чиновничества, реализация государственной политики становится непоследовательной, что проявляется в перманентной смене национальных целей и приоритетов.
Кроме того, сложные экономические и политические условия жизни в модернизирующемся обществе способствуют формированию скрытых, нетранспарентных механизмов принятия политических и управленческих решений. Совпадение экономических и политических интересов отдельных социальных групп приводит к тому, что лоббистские технологии используются в узкогрупповых интересах, а это, в свою очередь, ведет к развитию неформальных, теневых технологий воздействия на государственную власть.
В этой
связи основными задачами законодательного
регулирования лоббизма становятся
выработка действенных
Наряду с подходом, концентрирующим свое внимание на негативных аспектах деятельности групп давления, существует и более взвешенная, нейтральная точка зрения исследователей на лоббизм.
Так, например, лоббизм понимается как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.
Сходная
трактовка предлагается и Д. Султановым,
рассматривающим лоббизм с
Более широкое содержание в понятие лоббизма вкладывает М.В. Бятец. Он определяет лоббизм как систему приемов и практику реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти.
Наконец, по мнению В.П. Воротникова и М.Г. Анохина, лоббизм есть воздействие различных групп и организаций на органы государственной власти с целью добиться от них выгодных данным группам решений.
Лоббизм как основная форма деятельности групп интересов носит не только отрицательный, но и положительный характер. Тем не менее, позитивная сторона лоббизма в определениях остается фактически не раскрытой. Позитивный потенциал лоббизма заключается в том, что этот институт отношений органов государственной власти и управления, с одной стороны, и социума, с другой, способствует становлению и развитию плюралистической модели демократии и рыночных отношений в обществах переходного периода.
Институциональное
становление лоббизма способствует
обеспечению эффективного взаимодействия
государственной власти и общества,
когда влияние на динамику политического
процесса оказывает все большее
количество социальных групп. Кроме
того, лоббизм призван усилить управленческую,
распределительную и иные функции институтов
власти. При этом необходимо иметь в виду,
что важнейшим условием проявления лоббизмом
своих позитивных качеств выступает политическая,
экономическая и духовная стабильность
в стране. В условиях же, когда кризис проявляется
во всех сферах общественной жизни, лоббизм
в большинстве случаев становится инструментом
удовлетворения узкопартийных потребностей.
4. Лоббистские структуры
Но не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной лоббистской деятельности. Не менее перспективно использование лоббистских структур.
В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских услуг, к появлению фирм, которые осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень динамично.
К использованию лоббистских структур прибегает множество компаний. Услуги таких фирм используются как для осуществления крупных лоббистских проектов, так и для менее значимых задач. Аккумулируя знания механизмов работы власти, специалистов в сфере лоббизма, такие фирмы позволяют добиться желаемых результатов без значительных издержек, связанных с содержанием собственного GR-департамента в компании. Фактически речь идет о некоем субподряде в сфере лоббизма. К тому же, такого рода фирмы позволяют компаниям оставаться в тени и не афишировать свои интересы.
Несмотря
на свои преимущества, такие формы
работы имеют и ряд серьезных
недостатков. Деятельность лоббистских
фирм часто непрозрачна. Они могут
прибегать к коррупционным
Анализ лоббистского потенциала основных бизнес-объединений России
Анализируя позитивный потенциал развития лоббизма в России, следует, подробнее остановиться на возможностях отечественных лоббистских структур по его реализации.
С одной стороны, ряд отраслевых ассоциаций товаропроизводителей и профсоюзов показали свою несостоятельность в решении задач по защите интересов различных поддерживающих их групп общества, что в очередной раз было подчеркнуто Экс-президентом РФ В. В. Путиным на VI съезде Федерации независимых профсоюзов России в 2006 году.
Так, в настоящее время приходится констатировать тот факт, что в России отсутствует лоббистская организация или объединение, которое ставило бы своей основной целью интеграцию отраслевых промышленных союзов и отстаивание их интересов в органах государственной власти. В этом одна из основных причин слабости российских некоммерческих объединений в сфере промышленности.
В условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ни одна из существующих лоббистских организаций не взяла на себя решение задач по проведению анализа последствий от вступления ВТО для отдельных секторов экономики, доведения до органов государственной власти согласованных предложений отраслей производства. В развитых странах мира подобные функции выполняют отраслевые союзы. В этом плане показателен пример США, где отраслевые объединения представляют интересы всей отрасли в целом, задавая вектор развития для всего сектора экономики. В России же существует иная практика, при которой каждая крупная компания занимается продвижением лишь своих частных интересов, что приводит к ослаблению позиций российских товаропроизводителей, как за рубежом, так и на внутреннем рынке, создавая неоправданную конкуренцию между ними.
На первый взгляд может показаться, что роль защитника отраслевых союзов в органах государственной власти нашей страны играет Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Действительно, РСПП является авторитетной организацией и теоретически она способна поддерживать отраслевые союзы. Однако на практике этого не происходит, поскольку предпринятая в 2000 году попытка вовлечения «олигархов» в работу РСПП и согласования интересов всех его членов на демократических принципах, подготовки единого мнения каждой отрасли по ключевым вопросам экономической политики не удалась. В РСПП начал действовать принцип «олигарх-отрасль», при котором тот или иной наиболее крупный отраслевой бизнесмен, входящий в бюро правления РСПП, приобретает право доведения до органов государственной власти позиции своей отрасли. При таком подходе государство не имеет возможности услышать мнение других представителей отрасли, которое в ряде случаев отличается от позиции крупного бизнеса и отражает специфику интересов среднего и малого уровня производства. На встречах с Президентом и Правительством РФ РСПП выражает интересы не отраслевых союзов, а лишь отдельных представителей финансово-промышленных групп. Отраслевые союзы и ассоциации в РСПП утратили какое-либо влияние, и поэтому Союз не может рассматриваться в качестве консолидирующей их структуры.
С другой стороны, на роль объединения отраслевых союзов товаропроизводителей вполне может претендовать Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Она уже играет особую роль в системе представительства интересов общественных групп и является единственным объединением предпринимателей, действующим на основании специального закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Роль
Торгово-промышленной палаты страны хорошо
охарактеризовал Экс-президент
В составе ТПП более ста союзов и ассоциаций и 21 комитет по различным направлениям деятельности предпринимательства. Организационная структура ТПП и ее региональная сеть, включающая 156 региональных торгово-промышленных палат, является самой мощной среди всех российских объединений. Торгово-промышленные палаты давно действуют во многих развитых странах мира, в том числе и в России, где она возникла не в 1990-е годы, как большинство предпринимательских объединений, а задолго до установления советской власти.
В составе
ТПП функционирует Совет
Союзы и ассоциации решают многие практические вопросы по защите интересов отраслей. В частности, важной функцией союзов является подготовка и внесение в Правительство РФ предложений по защите внутреннего рынка. Союзы уже способны квалифицированно готовить и вносить предложения по государственной поддержке экспортеров, в том числе по предоставлению кредитов для выполнения экспортных контрактов. Союзы в состоянии способствовать и формированию системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Информация о работе Лоббизм: понятие, субъекты и виды. Лоббизм в современной России