Лоббизм: понятие, субъекты и виды. Лоббизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:29, реферат

Краткое описание

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют.

Файлы: 1 файл

реферат по политике и экономике.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    Введение.

    В современном демократическом обществе существует множество различных  добровольных объединений людей (групп  интересов), стремящихся довести  свои  требования до властных структур. Одни из них используют экономические  рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой  воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является  лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат  высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства. Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и, в-третьих, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи  настоящей работы нашли своё отражение в её структуре. 

    Глава 1. Понятие и виды лоббизма.

    Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин происходит от английского слова  «lobbi», что означает вестибюль, прихожая, кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в 19 веке в США.

    В то время министры и сенаторы в  вестибюлях гостиниц, где они отдыхали, часто встречались с разными  людьми, выслушивали их просьбы и  давали слово - зачастую не бескорыстно, а за деньги- выполнить обещание. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.

    В Англии подобная политика долгое время  считалась предосудительной, поэтому  слово вошло в лексический  фонд лишь в 20 веке, впоследствии его  заимствовали и другие страны.

    «Лоббизм»- термин, обозначающий разветвлённую систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах  представляемых ими организаций.

    Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет, как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

    В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно  необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.         

    Лоббизм в этом смысле есть форма законного  влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

    Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.  Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

    В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

    В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы лоббистской деятельности:

    - выступление  на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;

    - составление  проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента;

    -организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам) и т.п.

    Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком, или преимущественно лоббистские по назначению.

    Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.

    Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через

нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права). В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

    В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:

    1. лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например в США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их права, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интересы.

    2. ведомственное лоббирование- это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

    3. Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

    4. иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются.  

    Наиболее  действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты и их потомки - составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США. Однако русского лобби как такового в США не было и нет.

    Что же касается самой России, то в ней, лоббирование иностранных интересов на сегодняшний день ведётся более активно, чем своих собственных.  

    Глава 2. Общественное значение лоббизма.     

    Лоббизм имеет важное значение для различных  сфер жизни общества. При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные, так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и «минусах» лоббизма.

    Достоинства лоббизма:

    1) влияя на управленческие решения,  он заставляет “держаться в  форме” органы государственной  власти и управления, в определенном  смысле конкурирует, соревнуется  с ними, придает им большую  динамику и гибкость;

    2) выступает инструментом самоорганизации  гражданского общества, с помощью  которого мобилизуется общественная  поддержка или оппозиция какому-либо  законопроекту, оказывается влияние  на политику (лоббизм в этой  ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

    3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

    4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций,  слоев и т.п. 

    5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

    6) позволяет расширить информационную  и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

    7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной власти;

    8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

    Недостатки  лоббизма:

    1) лоббизм может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;

    2) он выступает иногда проводником  неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь  уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;

    3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать  крайние формы удовлетворения  “специальных интересов”;

    4) лоббизм таит в себе немалую  опасность “размывания” народовластных  устоев общества, превращения демократических  институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп; 

    5) лоббистские мероприятия в определенных  условиях могут проявляться в  форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

Информация о работе Лоббизм: понятие, субъекты и виды. Лоббизм в современной России