Понятие и виды субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды субъектов административного права (Восстановлен).docx

— 44.82 Кб (Скачать)
    1. Понятие и виды субъектов административного права.

     Традиционно субъектом  административного права  считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют  в осуществлении публичного  управления, реализации функций исполнительной власти.

   Субъект административного  права – это одна из сторон  публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений,  наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

   Субъект административного  права – это конкретный участник  административно-правовых отношений,  в которые он вступает либо  по своему собственному желанию  (усмотрению), либо в силу обязанности,  возложенной на него социальной  правовой нормой.  Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает  принадлежащие ему права и свободы. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

     Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, — обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права.

     Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

     В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  • в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
  • 2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
  • 3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
  • 4) в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

     В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или  публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

     К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

     Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правоспособность и дееспособность субъектов

административного права.

 

Правоспособность и дееспособность индивидуальных субъектов

Гражданин является участником общественных отношений во многих сферах жизни общества и государства, в  том числе и в сфере государственного управления. Правовой статус граждан  в сфере административного права (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством  правами, возложенными на них обязанностями  и установленной нормами административного  права ответственностью.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать  участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять  юридические обязанности, установленные  административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан  с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена  или передана другому лицу, но может  быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Конкретный объем прав (свобод) и  обязанностей граждан в сфере  исполнительной власти определяется рядом  факторов: возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и др.

Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и  военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.1 В случаях, определенных указанным Федеральным законом, гражданам может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, семейному положению и для продолжения образования.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена  возможность временного лишения  гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного  движения.

Административная дееспособность представляет собой способность  гражданина своими действиями приобретать  субъективные права и выполнять  возложенные на него юридические  обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает  с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность  привлечения к административной ответственности, и полная — по достижении гражданином 18 лет.

Например, согласно статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Основаниями ограничения  административной дееспособности являются общие основания для ограничения  дееспособности в других отраслях права. Так, статьей 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Коллективные субъекты административного  права – это организованные группы людей, находящихся в устойчивых отношениях. Коллективные субъекты административного  права делятся на две группы: обладающие и не обладающие государственно-властными  полномочиями. Органы исполнительной власти (а также другие наделенные властными полномочиями институции) выступают в качестве субъекта управления, иные коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации, общественные и религиозные объединения) –  в качестве объектов управления.  

Коллективные субъекты - организованные, обособленные, самоуправляемые  группы людей, выступающие вовне  как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам).

Коллективный субъект функционально  и организационно обособлен, имеет  цели, задачи, функции, действует на основании норм права, признается правосубъектным.

Коллективный субъект состоит  из людей, но он не персонифицирован, обезличен, это означает, что замена состава  не влияет на юридическое значение этого субъекта.

В отличие от индивидуального субъекта вовне выступает не сам коллективный субъект в полном составе, а от его имени выступают уполномоченные лица, которые реализуют его права  и обязанности.

Бахрах Д.Н. Ранее делил все коллективные субъекты на 4 группы:

- организации;

- структурные подразделения;

- трудовые коллективы;

- сложные организации  (суборганизации, системы).

Теперь предлагает 3 класса: организации, структурные подразделения организаций, сложные организации (некоммерческие системы тесно взаимосвязанных организаций); простейшие организации.

Эти вопросы решены в законодательстве весьма противоречиво (например, структурные  подразделения, филиалы, представительства  не признаются деликтоспособными).

Недостаточно разработанным является вопрос о государстве как коллективном субъекте административного права. В литературе данный вопрос широко не обсуждается, но в дореволюционном  административном праве признавалось и в современном зарубежном праве  государство признается таковым.

Новые тенденции - в законодательстве о государственной службе появляется государство как сторона служебных отношений.

«Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего  субъекта Российской Федерации - соответствующий  субъект Российской Федерации».

Контракт заключает представитель нанимателя. Учредителем автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование – в зависимости от вида собственности имущества, на базе которого автономные учреждения создается.2

Правоспособность и дееспособность юридических лиц по сравнению с правоспособностью и дееспособностью граждан имеют свои особенности. Во-первых, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Во-вторых, правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий), они могут заниматься любым видом деятельности. Специальная правоспособность определяется целями деятельности юридического лица, предусмотренными в его учредительных документах. 3Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя обязанности через свои органы, которые могут быть либо единоначальными (директор, управляющий и т.п.), либо коллегиальными (совет, правление). Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательством и учредительными документами.

Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права