Понятие и виды субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды субъектов административного права (Восстановлен).docx

— 44.82 Кб (Скачать)

Для осуществления ряда задач  вне места своего нахождения юридическое  лицо может открывать филиалы и представительства, которые самостоятельными юридическими лицами не являются. Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной от юридического лица.

Существуют различные  виды юридических лиц и их объединений. Действующие на территории страны юридические  лица разнообразны, и квалифицировать  их можно по различным признакам.

По характеру деятельности юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие4. К коммерческим относятся  организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли. Такими юридическими лицами являются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия (государственные и муниципальные). К некоммерческим лицам, не имеющим в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. Некоммерческие организации могут создаваться и в иных организационно-правовых формах, если это предусмотрено каким-либо законом, как, например, это сделано в отношении общественных объединений, в то время как приведенный выше перечень коммерческих организаций является исчерпывающим. Характерная особенность правового статуса некоммерческих организаций - занятие предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

 

 

 

 

2.1 Понятие  и основные черты административной  ответственности.

Административная ответственность  представляет собой особую разновидность  юридической ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»5.

     Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»6.

     Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

 Среди ее характерных  особенностей можно выделить  следующие:

  • административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности. Вследствие этого карательные санкции государства за такие противоправные деяния именуются административными проступками (правонарушениями), в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;
  • ответственность по административному праву всегда представляет собой следствие противоправного действия (бездействия) юридического или физического лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публично-правовой сферы (области общегосударственных интересов) - органы исполнительной власти и наделенные ее полномочиями должностные лица. Все виды правовой ответственности налагаются органами (должностными лицами) государства, однако одним из участников административного правоотношения всегда является орган исполнительной власти или исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления (муниципальный орган);
  • административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основания административной ответственности

Административная  ответственность - это предусмотренное  административно-правовой нормой и  примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие  за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями

1) Фактическое основание  административной ответственности.

.

Фактическим основанием для наступления  административной ответственности  является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом существуют и формальные составы правонарушений, когда вред от совершения административного правонарушения не наступил реально, но лицо, нарушившее административную норму, может быть привлечено к административной ответственности. В КоАII законодатель нетрадиционно квалифицирует вину юридического лица, так как виной обычно считается психическое отношение лица, совершившего административное правонарушение, к результатам своего деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

То есть признаком общественной опасности административного правонарушения является посягательство в форме  действия или бездействия на общественные интересы, которые включены в форме  задач, охраняемых нормами административного  права. Фактическим же основанием служит наличие правонарушения, а в некоторых случаях — и объективно противоправного деяния. Если же ответственность не установлена, т. е. нет для нее юридического основания, либо поведение лица (субъекта) не подпадает под признаки того или иного правонарушения, т. е. отсутствует фактическое основание ответственности, то такое лицо не подлежит юридической ответственности.

 

2) Нормативное основание административной ответственности

Особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников. В числе источников административного права как отрасли необходимо выделить следующие:

  Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, акты глав субъектов Российской Федерации, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Особую группу источников административного права составляют акты высших судебных органов РФ, а  также ее международные договоры.

   Однако не все из вышеперечисленных источников административного права являются нормативными основаниями административной ответственности.

  Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. Нормы права также подразделяются, - на регулятивные и охранительные, а также на материальные и процессуальные. Именно охранительные нормы права и являются теми нормами, которые устанавливают административную ответственность, т.е. являются нормативным основанием её применения.

Особенностью охранительной  функции административного права  является то, что оно является необходимым  условием реального, существования  иных отраслей права, создает инфраструктуру, в которой реализуются нормы  других отраслей и базис на котором зиждется ответственность за невыполнение данных норм права.

 

3) Процессуальные основания административной ответственности

Другая группа оснований ответственности, прежде всего, включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.) на основе которых она возникает и реально осуществляется. Эти акты подчеркивают объективную сторону ответственности, т. е. то, что без соответствующей реакции государства и его органов она возникнуть не может. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях

Причем хотелось бы отметить, что  протокол об административном правонарушении сам по себе не является процессуальным основанием административной ответственности. Как и не является им заявление  уполномоченного органа или должностного лица о привлечении к ответственности  юридического лица или предпринимателя, направленное в соответствии со ст. 202 АПК РФ.

Протокол об административном правонарушении является тем основанием7, при наличии которого мы считаем, что дело об административном правонарушении возбуждено, наряду с постановлением прокурора, определением о проведении административного расследования, протоколом о проведении процессуального действия в рамках главы 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях8. Наличие составленного протокола об административном правонарушении само по себе не гарантирует тот факт, что в дальнейшем будет иметь место применение административного наказания.

Например, итогом административного  расследования 9, а также итогом рассмотрения дела об административном правонарушении10 может стать постановление о прекращении дела об административном правонарушении, и в этих случаях мы не можем говорить о наличии административной ответственности. В то же время законодательство об административной ответственности допускает возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении11.

 

 

 

 

 

 

 

  Субъектом административного правонарушения является физическое лицо. Это означает, что, согласно нормам КоАП, к административной ответственности могут быть привлечены как граждане РФ, так иностранные граждане и лица без гражданства12.

Граждане РФ в настоящее  время - самый распространенный субъект  административного права. Они могут  выступать в качестве как общего субъекта административных правонарушений, так и специального субъекта - должностного лица.

Специальные субъекты административного права:

  • Должностные лица 13
  •   Военнослужащие и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов 14
  • Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица 15

   Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права