Лекции по "Международные экономические отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО

Файлы: 1 файл

kniga MEO.docx

— 234.80 Кб (Скачать)

Экономический и  Социальный совет (ЭКОСОС) – следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он \координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. Каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя – по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя – по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.

Секретариат ООН – административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН  включаются несколько подразделений, самое крупное из которых – Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны – члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций  по промышленному развитию содействует  индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как  материальную помощь, так и разрабатывает  рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских  работ и созданию специальных  органов по управлению производством.

Программа развития ООН –  программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших  секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами  координации деятельности других организаций  по оказанию помощи материального и  нематериального характера.

Европейская экономическая  комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в  транспортной и лесной сфере (с позиций  экологии).

Экономическая комиссия для  Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает  благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании  международных экономических отношений. И несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

3. ВТО и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования МЭО

В настоящее время большую  роль в мировых отношениях играет Всемирная торговая организация (ВТО). Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Поэтому, рассматривая деятельность ВТО, следует обратиться к истории  развития ее предшественницы.

ГАТТ как международная  организация была создана в 1947 г. Она была призвана заниматься вопросами, касающимися мировых таможенных тарифов. В ее основу были положены следующие нормы:

1) обеспечение равенства всех товаров и услуг различных стран в отношении налогов внутри страны;

2) запрет количественных ограничений и других протекционистских мер с целью защиты национального производителя;

3) разрешение спорных вопросов в соответствии со специально выработанными механизмами;

4) осуществление внешнеторговых сделок на частноправовой базе.

Основная деятельность этой организации заключалась в проведении встреч и переговоров, в ходе которых  решались вопросы, связанные с регулированием торговли между странами-участницами.

Большее количество переговоров  касалось снижения таможенных пошлин. В результате пошлины снизились  с 40–60 % (1945–1947 гг.) до 3–5% к началу 1990-х гг.

За время деятельности ГАТТ было принято несколько крупных  документов, влияющих на характер международных  отношений: Кодекс по таможенной оценке товара, Кодекс о стандартах, а также  другие документы, направленные на интернационализацию  мировой торговли.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в апреле 1994 г. Она сохранила за собой общие положения ГАТТ и ставила своей целью обеспечение свободы торговли.

Документы ВТО включают в  себя правила, которые регулировали деятельность ГАТТ и определяли задачи тех или иных структур в рамках этой организации, впоследствии вошедшие в ВТО, торговые соглашения между  группами стран (по сельскому хозяйству, проведению санитарных и фитосанитарных мероприятий и т. д.), достигнутые договоренности в сфере регулирования и разрешения споров, возникающих по поводу международной торговли, а также соглашения, не являющиеся обязательными для исполнения всеми странами-участницами, и секторальные тарифные инициативы.

В настоящее время ВТО  включает около 150 стран мира. На ее долю в международной торговле приходится почти 97 %. Принципы поведения стран, являющихся членами Всемирной торговой организации, были выработаны в течение десятилетий, и поэтому эта организация обеспечивает по мере своих возможностей равноправие при осуществлении внешнеторгового обмена.

Не каждая страна может  сразу вступить в ВТО. Для этого  необходимо провести ряд эффективных  мероприятий, направленных на устранение административных мер, на экономические  и тарифные рычаги в этой области, т. е. это означает постепенное снижение таможенных тарифов и импортных пошлин.

Тарифное регулирование  является очень важным на сегодняшний  день по ряду причин: оно является эффективным  и гибким инструментом для экономического регулирования при данном уровне развития товарно-денежных отношений  между различными странами мира; поскольку  таможенные тарифы существуют во всех странах мира, то они оказывают  значительное влияние на формирование международных товарных потоков; в  отличие от других инструментов регулирования  таможенные тарифы какой-либо страны охватывают все импортируемые товары, а не отдельные наименования; тарифы являются простыми в плане контроля.

Либерализация международной  торговли в рамках ВТО выгодна  странам по двум причинам:

1) при снижении тарифов на импорт изменяется относительный уровень цен, следовательно, ресурсы перераспределяются в направлении производства, что ведет за собой увеличение ВВП и национального дохода государства;

2) в долгосрочной перспективе экономика страны, вступившей в ВТО, получает выгоду от адаптации к новым условиям конкуренции, использования новых технологий в сфере производства.

Все это приводит к тому, что на рынке появляются качественные и менее дорогие товары, доступные  потребителю.

ВТО предполагает проведение собственной, ни от кого не зависящей  политики. Эта организация самостоятельно осуществляет контроль за исполнением принятых в ее рамках решений и соглашений. В ней существуют органы, занимающиеся руководством и контролем за деятельностью ВТО в целом.

В мире существует множество  организаций, занимающихся кредитно-финансовой деятельностью, которые уже давно  являются одними из самых авторитетных и влиятельных в мире.

Международный валютный фонд был учрежден для регулирования  финансовых отношений, возникающих  между странами, и для оказания помощи при валютных трудностях посредством  предоставления кредитов в иностранной  валюте. Этот фонд является основой  мировой валютной системы, а по статусу  – это специализированное учреждение ООН.

МВФ был создан в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вуде. Его целями являются содействие в развитии валют – но-финансовой сферы, расширение мировой торговли, обеспечение стабильности валютных курсов и т. д. По мере развития мировой валютно-финансовой системы вносились поправки. Они касались в основном изменений в структуре и принципах функционирования мировой валютной системы.

Главным руководящим органом  является Совет управляющих. В нем  каждая страна – участница этого  фонда представлена управляющим  и его заместителем. Этот Совет  занимается принятием решений, связанных  с деятельностью Фонда, приемом  в него новых государств, изменением основных положений и т. д.

Международный валютный фонд устроен как акционерное предприятие: его капитал формируется из взносов  стран, входящих в него. Каждая страна имеет определенную квоту. Это одно из основных понятий, помогающих разобраться  во взаимоотношениях государств с Фондом. Квота определяет величину подписки на капитал, возможности страны по использованию имеющихся ресурсов Фонда, сумму СДР при получении, удельный вес голосов страны в МВФ при голосовании по каким-либо вопросам.

Размеры квот устанавливаются  в определенном порядке, согласно которому при этой процедуре учитываются  такие показатели, как ВВП, официальные  золотовалютные резервы и объем  текущих операций платежного баланса. Именно поэтому квоты распределены между странами-членами неравномерно. При этом объем квот, находящихся  у каждой страны, может пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

Международный валютный фонд предоставляет кредиты своим  участникам. Делать это он может  по двум причинам: либо с целью покрытия дефицита платежного баланса данной страны, либо для поддержания стабильности в стране и проведения структурных  экономических реформ.

Существуют и другие учреждения, например Группа всемирного банка. Это  учреждение является подразделением ООН, и в него входят Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство  по гарантированию инвестиций (МАГИ). Главными задачами Всемирного банка являются борьба с бедностью, стимулирование экономического роста, способствование  в становлении рыночных отношений  в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Он был учрежден не только европейским странами, а его членами могут стать государства, являющиеся членами Международного валютного фонда. Главная задача банка была определена при его создании – помощь при переходе от плановой к рыночной экономике, а также развитие личной предпринимательской инициативы. Основными функциями банка являются: способствование развитию и укреплению частного сектора экономики, привлечение к этому и иностранного капитала, инвестиции в экономику этих стран, стимулирование национальных рынков, техническое содействие перспективным проектам и т. д.

4. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества

Анализируя роль России в  международных структурах и механизмах экономического сотрудничества между  различными странами мира, следует  коснуться деятельности в рамках наиболее влиятельных организаций.

Вообще, данные показывают, что наша страна участвует в их деятельности не в полную меру своих  возможностей и могла бы занимать более достойное положение как в экономическом, так и в политическом плане.

Доля России в мировом  экспорте товаров и услуг оценивается  всего несколькими процентами, а  в импорте – еще меньше. Это  показывает пока еще низкий уровень  вовлеченности нашей страны в  международную торговлю.

Основным партнером России является Европа. На нее приходится большая часть экспорта и почти  половина всего импорта. Очень велика в этом доля Германии, что обусловлено  давними историческими связями, высоким качеством товаров, производимых на ее территории, сравнительно низкими  закупочными ценами и, естественно, относительно близким расположением.

Другие торговые партнеры России – США, Белоруссия, Украина, Казахстан, Италия и т. д.

Что касается стран ЦВЕ, то следует отметить, что их доля по экспорту, равно как и по импорту, достаточно мала при отсутствии тенденции  к увеличению.

В связи с нестабильной экономической ситуацией долгое время наблюдалось уменьшение товарооборота  со странами, ранее входившими в  СССР.

Что касается товарной структуры  экспорта, то следует отметить, что  она остается практически неизменной на протяжении многих лет. В нее входят около 4000 разнообразных видов продукции  российского производства, но главными статьями дохода из них являются нефть, газ, лесные ресурсы, цветные металлы, алмазы. Причем самой главной, обеспечивающей большую часть валютных поступлений  является продукция топливно-сырьевой направленности.

В структуре импорта преобладают  машины и оборудование, а также  присутствуют медикаменты, мясо, алкогольные  и другие напитки и т. д.

В начале 1990-х гг. Россия стала членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Это позволило ей расширить свои возможности для привлечения средств для реструктуризации и дальнейшего развития экономики. Это касается не только самих этих организаций, сотрудничество с ними также создает благоприятные предпосылки для других инвесторов. Сотрудничество с МВФ позволило достичь соглашений с Парижским и Лондонским клубами по поводу выплат долгов РФ, большая часть из которых является долгами СССР.

Принимая участие в  деятельности мировых валютно-финансовых организаций, Россия приобщается к  деятельности и опыту, накопленному международным сообществом в  области регулирования валютно-финансовой и кредитной сфер.

Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"