Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций
Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО
3. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике
Наибольшее развитие интеграционные процессы получили в Западной Европе, где во второй половине XX в. поэтапно создано единое экономическое пространство – Европейский союз. Для этого были объективные причины: как экономические, политические, так и религиозные и культурные традиции.
В Западной Европе традиционно присутствуют хозяйственные связи различных стран, которые со временем все более усиливались. Религия и культура также сыграли в этом процессе не последнюю роль: например, идея единства христианского мира объединила Европу еще в средние века. А Первая и Вторая мировые войны показали, что сила этих стран лишь в единстве, а разрозненные и противоречивые действия могут нанести непоправимый вред. И наконец, этому процессу способствовали политическое противостояние социалистическому лагерю и конкуренция с другими капиталистическими странами.
Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, подписанный в 1951 г. А в 1957 г. было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое основывалось на таможенном союзе и общей политике в некоторых отраслях. Эта интеграционная группировка прошла долгий путь в своем развитии. Было создано единое экономическое пространство, отменены таможенные барьеры, установлены единые нормы и стандарты. Граждане любой страны, входящей в Европейский союз, могут свободно перемещаться по территории всего Союза. Проводится единая политика по отношению к отраслям, за исключением энергетики, политики, транспорта. И на это существуют объективные причины: зависимость от внешних поставок энергоресурсов, замкнутость транспортного рынка на национальном уровне и выработка только общих подходов по отношению к промышленной политике. На сегодняшний день, несмотря на то что у стран существуют некоторые разногласия по политическим вопросам, уровень интеграции Европейского союза едва ли не самый высокий.
Другой экономический блок – НАФТА. Он отличается от ЕС более слабым уровнем экономической интеграции, моноцентричностью при явном лидерстве США, отсутствием органов наднационального управления. Но эта ассоциация открывает возможность создания единого пространства, в котором свободно передвигаются товары, услуги, капиталы, рабочая сила. Возможно, со временем будет создана зона свободной торговли. Сейчас НАФТА предпринимает меры к постепенному устранению тарифных барьеров и снятию ограничений на экспорт и импорт, кроме определенных товаров, перечень которых оговорен заранее. НАФТА – сравнительно молодая группировка, созданная в первой половине 1990-х гг. Ей необходимо и дальше идти по пути развития, создавать эффективные механизмы сотрудничества.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. Она включает в себя Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней и Вьетнам. Большую роль в ее формировании и развитии играют общие для азиатских стран ценности, которые отличаются от европейских. Для этой организации, как и для многих других, характерен высокий уровень взаимодействия на политическом уровне и слабая экономическая интеграция: странам не удалось достичь взаимодополняемости экономик. Сейчас перед Ассоциацией стоит задача по созданию зоны свободной торговли.
В четвертом блоке – АТЭС – зона свободной торговли только формируется. Он был сформирован в 1989 г. Другое существенное отличие заключается в присутствии наряду с экономически развитыми странами, такими как Япония, и менее развитых стран, таких как Вьетнам и Папуа – Новая Гвинея. Можно сказать, что АТЭС только начинает свой путь к прочному союзу. Планируется постепенное сокращение таможенных тарифов и развитие сотрудничества в таких отраслях, как транспорт, энергетика и др. Взаимодействие наиболее эффективно в политических вопросах, а что касается экономического аспекта, то здесь связи еще не достаточно сильны. Но эту проблему невозможно решить моментально с помощью какого-нибудь документа – для прочного союза необходимо время.
Крупнейший интегрированный рынок в Латинской Америке – МЕРКОСУР – общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Договором предусмотрено создание благоприятных условий для развития партнерских отношений: отмена таможенных пошлин, упразднение тарифов, свободное движение капиталов и т. д. Кроме того, координируется политика во многих отраслях. Конечно же среди стран-участниц возникают некоторые разногласия, но они пытаются совместными усилиями искать консенсус, учитывая интересы друг друга. Эксперты отмечают, что сотрудничество стран, входящих в МЕРКОСУР, идет на пользу их экономикам.
Интеграционные процессы не обошли стороной и страны Африки. После освобождения от колониальной зависимости на этом континенте возникло несколько десятков различных международных организаций экономического и финансового профиля. Среди наиболее эффективно функционирующих интеграционных группировок следует отметить Африканское экономическое сообщество (АфЭС), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки (САДК), Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК). Кроме этих группировок, формально существуют еще несколько десятков, но фактически они либо не функционируют, либо их работа малоэффективна. Развитие этих группировок замедленно во многом из-за низкого уровня экономического развития. Но даже сам процесс формирования интеграционных группировок может пойти этим странам на пользу: увеличится сотрудничество между ними, усилится взаимодействие, появится стимул для улучшения работы и модернизации экономических структур.
4. Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России
Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
На сегодняшний день перед СНГ стоят немалые проблемы. Связано это прежде всего с незначительностью его экономического влияния. Во многом это последствия перехода от административно-командной к рыночной экономике. По сравнению с другими крупными интеграционными группировками Содружество в экономическом плане гораздо слабее других.
Доля торговли между странами СНГ с 1991 г. по 2000 г. упала с 72 % до 28 %. Интеграционный механизм, несмотря на огромное количество документов, призванных развивать сотрудничество, работает плохо. Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных экономических субъектов. Нельзя создать интеграционную группировку только посредством политических решений. Необходимо убедить фирмы, предприятия в том, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, для этого нужны развитые внутренние рыночные отношения, что создаст благоприятные условия для экспорта и импорта товаров и услуг.
Любая региональная интеграционная группировка должна создаваться поэтапно. С этой точки зрения при создании СНГ были допущены существенные ошибки. И именно поэтому странам-участницам не удалось создать единой рублевой зоны, так как для этого не было таких предпосылок, как зоны свободной торговли, таможенный союз, единый рынок. А ведь на примере ЕС, единственного союза, который уже преодолел эти ступени, мы видим, что интеграция должна проводиться постепенно и нельзя воссоздавать только какие-то отдельные элементы и ожидать мгновенного результата.
С другой стороны, у СНГ существует неплохая документальная база: принят Устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы наднациональные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министерств иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др. Также созданы специальные органы для сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество.
Дальнейшая интеграция стран
СНГ должна проводиться в соответствии
со спецификой этих стран, а не с
помощью автоматического
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для России, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений
1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг
Платежным балансом называется
соотношение между всеми
В платежный баланс включаются экспорт и импорт тех товаров, по которым осуществлялись платежи за данный период времени.
Учитываются сделки данного года между резидентами данных стран. Резидентами какой-либо страны являются фирмы, зарегистрированные на территории данного государства. Это же относится и к филиалам. Единственное исключение – международные организации: они не являются резидентами тех стран, где они расположены.
Платежный баланс отражает именно совокупные сделки между государствами. Обычно он составляется за год.
Что касается истории платежного
баланса, то следует отметить, что
изначально он формировался в качестве
метода статистического и
В основе платежного баланса лежит группировка всех видов сделок, последствия которых связаны с оттоком или притоком валюты в страну.
Можно выделить следующие виды сделок, приводящие к поступлению в страну иностранной валюты:
1) экспорт товаров;
2) экспорт услуг;
3) проценты и дивиденды, выплачиваемые владельцам иностранных акций;
4) односторонние переводы или трансферты;
5) долгосрочные и краткосрочные займы и инвестиции, полученные от иностранцев;
6) иностранные резервы, включающие суммы резервов, приобретенных у банка данной страны.
У каждого из этих видов сделок существует противоположная форма, связанная уже с оттоком иностранной валюты из страны.
Объединив все виды сделок в один документ, мы получим платежный баланс. Эти сделки условно можно разделить на три группы: экспортно-импортные сделки; операции, связанные с движением капитала, и счета официальных резервов.
В соответствии с мировой практикой платежный баланс составляется по принципу двойной записи (двойного счета). Суть этого метода в том, что каждая операция записывается дважды, с точки зрения дохода и расхода, например поступление товара и его оплата. Поэтому баланс всегда находится в равновесии.
Существует несколько видов платежных балансов.
1. Торговый баланс. В нем определяется соотношение между объемами поступления товаров в страну и продажи товаров за рубеж. Но такой баланс содержит очень мало информации, хотя и является важнейшей отправной точкой при анализе общей ситуации.
2. Баланс торговли и услуг является более совершенным, так как доля услуг для некоторых стран может быть значительной, например за счет туризма. Этот баланс используется при подсчете национального дохода. Этот показатель, как правило, используется вместе с другими.
3. Баланс по текущим операциям можно получить путем добавления к балансу товаров и услуг односторонних переводов. Баланс по текущим операциям дает более полную характеристику экономического положения страны. Страна может либо больше продавать, чем покупать, либо увеличивать свою задолженность перед другими странами.
4. Базисный баланс – баланс по текущим операциям с долгосрочными переводами и платежами. Он показывает курс валют, темпы роста и т. д. Это стабильные показатели. В перспективе этот баланс должен быть равен нулю, а иначе произойдет изменение задолженности страны.
5. Баланс автономных счетов подсчитывается путем прибавления к базисному балансу краткосрочной задолженности. Этот баланс важен потому, что показывает не временные явления, а уже результаты развития страны.
6. Баланс ликвидности отличается от предыдущего тем, что в нем могут присутствовать или отсутствовать такие статьи, как ошибки, краткосрочные обязательства, находящиеся у нерезидентов данной страны.
7. Используется баланс международной инвестиционной задолженности. Он характеризует увеличение или уменьшение обязательств и средств.
В платежном балансе могут возникнуть диспропорции. Произойти это может по разным причинам: изменение цен, уровня дохода, структурные диспропорции, автономное перемещение значительных масс капитала.
Платежный баланс является объектом государственного регулирования. На это есть ряд причин:
1) для платежного баланса характерна неуравновешенность, которая проявляется в дефиците у одних и в избытке у других стран;
2) платежный баланс не может выравниваться самостоятельно после отмены в 1930-х гг. золотого стандарта, и, следовательно, требуются целенаправленные меры по его регулированию;
3) повышение значения платежного баланса в системе государственного регулирования обусловлено все большей интернационализацией хозяйственных связей. Государство осуществляет регулирование баланса на основе государственной собственности, увеличения доли национального дохода, перераспределяемого через бюджет, с помощью принятия на законодательном уровне определенных мер, а также посредством активного участия страны в международных экономических отношениях.
Мероприятия, проводимые государством в экономической сфере, направлены на формирование платежного баланса и покрытие сложившегося сальдо. Существует много методов, направленных на стимуляцию экспорта, ограничение международных экономических операций и т. д.
Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"