Лекции по "Международные экономические отношения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций

Краткое описание

Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО

Файлы: 1 файл

kniga MEO.docx

— 234.80 Кб (Скачать)

Новая финансовая архитектура  должна стать международным регулятором, который устанавливает ответственность  за предупреждение и урегулирование международных валютных кризисов, т. е. вырабатываются определенные правила поведения и взаимодействия.

Также Г. Браун критиковал Вашингтонский консенсус 1980-х гг. Он предполагал сведение к минимуму вмешательство государства. Это  привело к тому, что к 1997 г. система была практически неуправляемой и неконтролируемой. Это в свою очередь угрожало серьезным финансовым кризисом в мировом масштабе.

Г. Браун говорил о том, что необходима такая финансовая система XXI в., которая бы сочетала в себе все положительные черты глобальных рынков и международного движения капиталов и в то же время минимизировала бы риски обвалов и снижала бы ее уязвимость. Решения, принятые в 1980-х гг., должны влиться в новый консенсус 1990-х гг., в котором будет предусмотрен надзор за действиями стран, сделан акцент на создание условий для роста, снижение безработицы и поощрение добросовестной конкуренции.

Реформирование международной  валютно-финансовой системы началось в конце 1990-х гг. Это предусматривает  разработку и внедрение на практике международных стандартов, а также  предполагает реформирование кредитной  деятельности Международного валютного  фонда.

Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития призваны обеспечивать соблюдение правил в сфере валютно-финансовой политики государств.

Были приняты следующие  документы: Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой  сфере и Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной  и финансовой политике: декларация принципов (1998 г.), Кодекс надлежащей практики фискальной прозрачности: декларация принципов (1999 г.). Также были созданы Кодекс корпоративного управления и новый совместный орган МВФ и МБРР, призванный содействовать упрочению финансовых систем государств, – Комитет по связям финансовых секторов.

Следует несколько подробнее  остановиться на реформировании кредитной  деятельности МВФ. Это предусматривает  взятие со стороны МВФ на себя обязательств по предупреждению, урегулированию и  сдерживанию финансовых кризисов, особенно в странах, где рыночная экономика  только рождается. Именно для этих целей, как полагали США, Фонд должен обеспечить возможность краткосрочного кредитования стран, подверженных кризису. Это должно коснуться в первую очередь тех  стран, которые следуют предписаниям, принятым на международном уровне. Все эти меры преследуют, по сути, одну важную цель: упрочить ямайскую систему  и уделить особое внимание не устранению валютно-финансовых кризисов, а их предупреждению и сдерживанию.

Но даже реформируемая  ямайская финансовая система не в  силах устранить главные причины, которые вызывают финансовые кризисы. Дело в том, что транснациональные  банки и корпорации получают большие  выгоды от свободы движения капиталов, так как имеют возможность  быстро переводить их с одного рынка  на другой, вследствие чего более слабые экономики и денежно-кредитные  системы становятся подвержены финансовым кризисам. В этой ситуации выигрывают глобальные инвесторы, а страны с  менее развитой экономикой при обвале валютного рынка и рынка ценных бумаг должны находиться под надзором и подвергаться регулированию.

Так, постъямайская система не устраняет причин кризисов. При существующей степени свободы конверсии валют и движения капиталов она не может ограничивать свободу инвесторов и заставлять их отдавать предпочтения более бедным и слабо развитым в экономическом отношении странам мира. Если им это невыгодно, то они не станут инвестировать средства, а при ухудшении для них ситуации, например при поднятии уровня процентных ставок, они вообще могут переместить свои свободные средства в другие страны, где условия функционирования для них будут более выгодными.

Эта новая система хотя и включает в себя различные кодексы, договора и стандарты, все равно является асимметричной по той причине, что объектом контроля и надзора должны выступать страны, являющиеся заемщиками Международного валютного фонда и других международных организаций. Таким образом, страны по мере своих возможностей стараются отказаться от привлечения кредитов валютных средств со стороны МВФ.

Реформирование деятельности МВФ в кредитной сфере, которое сопровождается фактическим прекращением долгосрочного расширенного кредитования, используется для осуществления программ структурного регулирования экономики государства, в основном еще со слабо развитой или переходной экономикой. Эти функции передаются Мировому банку, что фактически будет означать повышение их стоимости.

Также регулированию в  постъямайской системе XXI в. подлежат международные валютные и финансовые рынки, их реакция на результаты надзора за ними.

По причине относительного равенства социальных, политических и экономических факторов, посредством  которых достигается стабильность валютной системы государства, денежные потоки между этими странами будут  стимулироваться различием в  процентных ставках. При этом капиталы, поступающие из развивающихся стран  и стран с переходной экономикой, неизменно будут привлекаться в  экономически развитые страны. В то же время менее развитые страны по-прежнему должны испытывать на себе регулирование  Международного валютного фонда, которое  может быть достаточно жестким. Для  этих стран крайне важна информация, публикуемая Фондом, о степени  соблюдения кодексов и стандартов, выполнения обязательств, так как  она может вызвать нежелательную  реакцию мировых валютно-финансовых рынков со всеми последствиями.

На сегодняшний день почти  все страны мира взаимодействуют  друг с другом и, конечно же их валютные рынки находятся в тесной взаимосвязи. Не является исключением и Россия. До распада Советского Союза экономика России и других социалистических стран была в каком-то роде обособлена от мировой экономической системы, поскольку в них господствовала командно-административная система. Это не значит, что мировые кризисы, в том числе и валютные, обходили их стороной. Просто их влияние было намного меньше. С переходом страны к рыночной экономике валютная система России стала теснее связана с мировой валютной системой. На нее оказывали влияние все проводимые МВФ реформы, и зачастую это не шло ей на пользу, так как проводимые реформы касались в большой степени стран-заемщиков, предполагали контроль за использованием этих средств. Также российская валютная система связана с курсами валют многих стран, лидирующих в экономическом отношении. В первую очередь это доллар США и евро.

Таким образом, национальные хозяйства различных стран находятся  в тесной взаимосвязи. И в этих условиях необходимо обеспечить стабильность мировой валютно-финансовой системы. Реформы в этой сфере должны проводиться  последовательно и учитывать  интересы всех стран мира.

Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения

1. Общие положения

В современном мире международные  организации играют значительную роль. Еще в начале XIX в. международные организации были наделены широким кругом полномочий. Для современного этапа их развития характерно усложнение их структуры и расширение полномочий.

В мире более 4 тыс. международных организаций, около 300 из них – межправительственные. Самая влиятельная и авторитетная – Организация Объединенных Наций.

Признаки межгосударственной организации:

1) членство государств;

2) наличие учредительного договора, подписанного странами – членами организации;

3) постоянно действующие органы, занимающиеся решением задач, для которых она была создана;

4) уважение суверенитета стран – членов этой организации.

Собирая эти признаки воедино, можно дать определение международной  межправительственной организации  – это объединение какого-либо количества государств, созданное на основе учредительного договора для  решения какой-либо задачи или достижения определенной цели, имеющее постоянно  функционирующие органы и действующее  в соответствии с общими интересами государств, входящих в нее, при уважении их суверенитета.

Международные организации  в зависимости от характера членства делятся на межгосударственные и неправительственные. Неправительственные создаются не на основе межгосударственного договора: например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и т. д.

Международные организации  в зависимости от круга своих  задач делятся на универсальные (например, ООН) и региональные.

Также существуют и другие классификации.

Создание международной  организации проводится в три  этапа:

1) разработка и принятие учредительного документа. Для этого собирается международная конференция, в которой принимают участие страны, желающие создать эту организацию. Они совместно вырабатывают и принимают текст договора;

2) обеспечение материальной структуры организации;

3) создание и обеспечение функционирования главных органов.

При ликвидации, как правило, страны – члены организации подписывают  протокол о ее роспуске.

В компетенции международной  организации находятся объекты  и сферы ее деятельности, а также  полномочия, которыми она наделена. Она ограничена договором, который  является результатом переговоров  между государствами.

Все решения международных  организаций принимаются ее органами. Они формируются последовательно, в течение определенного времени. Все начинается с инициативы, исходящей  от государства, нескольких стран, органов  или должностных лиц. Затем проект вносится на рассмотрение в повестку дня органа, принимающего решение  по этому вопросу.

После этого происходит обсуждение уже непосредственно в самом  органе или иногда передается на рассмотрение в специальную комиссию. Там решение  обсуждается – стоит ли ставить  его на голосование. Если ответ будет  положительным, то проводится голосование.

Решение может приниматься  единогласно, простым большинством либо квалифицированным большинством, а также без голосования. В  международной практике более распространено принятие решения на основе консенсуса.

2. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

Уже на протяжении многих лет  мировое сообщество в решении  важнейших задач в сфере международных  экономических отношений опирается  на Организацию Объединенных Наций, которая носит глобальный характер. В мире становится все больше политических проблем. ООН старается их урегулировать, но наряду с этим увеличивается ее роль в решении экономических  вопросов. Все больше новых для  нее сфер в международных экономических  отношениях становятся предметом детального анализа, изучения, путей решения  того или иного вопроса. К примеру, ООН помогала в разработке важнейших  экономических показателей, которые  в настоящее время используются во всем мире. Вместе с тем усложняется  структура самой организации  и появляются новые учреждения, увеличивается  число стран, участвующих в ее деятельности, растет количество контактов как с международными, так и с национальными организациями различных стран.

С развитием международных  экономических отношений, углублением  специализации и международного разделения труда все больше возникает  необходимость быстрого и эффективного принятия решений, касающихся международных  проблем и хозяйственной деятельности стран.

Но все же Организация  Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.

Экономическая же деятельность ООН производится в четырех основных направлениях.

1) преодоление общемировых экономических проблем;

2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

3) содействие экономическому росту развивающихся стран;

4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Для решения этих задач  используются следующие формы деятельности.

1. Информационная деятельность. Ее цель – воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.

2. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.

3. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.

Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную  Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"