Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:23, курс лекций
Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
1. История МЭО
Новая финансовая архитектура
должна стать международным
Также Г. Браун критиковал Вашингтонский консенсус 1980-х гг. Он предполагал сведение к минимуму вмешательство государства. Это привело к тому, что к 1997 г. система была практически неуправляемой и неконтролируемой. Это в свою очередь угрожало серьезным финансовым кризисом в мировом масштабе.
Г. Браун говорил о том, что необходима такая финансовая система XXI в., которая бы сочетала в себе все положительные черты глобальных рынков и международного движения капиталов и в то же время минимизировала бы риски обвалов и снижала бы ее уязвимость. Решения, принятые в 1980-х гг., должны влиться в новый консенсус 1990-х гг., в котором будет предусмотрен надзор за действиями стран, сделан акцент на создание условий для роста, снижение безработицы и поощрение добросовестной конкуренции.
Реформирование международной валютно-финансовой системы началось в конце 1990-х гг. Это предусматривает разработку и внедрение на практике международных стандартов, а также предполагает реформирование кредитной деятельности Международного валютного фонда.
Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития призваны обеспечивать соблюдение правил в сфере валютно-финансовой политики государств.
Были приняты следующие документы: Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов (1998 г.), Кодекс надлежащей практики фискальной прозрачности: декларация принципов (1999 г.). Также были созданы Кодекс корпоративного управления и новый совместный орган МВФ и МБРР, призванный содействовать упрочению финансовых систем государств, – Комитет по связям финансовых секторов.
Следует несколько подробнее остановиться на реформировании кредитной деятельности МВФ. Это предусматривает взятие со стороны МВФ на себя обязательств по предупреждению, урегулированию и сдерживанию финансовых кризисов, особенно в странах, где рыночная экономика только рождается. Именно для этих целей, как полагали США, Фонд должен обеспечить возможность краткосрочного кредитования стран, подверженных кризису. Это должно коснуться в первую очередь тех стран, которые следуют предписаниям, принятым на международном уровне. Все эти меры преследуют, по сути, одну важную цель: упрочить ямайскую систему и уделить особое внимание не устранению валютно-финансовых кризисов, а их предупреждению и сдерживанию.
Но даже реформируемая
ямайская финансовая система не в
силах устранить главные
Так, постъямайская система не устраняет причин кризисов. При существующей степени свободы конверсии валют и движения капиталов она не может ограничивать свободу инвесторов и заставлять их отдавать предпочтения более бедным и слабо развитым в экономическом отношении странам мира. Если им это невыгодно, то они не станут инвестировать средства, а при ухудшении для них ситуации, например при поднятии уровня процентных ставок, они вообще могут переместить свои свободные средства в другие страны, где условия функционирования для них будут более выгодными.
Эта новая система хотя и включает в себя различные кодексы, договора и стандарты, все равно является асимметричной по той причине, что объектом контроля и надзора должны выступать страны, являющиеся заемщиками Международного валютного фонда и других международных организаций. Таким образом, страны по мере своих возможностей стараются отказаться от привлечения кредитов валютных средств со стороны МВФ.
Реформирование деятельности МВФ в кредитной сфере, которое сопровождается фактическим прекращением долгосрочного расширенного кредитования, используется для осуществления программ структурного регулирования экономики государства, в основном еще со слабо развитой или переходной экономикой. Эти функции передаются Мировому банку, что фактически будет означать повышение их стоимости.
Также регулированию в постъямайской системе XXI в. подлежат международные валютные и финансовые рынки, их реакция на результаты надзора за ними.
По причине относительного
равенства социальных, политических
и экономических факторов, посредством
которых достигается
На сегодняшний день почти все страны мира взаимодействуют друг с другом и, конечно же их валютные рынки находятся в тесной взаимосвязи. Не является исключением и Россия. До распада Советского Союза экономика России и других социалистических стран была в каком-то роде обособлена от мировой экономической системы, поскольку в них господствовала командно-административная система. Это не значит, что мировые кризисы, в том числе и валютные, обходили их стороной. Просто их влияние было намного меньше. С переходом страны к рыночной экономике валютная система России стала теснее связана с мировой валютной системой. На нее оказывали влияние все проводимые МВФ реформы, и зачастую это не шло ей на пользу, так как проводимые реформы касались в большой степени стран-заемщиков, предполагали контроль за использованием этих средств. Также российская валютная система связана с курсами валют многих стран, лидирующих в экономическом отношении. В первую очередь это доллар США и евро.
Таким образом, национальные
хозяйства различных стран
Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения
1. Общие положения
В современном мире международные организации играют значительную роль. Еще в начале XIX в. международные организации были наделены широким кругом полномочий. Для современного этапа их развития характерно усложнение их структуры и расширение полномочий.
В мире более 4 тыс. международных организаций, около 300 из них – межправительственные. Самая влиятельная и авторитетная – Организация Объединенных Наций.
Признаки межгосударственной организации:
1) членство государств;
2) наличие учредительного договора, подписанного странами – членами организации;
3) постоянно действующие органы, занимающиеся решением задач, для которых она была создана;
4) уважение суверенитета стран – членов этой организации.
Собирая эти признаки воедино, можно дать определение международной межправительственной организации – это объединение какого-либо количества государств, созданное на основе учредительного договора для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели, имеющее постоянно функционирующие органы и действующее в соответствии с общими интересами государств, входящих в нее, при уважении их суверенитета.
Международные организации в зависимости от характера членства делятся на межгосударственные и неправительственные. Неправительственные создаются не на основе межгосударственного договора: например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и т. д.
Международные организации в зависимости от круга своих задач делятся на универсальные (например, ООН) и региональные.
Также существуют и другие классификации.
Создание международной организации проводится в три этапа:
1) разработка и принятие учредительного документа. Для этого собирается международная конференция, в которой принимают участие страны, желающие создать эту организацию. Они совместно вырабатывают и принимают текст договора;
2) обеспечение материальной структуры организации;
3) создание и обеспечение функционирования главных органов.
При ликвидации, как правило,
страны – члены организации
В компетенции международной организации находятся объекты и сферы ее деятельности, а также полномочия, которыми она наделена. Она ограничена договором, который является результатом переговоров между государствами.
Все решения международных
организаций принимаются ее органами.
Они формируются
После этого происходит обсуждение уже непосредственно в самом органе или иногда передается на рассмотрение в специальную комиссию. Там решение обсуждается – стоит ли ставить его на голосование. Если ответ будет положительным, то проводится голосование.
Решение может приниматься
единогласно, простым большинством
либо квалифицированным
2. Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО
Уже на протяжении многих лет
мировое сообщество в решении
важнейших задач в сфере
С развитием международных
экономических отношений, углублением
специализации и международного
разделения труда все больше возникает
необходимость быстрого и эффективного
принятия решений, касающихся международных
проблем и хозяйственной
Но все же Организация Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.
Экономическая же деятельность ООН производится в четырех основных направлениях.
1) преодоление общемировых экономических проблем;
2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;
3) содействие экономическому росту развивающихся стран;
4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.
Для решения этих задач используются следующие формы деятельности.
1. Информационная деятельность. Ее цель – воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.
2. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.
3. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.
Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
Информация о работе Лекции по "Международные экономические отношения"