Кредитование физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие и подробное рассмотрение различных аспектов видов кредитования физических лиц.
В соответствии с целью исследования в работе выделены следующие задачи:
1. Понятие и сущность кредита. Основные функции
2. Динамика на рынке кредитования физических лиц на территории Российской Федерации

Файлы: 1 файл

ПЕРВАЯ ГЛАВА.docx

— 98.50 Кб (Скачать)

       Кредитная политика разрабатывается коммерческими  банками в условиях рыночных отношений  в целях совершенствования практики кредитования, обеспечения возвратности банковских ссуд и устранения риска  потерь банками.

       Кредитная политика связана с управлением  кредитами от момента принятия решения  по выдаче кредита до полного возврата ссуды в банк. Кредитная политика определяет стандарты и параметры, которыми руководствуются банковские работники, отвечающие за представление  и оформление кредитов и управления ими. Разумная кредитная политика подчеркивает правильные  действия совета директоров и кредитного персонала в разработке кредитной стратегии и тактики и развитии кредитных отношений. Четкая кредитная политика банка является основополагающей для правильного управления кредитным риском. Коммерческие банки должны быть активны в разработке внутренней кредитной политики, так как кредитные операции выступают центральными в функциональной деятельности банков. 

          3 Механизм управления кредитными рисками при кредитовании физических лиц 

       Кредитная политика является внутренним документом банка, определяющим основные подходы  к кредитованию и требования к  заемщикам с учетом сложившейся  текущей экономической ситуации. Кредитная политика выражает общий  подход и концепцию кредитной деятельности банка, устанавливает стратегические основы кредитной деятельности. Политика является общим руководством к действию в работе кредитной службы банка.

       Любой коммерческий банк должен осуществлять  контроль над выполнением условий кредитного договора и погашения кредита (кредитный маркетинг). Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития бизнеса. Лица, осуществляющие контроль за работой банков, считают, что разумная задокументированная кредитная политика банка является основополагающей для правильного управления кредитным риском.

       Банк  должен определить, какие кредиты  он будет предоставлять, а какие  нет, сколько кредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет  предоставлять кредиты и при  каких обстоятельствах эти кредиты  будут предоставляться. Существует очень мало других отраслей бизнеса, в которых можно с такой  легкостью и быстротой оказаться  в тяжелой ситуации. И этот риск нельзя игнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целью  политики банка было поддержание  оптимальных отношений между  кредитами, депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политика способствует повышению качества кредитов.

       Цели  кредитной политики должны охватывать определенные элементы правового регулирования, доступность средств, степень допустимого  риска, баланс кредитного портфеля и  структуру обязательств по срокам.

       Наиболее  важным является то, что разработка кредитной политики вызывает необходимость  у совета директоров или со стороны  руководителей высшего звена  комитета по кредитам банка определить уровень приемлемости риска в  свете прибыльности и эффективности  работы банка, учитывая при этом потребности  рынка, на котором действует банк. Кредитная политика как бы создает  единый кредитный язык банка в  целом, и этот язык очень важен  для поддержания преемственности  по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования  кредитных полномочий и обязанностей в банке [19].

       Российский  рынок кредитования частных  клиентов динамично развивается и имеет  хорошие перспективы роста в ближайшие годы. Кредитование частных клиентов сопряжено со значительными рисками, более высокими, нежели риски кредитования корпоративных клиентов. В этих условиях главной целью коммерческих банков, развивающих розничное кредитование и Банка России, как надзорного органа, является недопущение ухудшения качества ссудных портфелей.

       Розничный кредитный риск банка – понятие  наиболее низкого уровня по отношению  к экономическому риску, а также  рискам, присущим  банковской системе, в том числе финансовым банковским рискам. Соотношение понятий экономический риск, банковский риск и финансовый банковский риск, неотъемлемой частью которого является  кредитный риск, представлено в виде схемы (рисунок 2). 

       

       

          

                                                     Поле риска

       Рисунок 2 - Соотношение категорий риска в рисковом поле.

       Анализ  многочисленных определений риска  позволяет определить экономический  риск как вероятность возникновения  убытков или недополучения доходов  по сравнению с прогнозируемым вариантом  в результате осуществления определенной производственной, финансовой и некоммерческой деятельности [5, с. 157].

       В числе финансовых рисков банка при  работе с  частными клиентами  следует назвать кредитный риск,  риск структуры баланса,  риск  структуры отчета о прибылях и убытках, риск ликвидности, процентный риск, валютный риск и другие.

         

       

         
 

       Рисунок 3 - Финансовые банковские риски, возникающие при работе с частными клиентами. 

       Риски банка при работе с частными клиентами  превалируют по тем видам операций, по которым объемы привлеченных или  размещенных ресурсов физических лиц  существенны и имеют решающее значение при формировании ресурсной  базы  банка или его кредитного портфеля.

       Центральное место среди финансовых рисков банковской системы отводится кредитному риску. Нормативно-правовыми актами Банка  России установлено следующее определение  кредитного риска:  под кредитным риском по ссуде понимается потеря стоимости ссуды вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) [5, с. 161]. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 2.

        Таблица 2. Факторы кредитного риска

Вид кредитного риска Внутренние  факторы кредитного риска Внешние факторы  кредитного риска
риск  индивидуального заемщика ошибки персонала, вызванные допущенными отклонениями от должностных инструкций при осуществлении  кредитных операций отказ заемщика выполнить обязательства по кредиту  вследствие недобросовестности или  отсутствии такой возможности (в  результате ухудшения финансового  положения)
злоупотребления персонала
методологические  ошибки, содержащиеся в должностных  инструкциях
риск  портфеля   достижение  значения показателя эффективности  кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств
 

       Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный риск конкретного  заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный  внутренними факторами, кредитный  риск портфеля, обусловленный внешними факторами.

       Содержание  кредитного процесса банка составляет деятельность, присущая процессу непосредственного  осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным  образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер. Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций - кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п. Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов. В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе. В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала. В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.

       Управление  кредитным риском - это процесс, который  можно представить в виде сложной  системы. Начинается он с определения  рынков кредитования, которые часто  называются «целевыми рынками», продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства. Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена в приложении В1.

       Разделение  кредитного риска на риск конкретного  заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска  в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических  особенностей (приложение В2). Важным обстоятельством является различие целей управления. Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.

       Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого  его участниками на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое  как обмен информацией, представлено на рисунке 4.

       Банки должны постоянно совершенствовать управление рисками для предотвращения ухудшения качества активов. В настоящее  время требуется значительно  расширить объем навыков управления кредитами, кредитным риском в частности, тщательно разработать оптимальные  методики управления рисками и процедуры  их осуществления [20].

         

       

       

       

       

       

       

         

       Рисунок 4 - Информационное поле процесса управления кредитным риском

       Центральное место в управлении кредитным  риском принадлежит определению  методов оценки кредитного риска  по каждой отдельной ссуде/заемщику и на уровне банка (кредитного портфеля) в целом.

       Под оценкой кредитного риска заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей  экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитного риска в банке должна проводиться в три этапа:

       1) оценка качественных показателей  деятельности заемщика;

       2) оценка количественных показателей  деятельности заемщика;

       3) получение сводной оценки - прогноза  и формирование окончательного  аналитического вывода.

       Оценка  кредитоспособности клиента осуществляется на основе анализа, который направлен  на выявление объективных результатов  и тенденций в его финансовом состоянии.

       Основными источниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: финансовая отчетность, сведения, представленные заемщиком, опыт работы других лиц с  данным клиентом, схема кредитуемой  сделки с техноэкономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции  на месте.

Информация о работе Кредитование физических лиц