Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

О кредитных отношениях РБ с международными организациями

Файлы: 1 файл

39. Кредитные отношения РБ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Основными направлениями деятельности  группы Всемирного банка являются:

    предоставление  займов странам-членам, стратегия рыночных реформ которых соответствует критериям ВБ;

    совместное  финансирование, в процессе которого для поддержания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и  доноров. В качестве партнеров ВБ в соглашениях по совместному  финансированию  выступают правительства государств, правительственные и другие многосторонние финансовые учреждения, организации, предоставляющие экспортные кредиты, коммерческие банки,  другие частные кредитно-финансовые учреждения.

    Совместное  финансирование может быть объединенным и параллельным. При объединенном финансировании все затраты по проекту распределяются между партнерами пропорционально, согласно предварительной договоренности. При параллельном финансировании ВБ и его партнеры финансируют различные части проекта самостоятельно;

    предоставление  грантов, т.е. безвозмездной финансовой помощи ВБ для реализации проектов, имеющих особо важное значение для  экономики страны; проведения операций по снижению задолженности беднейших  членов банка; технической помощи получателям  кредитов и т.д. Для грантовой поддержки используются средства трастовых фондов, которыми ВБ управляет по поручению доноров, делающих взносы в эти фонды;

    предоставление  гарантий  частным кредиторам для  реализации проектов в странах-членах банка. Эти гарантии применяются для снижения рисков, которые частные инвесторы не готовы принять при осуществлении испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная кредитования. К рискам, которые покрываются гарантиями ВБ, обычно относятся экспроприация, войны, революции и гражданские волнения, нарушение контрактов правительством, невозможность перевода денежных средств и т.д.;

    оказание  технической помощи своим членам, которая включает в себя целей  и подготовке проектов, но основную ответственность за их разработку  несет заемщик. По окончании подготовки проекта и его оценки с заемщиком проводятся официальные переговоры, которые завершаются заключением юридического соглашения. В это соглашение обычно включаются:  финансовые условия и  требования; таблица с указанием статей расходов, подлежащих финансированию банком; планируемые методы закупок; договоренности о контроле за осуществлением проекта, проведении аудиторских проверок, об организационных изменениях и других пунктах, требующих особого внимания.

    Решение о предоставлении займа утверждается исполнительными директорами ВБ, которым руководство банка по завершению переговоров предоставляет доклад о предполагаемом займе. После утверждения происходит подписание документов о предоставлении займа.

    Заемщик отвечает за осуществление проекта и в установленные сроки информирует ВБ о ходе реализации финансируемых мероприятий. Со своей стороны ВБ контролирует исполнение проекта, проводит регулярный анализ целевого расходования средств. После завершения проекта проводится оценка результатов его осуществления для того чтобы определить эффективность предоставленной помощи.

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является основным институтом Всемирного банка. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые являются одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов он привлекает с помощью займов на международных рынках ссудных капиталов — выпуская и размещая свои облигации.

    МБРР  предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным — банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки.  Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии предоставления гарантий правительства по возврату средств).

    Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки  12 – 20  лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) составляет 3 – 5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит  от стоимости привлеченных банком ресурсов, при этом предельная маржа не превышает 0,5 %.

    Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает  около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены прежде всего на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов.

    В настоящее время МБРР предоставляет 3 основных вида займов:

    займы на основе валютного пула — многовалютные  долговые обязательства, принимаемые  в долларовом эквиваленте. Обязательства  каждого заемщика по займу представляет собой долю в валютном пуле и имеют  такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

    одновалютные  займы по ставке ЛИБОР — выдаются и погашаются в валюте, избранной  заемщиком (как правило, в резервных  национальных валютах и евро). Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

    одновалютные  займы с фиксированной процентной ставкой процента — выдаются и  погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро) [7, с.133-134].

    Международная ассоциация развития (МАР) была создана  в 1960 году как дочернее предприятие  МБРР. Эти международные кредитно-финансовые институты имеют один и тот  же штат сотрудников, президент МБРР является одновременно президентом  МАР. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различается порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов.

    Ресурсы МАР формируются за счет переводов  из прибыли МБРР, взносов промышленно  развитых стран  (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.

    МАР предоставляет ссуды беднейшим  и наименее кредитоспособным странам  с очень низким уровнем дохода — большинство кредитов получают страны с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. США.

    Кредиты МАР предоставляются только правительствам государств-членов МАР, их срок составляет 35 – 40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного  периода. Кредиты представляются в  национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов.

    Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов МАР, должны соответствовать тем  же стандартам, что и проекты, финансируемые  МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств.

    Международная финансовая корпорация (МФК) была создана  в 1956 году в целях содействия экономическому росту в странах-участницах путем стимулирования развития предпринимательства в производственной сфере. Основное внимание в ее деятельности уделяется поддержке развития частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций в кредитуемые страны.

    Ресурсы МФК формируются главным образом  за счет взносов государств-членов в уставный капитал, кредитов МБРР, отчислений от прибылей, средств от возвращенных кредитов, а также займов на международных финансовых рынках.

    Для развития частного предпринимательства МФК осуществляет:

    финансирование  частного сектора путем предоставления займов и инвестирования средств  в акционерный капитал частных  предприятий. При этом МФК привлекает к финансированию частных инвесторов, в том числе нерезидентов, играя  роль катализатора, т.е. демонстрируя прибыльность инвестиций  в кредитуемых странах;

    управление  рисками частных компаний посредством  проведение операций “своп”, связанных  с валютными курсами и процентными  ставками, а также использования  механизмов хеджирования;

    техническую помощь и консультирование правительств и руководителей частных предприятий  по вопросам реструктуризации, приватизации, прямых иностранных инвестиций, разработке планов предпринимательской деятельности, подготовки и оценки проектов, мобилизации ресурсов для финансирования проектов и т.д.

    МФК не требует правительственных гарантий при предоставлении кредитов, поэтому  кредитует только высокорентабельные предприятия. Кредиты МФК обычно покрывают не более 25 % стоимости  проектов, предоставляются в среднем сроком на 7 – 8  лет, по ним заемщиками выплачивается рыночная процентная ставка.

    Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году в целях  содействия иностранным инвестициям  на производственные цели в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков.

    МАГИ  помогает стране сформировать благоприятный  инвестиционный климат  и страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как невозможность конвертирования  местной валюты в иностранную  для ее перевода из страны, экспроприация правительством страны инвестированных средств, войны и политические перевороты, отказ правительства страны от выполнения обязательств по контракту.

    Источником  финансирования МАГИ является его капитал, сформированный из взносов стран-участниц.

    МАГИ  предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны –  его члены. Гарантии предоставляются  на срок 15 – 20 лет и покрывают  до 90 % общего объема инвестиций. МАГИ также  осуществляет операции по  совместному  страхованию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страхования и координирует свою деятельность с национальными  страховыми компаниями.

    Наряду  с гарантиями и страхованием МАГИ оказывает техническую помощь и  консультирование в целях содействия развивающимся странам в их усилиях по привлечению иностранных инвестиций. Содействие инвестициям включает также проведение встреч между правительствами и потенциальными инвесторами, учебных программ и семинаров, ознакомительных поездок.

    МАГИ  предоставляет также рекламные услуги по распространению информации об инвестиционных возможностях и создании условий для содействия инвестированию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) был создан в 1966 году и выполняет функции международного арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и  странами – заемщиками.

    Урегулирование  споров осуществляется путем согласования или арбитражного разбирательства  между сторонами. В настоящее время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС является стандартным пунктом международных инвестиционных соглашений и договоров [7, с.144].

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1990 году  40 странами, а также ЕЭС (в настоящее время ЕС) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ. В настоящее время  акционерами ЕБРР являются 60 стран, включая все европейские страны, а также ЕС и ЕИБ. Штаб-квартира  банка расположена в Лондоне, во многих странах у него есть представительства, которые занимаются координацией деятельности на местах.

    Целями  деятельности ЕБРР является содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

    Для реализации этих целей ЕБРР поддерживает страны-члены в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, в том числе при осуществлении демонополизации, децентрализации и приватизации; содействует мобилизации национального капитала и привлечению иностранного; осуществляет  инвестиции в производство с целью создания конкурентной среды, повышения производительности труда и улучшения качества жизни; стимулирует развитие рынков капитала и т.д.

Информация о работе Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями