Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

О кредитных отношениях РБ с международными организациями

Файлы: 1 файл

39. Кредитные отношения РБ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Международный банковский кредит по мере расширения экономических связей между различными государствами получает дальнейшее развитие. Он характеризуется тем, что одним из субъектов кредитных отношений выступает банк. Банковское кредитование охватывает экспортно-импортные сделкам, финансовые кредиты. Экспортный кредит может быть выдан банком страны-экспортера банку страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и др. Банковские финансовые кредиты не связаны обычно с товарными поставками и предназначены, например, для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнение счетов (авуаров) в иностранной валюте.

    По  срокам международные  кредиты подразделяются: на сверхкраткосрочные (суточные, недельные, 3 месячные), краткосрочные – до 1 года, среднесрочные – 1-5 лет, долгосрочные – свыше 5-7 лет. Краткосрочный кредит обычно обеспечивает оборотным капиталом заемщика и используется во внешней торговле, в международном платежном обороте, неторговых операциях, страховых сделках.

    Долгосрочный  кредит привлекается в качестве источника  инвестиций. Частью долгосрочного кредита являются займы - привлечение государством, частными предприятиями, банками заемных средств на мировых рынках путем выпуска (продажи) своих долговых обязательств (ценных бумаг).

    Погашение кредитов и уплата по ним процентов, производится: валютной выручкой за счет увеличения экспорта товаров; поставками товаров обычного экспортного ассортимента стран-заемщиков; продукцией предприятий, для строительства которых был выдан кредит и другими способами, оговоренными в кредитных соглашениях.

    Анализ  состояния внешней задолженности  любого государства начинается с  параметров “общего” плана – совокупный размер задолженности, уровень задолженности  на душу населения, объем нетто-задолженности. Рассматривают их динамику, структуру, по срокам, валютам, источникам образования.

    Следующий уровень – относительные показатели, когда абсолютные размеры задолженности  увязываются с показателями экономического развития страны. Например, сопоставляется сумма внешнего долга и объем  валового внутреннего продукта, сумма внешнего долга к доходу бюджета, сумма внешнего долга сопоставляется с объемом экспорта. Результат характеризует, какая часть экспортных поступлений направлена на погашение долга, сколько лет ориентировочно страна будет гасить внешнюю задолженность.

    Важным  показателем является норма обслуживания долга. Она выводится как отношение  суммы платежей по обслуживанию внешней  задолженности (уплата процентов и  погашение основной суммы долга) к объему экспорта. Показывает, какая  часть валютной выручки изымается в данном периоде из экономики страны и не может быть использована ни в целях накопления, ни потребления.

    Соотношением, характеризующим “долговую безопасность”  отдельной страны, является также  отношение чистого внешнего долга (рассчитываемого как разница  между общей суммой долга и валютными  резервами государства) к объему годового экспорта.

    При анализе международного валютно-финансового  положения страны в расчет принимаются  также состояние и тенденции  текущего платежного баланса, соотношение  валютных резервов и объема импорта и многие другие специальные показатели [11, с.125]. 

 

    2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ 
 

    Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации,  созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения  стабилизации мировой экономики.

    Возникновение международных финансово-кредитных  институтов обусловлено главным  образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

    К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный  валютный фонд, Всемирный банк, Европейский  банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки и Африки и другие.

    Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 года, где был принят его устав (Статьи соглашения МВФ), который  вступил в силу с декабря 1945 года. МВФ начал свою деятельность в мае 1946 года, насчитывая в своем составе 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 181 страна мира.

    МВФ имеет статус специализированного  учреждения ООН. Основными целями его  деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран-членов МВФ.

    МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна в сроки и на условиях, определяемых МВФ. Необходимыми условиями вступления являются уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по международным торговым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.

    Размер  подписной квоты (членского взноса) определяется в зависимости от экономического значения страны в мировой торговле. При расчете квоты учитываются  такие макроэкономические показатели страны, как ВНП, средний уровень золотовалютных резервов, международные поступления и платежи по текущим операциям. До 25 % квоты подлежит выплате в резервных валютах, а оставшуюся часть страны вносят в своей национальной валюте (обычно в форме простых векселей). Квоты стран-членов МВФ пересматриваются каждые пять лет и корректируются в зависимости от изменения экономического положения стран, а также исходя из достаточности имеющихся ресурсов МВФ для решения его уставных задач. В настоящее время капитал МВФ составляет 212 млрд. СДР.

    Величина квоты играет важную роль во взаимоотношениях страны с МВФ: от нее зависит количество голосов, которыми страна располагает в руководящих органах МВФ; ею определяется максимальная сумма финансирования, которую страна может получить от этой организации; пропорционально величине квот среди стран распределяются СДР.

    Наряду  с собственными ресурсами, которые  являются главным источником финансирования стран-членов, МВФ использует в своей  деятельности заемные средства. Потребность  в займах может возникать, когда спрос на ресурсы МВФ превышает имеющийся у него собственный капитал. К заимствованиям прибегают, например, если существуют длительные и значительные по величине нарушения равновесия платежных балансов, для устранения которых необходимо существенное временное увеличение финансирования со стороны МВФ. Считается, что в этом случае целесообразно не увеличивать квоты, а прибегнуть к займам как временному дополнению к собственным ресурсам МВФ.

    Основными  направлениями  деятельности МВФ  являются:

    надзор  над мировой валютной системой;

    создание  ликвидных средств путем выпуска  СДР;

    финансирование (кредитование) членов МВФ;

    рекомендации  в области экономической политики и техническая помощь;

    сбор и публикация статистики [7, с.155-156].

    Финансирование (кредитование) членов МВФ.  МВФ не является банком и посредником между вкладчиками и покупателями средств, поэтому все страны-члены имеют право на получение от МВФ помощи независимо от их кредитоспособности. МВФ предоставляет финансирование своим членам главным образом для того, чтобы они могли преодолеть несбалансированность платежного баланса без введения торговых и платежных ограничений. При этом соблюдается требование равного доступа стран к его ресурсам. Получение кредитов от МВФ способствует дополнительному привлечению в страну частных и государственных инвестиций.

    Для использования любых ресурсов МВФ  страна должна представить аргументированное  обоснование потребности в финансировании своего платежного баланса. В качестве критериев, определяющих необходимость  финансирования,  МВФ использует состояние платежного баланса страны, сальдо ее международных резервов и динамику резервной позиции страны.  Учитывается также эффективность мер, принятых страной для ликвидации причин неравновесия платежного баланса.

    После того как необходимость финансирования дефицита платежного баланса установлена, МВФ определяет, сможет ли страна выполнить свои обязательства по погашению задолженности. В качестве определенной гарантии по возврату служит проведение страной соответствующей экономической политики (выполнение программы стабилизации).

    МВФ предоставляет финансовые ресурсы  своим членам на условиях, призванных стимулировать проведение страной  мер,  направленных на экономическую  стабилизацию и тем самым обеспечивающих возврат средств МВФ. Выдвижение этих условий призвано гарантировать, что страна уменьшит дефицит платежного баланса до управляемой величины; обеспечит экономический рост, повышение занятости и финансовую стабильность; при необходимости будут предприниматься шаги по структурной  перестройке экономики; в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса финансирование и стабилизационные меры будут дополнять друг друга.

    Обычные механизмы финансирования используются МВФ для решения проблем платежного баланса государства-заемщика в целом. Специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного баланса. Эта помощь носит дополнительный характер, т.е. ее использование не оказывает влияние на суммы заимствований, которые страна имеет право получить из своей резервной доли или кредитных долей. Однако для решения одной и той же проблемы, связанной с финансированием платежного баланса, страна имеет право получить средства только по одному из механизмов финансирования.

    Механизмы финансирования на льготных условиях были разработаны в целях оказания сравнительно долгосрочной помощи развивающимся  странам с низким доходом на душу населения. Для предоставления такой  помощи используются не общие ресурсы МВФ, а созданные им альтернативные источники средств (специальные фонды).

    Всемирный банк (ВБ) является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а  также содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в тех областях, где получить финансирование за счет других источников достаточно сложно. В частности, он содействует развитию сельского хозяйства, защите окружающей среды, улучшению образования и здравоохранения, увеличению производства электроэнергии, расширению сетей связи и т.д. 

    Различают Группу Всемирного банка и Всемирный  банк. Группа консультации, экспертизы,  исследования состояния экономики стран (отдельных ее секторов) и подготовка соответствующих отчетов, обучение национальных кадров, семинары и конференции.

    При предоставлении займов ВБ оказывает  помощь в  определении Всемирного банка состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие МАР образуют Всемирный банк.

    ВБ  является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако в отличие от других банков ВБ также  консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

Информация о работе Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями