Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

О кредитных отношениях РБ с международными организациями

Файлы: 1 файл

39. Кредитные отношения РБ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

    Деятельность  Европейского банка реконструкции  развития в Республике Беларусь проводится акцентом на техническое сотрудничество, но по мере выполнения правительственных программ усиливается роль банка в обеспечении проектного финансирования.

    В большинстве стран ЕБРР выдерживает принцип приоритетного финансирования частного сектора, но в Республике Беларусь проекты ЕБРР главным образом пока осуществляются в государственном секторе. В качестве примеров можно привести ряд проектов ЕБРР в Республике Беларусь. Так, в июле 1992 г. ЕБРР подписал кредитное соглашение с правительством республики о кредитовании объектов связи, в том числе строительство сети цифровой связи для абонентов из числа юридических лиц, получающих прямой доступ к сети международной связи.  

    В декабре 1993 г. ЕБРР подписал кредитные соглашения на цели модернизации Оршанской электростанции (строительство теплоэлектростанции). Это позволило стране уменьшить зависимость от импорта дорогостоящих энергоносителей и применить  эффективно действующие экологически чистые технологии, повысило надежность внутреннего энергоснабжения.

    Для развития оптовой торговли ЕБРР выдал кредит Минскому оптовому рынку в целях преобразования существующей овощной базы в современной плодоовощной оптовый рыночный комплекс. Рынок открылся в август 1996, создает более конкурентоспособную среду для покупателей и поставщиков, а также позволит повысить качество продукции и ужесточить санитарный контроль за нею.

    В апреле 1994 г. подписано кредитное соглашение с ЕБРР на цели финансирования автомагистрали Брест-Минск - российская граница. В ноябре 1994 г. ЕБРР открыл кредитную линию с целью финансирования частных малых и средних предприятий. Кредитные ресурсы эти предприятия получают по каналам участвующих в проекте коммерческих банков. В декабре 1997 г. определено кредитование ЕБРР Елизовского стекольного завода, белорусско-канадского совместного предприятия по производству стеклотары и т.п.

    ЕБРР  в часть своих белорусских инвестиций направляет в проекты, связанные с развитием банковской сферы (покупка пакета акций, выделение ресурсов для кредитования малых и средних предприятий).

    Главными  задачи системы управления внешним  долгом являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками  финансирования, достаточными для ее оптимального развития; осуществление  контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

    Начиная же  с 2007 г., Беларусь привлекала долгосрочные кредиты от международных организаций  и в рамках двухсторонних правительственных соглашений. Россия предоставила Беларуси два кредита в USD 1.5 млрд.: первый в конце 2007 г, второй в два транша в ноябре 2008 г. и марте 2009 г. Кроме того, МВФ выделил кредит по программе Stand-By. На конец второго квартала Беларусь получила 2 транша данного кредита в USD 778 млн. в январе и 679 млн. в июне 2009 г.

      Ожидаемый  объем  финансирования  в  рамках  программы  составляет USD 3.63 млрд. В результате привлечения  данных и некоторых других  займов государственный долг  достиг 18.2% от ВВП или USD 8.6 млрд. на конец июня 2009 г. [15,с.11]. 

      

    Рисунок 1 - Динамика государственного долга

    Приложение. Источник: [13,с.12].

    В  структуре  государственного  долга  и  долга  гарантированного  правительством относительно страны происхождения кредитора преобладает долг перед отечественными кредиторами,  т.е. внутренний долг. Его доля устойчиво росла до 2007 г., достигнув 74.2% на конец 2006 г. (рис. 2). 

    Однако  кредиты  от  Венесуэлы,  России,  МВФ  перевернули структуру государственного долга: на середину 2009 г. 63.1% долга приходится на обязательства перед внешними кредиторами. Данные кредиты сказались и на абсолютном объеме государственного внешнего долга, выросшего до USD 5.6 млрд. или 10.0% от ВВП. 

      

    Рисунок 2 - Структура государственного долга в разбивке на внешний/внутренний

    Приложение. Источник: [13,с.12].

      Относительно сроков заимствования в государственном долге Беларуси преобладают долгосрочные  обязательства.  Внешний  государственный  долг  представлен  исключительно долгосрочными двусторонними кредитами и кредитами международных организаций [13,с.15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Субъектами  кредитных отношений выступают  государства (правительства), банки, международные  и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

    Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации,  созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения  стабилизации мировой экономики.

    К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки и Африки и другие.

    Решения о привлечении и использовании  государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов совместно с Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

    Средства  по иностранным кредитам предоставляются  резидентам Республики Беларусь независимо от формы их  собственности. Республика Беларусь является членом ряда международных валютно-кредитных и финансовых учреждений. Так, она – член Международного валютного фонда (МВФ). Группы Мирового банка, Европейского банка реконструкции, развития (ЕБРР) и др.

    Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит прежде всего от качества экономических программ реформ, которые должны отвечать мировым стандартам и хода воплощения этих программ. Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширение производительной сферы экономики, сокращение непроизводительных бюджетных затрат.

    Начиная же  с 2007 г., Беларусь привлекала долгосрочные кредиты от международных организаций  и в рамках двухсторонних правительственных  соглашений. Россия предоставила Беларуси два кредита в USD 1.5 млрд.: первый в конце 2007 г, второй в два транша в ноябре 2008 г. и марте 2009 г. Кроме того, МВФ выделил кредит по программе Stand-By. На конец второго квартала Беларусь получила 2 транша данного кредита в USD 778 млн. в январе и 679 млн. в июне 2009 г.

      Ожидаемый  объем  финансирования  в  рамках  программы  составляет USD 3.63 млрд. В результате привлечения  данных и некоторых других  займов государственный долг  достиг 18.2% от ВВП или USD 8.6 млрд. на конец июня 2009 г.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Вардеванян  Г., Ярошенко А. - Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси // Банковский вестник. - 2004.-№1.
  2. Галицкая С.В. «Деньги. Кредит. Финансы», М.:«Экзамен», 2007
  3. Головачев А.С, Головачева И.В., Макроэкономика: Курс лекций -Минск, 2005.
  4. Деньги, кредит, банки: Учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов [и др.]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2007
  5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2007. - 444с.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2004 г.
  7. Деньги, кредит, банки: Учебник / О.Ю. Свиридов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  8. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / В.И. Тарасов. Мн.: Мисанта, 2008.
  9. Никончик А. Целевое использование кредита / Антон Никончик, Владимир Никончик // «Главный бухгалтер. Банковская деятельность». -2005. - №3. – с.32-36.
  10. Овсейко С. Новое в банковском кредитовании // «Главный бухгалтер».-2004.- № 25. с. 35-37.
  11. Организация деятельности коммерческих банков. Учебник/ Под ред. Г.И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, 2007 г.
  12. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2007
  13. Перспективы фискальной политики и финансирования бюджетного дефицита в Беларуси. Немецкая экономическая группа в Беларуси. Исследовательский центр ИПМ. //Аналитическая записка. Июнь 2009 г.
  14. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С, Булатова - М.: Юристъ, 2002
  15. Ямпольский М. «О трактовках кредита»//Деньги и кредит.№4 1999. с.33-39.
  16. http://www.nbrb.by/ - официальный сайт Национального банка Республики Беларусь
  17. http://www.abbanks.by/ - официальный сайт Ассоциации белорусских банков

Информация о работе Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями