Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

О кредитных отношениях РБ с международными организациями

Файлы: 1 файл

39. Кредитные отношения РБ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)
gn="justify">    Органы  управления ЕБРР. Руководящим органом  банка является Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним заместителем. Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов, имеющих стратегическое значение для функционирования банка.

    Главным исполнительным органом ЕБРР является Совет директоров (Директорат), включающий 23 члена, которые переизбираются каждые три сведения о своих акционерах, деятельности и о проекте. года. Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью ЕБРР, а также исполняет полномочия,  делегированные ему Советом управляющих. Каждый член Совета директоров располагает количеством голосов, равном количеству подписных акций в акционерном капитале банка.

    Президент ЕБРР избирается Советом управляющих  сроком на 4 года, он председательствует на Совете Директоров и управляет текущей деятельностью банка.

    Основные  направления деятельности ЕБРР   включают:

    прямое  финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную  перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов. Инструментами такого финансирования являются кредиты ЕБРР частным и приватизируемым предприятиям, инвестирование в акционерные капиталы предприятий или гарантирование размещения их акций, а также  предоставление гарантий;

    финансирование  с помощью посредников, которое  может осуществляться в следующих  формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников  в виде кредитных линий; софинансирование проектов совместно с местными и  иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; выдача гарантий частичной оплаты внешнеторговых сделок, в которых участвуют местные банки и оплата которых осуществляется с помощью аккредитива; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий;

    консультационное  обслуживание и техническая помощь. Все проекты и программы, кредитуемые  банком, должны иметь техническое, экономическое, финансовое, юридическое и экологическое обоснование. ЕБРР оказывает заемщикам необходимую консультационную и техническую помощь и для этих целей может запросить на безвозмездной основе средства у большинства своих акционеров или доноров.

    ЕБРР  обязан не менее 60 %  своих ресурсов  использовать для кредитования частного сектора — частных фирм и приватизируемых  государственных предприятий, а  также совместных предприятий. Приоритетными  направлениями кредитования являются приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика (включая безопасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт, экологическая инфрастуктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.

    Для получения кредитов коммерческие предприятия или посредники, уполномоченные действовать от их имени, должны направлять запросы непосредственно в ЕБРР. Рекомендуется обращаться в банк на начальном этапе работы над проектом, чтобы получить необходимые консультации. Потенциальные заемщики должны представить максимально подробные Если предлагаемый проект соответствует стратегии деятельности банка, утверждается концепция проекта, проводится его оценка и экспертиза, после чего следует утверждение проекта. Следует отметить, что на всех этапах оценки проекта обеспечивается реализация приоритетов экологической политики банка.

    Сроки кредитов ЕБРР обычно составляют 5 – 10 лет, минимальная сумма кредита  — 5 млн. евро, но банк может выдать кредит и на меньшую сумму, если проект имеет  важное значение для страны. Кредиты выдаются в любой свободно конвертируемой валюте, на практике главным образом в долларах США и евро. Финансирование проекта составляет не более 35 %  его стоимости. Погашение основной суммы кредита обычно производится равными частями каждые полгода.

    ЕБРР  функционирует на коммерческой основе и предоставляет свои кредиты  по рыночным ставкам, учитывающим риски. При кредитовании коммерческих предприятий  банк, как правило, не требует правительственных  гарантий возврата средств, однако в  этих случаях обычно применяется залоговое обеспечение  кредита активами проекта (например, закладной на основные фонды, закладной на движимое имущество и т.д.). Ставка по кредитам может быть плавающей и фиксированной, а также использоваться в сочетании с различными инструментами хеджирования.

    Софинансирование  проектов осуществляется в форме  совместного финансирования, параллельного  финансирования, синдицированного кредита  и синдицированного участия. В последнем  случае ЕБРР продает участие в  кредите другому банку или банкам и хотя продолжает нести обязательство за  всю сумму кредита, часть этого обязательства финансируется  покупателями долей участия [7, с.166-167].

 

     3 КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 
 

    В Республике Беларусь привлекаются иностранные кредиты для поддержки экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики республики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения современных технологий, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами   народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

    Решения о привлечении и использовании  государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов совместно с Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь.

    Средства  по иностранным кредитам предоставляются  резидентам Республики Беларусь независимо от формы их  собственности. Операции по привлечению и погашению иностранных  кредитов осуществляются на условиях, определенных международным договором (соглашением), межбанковским соглашениям, индивидуальным кредитным соглашениям.

    Иностранные государственные кредиты привлекаются на основе соглашений, заключенных  между Правительством Республики Беларусь и правительствами других государств, а также международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. Иные иностранные кредиты могут привлекаться на основании соглашений, заключенных между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств, банками.

    Внешний долг, включают обязательства по всем существующим финансовым инструментам, в том числе по ценным бумагам (кроме акций), торговым и другим кредитам, депозитам, просроченным и  прочим обязательствам.  Внешний  долг страны определяется как сумма полученных и невыплаченных контрактных обязательств резидентов страны перед нерезидентами Республики Беларусь на определенный период времени, включая основной долг и начисленные, но не оплаченные проценты.

    Республика  Беларусь является членом ряда международных валютно-кредитных и финансовых учреждений. Так, она – член Международного валютного фонда (МВФ). Группы Мирового банка, Европейского банка реконструкции, развития (ЕБРР) и др.

    При вступлении СССР в МВФ его квота  по оценкам колебалась в диапазоне 3,5 – 6 % капитала фонда. После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для СССР квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. Это квоты систематически пересматриваются, однако доля указанных стран практически удерживается на небольшом уровне: в 1992 – 4,76 %; 1999 – 4,46 %. Квота Республики Беларусь составляла первоначально 187,0 млн. СДР, в 1992 г. 280,4 млн. СДР (0,20 %),  в 1999 г. – 386,4 млн. СДР (0,182 %).

    Решение вопросов о кредитах для Республики Беларусь зависит прежде всего от качества экономических программ реформ, которые должны отвечать мировым стандартам и хода воплощения этих программ. Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширение производительной сферы экономики, сокращение непроизводительных бюджетных затрат [4, с.175].

    Можно определить 3 основных направления  деятельности МВФ в Беларуси важнейшим  из которых является сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на нижеследующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, обменный курс и торговая политика с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса.

    Начиная 1993 года Беларусь использовала ресурсы  МВФ три раза (подробные данные приведены ниже) для поддержки  правительственных программ экономических  реформ.

    Получение кредитных линий от МВФ по условиям кредитора, должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты. Единственным “безусловным” видом кредитов, который страна – член МВФ может получить “автоматически”, является кредит в рамках “кредитной доли” (транши) в фонде. Кредиты МВФ являются платными и условными. Наиболее распространенным видом кредитов служат краткосрочные кредиты (стэнд-бай).

    В качестве примера можно назвать  кредиты МВФ Республики Беларусь, выданные для финансирования системных  преобразований в июле 1993 года –  первый транш, в январе 1995 – второй транш, в сентябре 1995 – резервный  кредит (“стэд-бай”).

    В 2009 г. в Беларуси выполнение программы МВФ, предусматривающей выделение стабилизационного кредита «стэнд-бай», позволит сгладить негативные эффекты мирового финансового и экономического кризиса.

      Первый транш кредита МВФ в размере 787,9 млн долл поступил в Беларусь 14 января 2009 г. Средства зачислены в состав золотовалютных резервов Беларуси и могут быть использованы для поддержания курса белорусского рубля.

    Основные  задачи программы, поддерживаемой МВФ, заключаются в содействии упорядоченной  адаптации к внешним шокам и в преодолении важнейших факторов уязвимости. С этой целью программа предусматривает действенные меры по макроэкономической стабилизации и решение ряда структурных задач, которые критически важны для стабилизации экономики и сокращения уязвимых мест.

    Республика  Беларусь стала полноправным членом Всемирного банка в 1992 г. К основным кредитам, полученным от банка можно  отнести:

    институциональный займ (июль 1993 г. – 8,3 млн. долларов, обеспечивший организацию технической помощи, переобучение и переоборудование ключевых экономических министерств и ведомств;

    реабилитационный  займ (ноябрь 1993 – 120 млн. долларов), для  поддержки платежного баланса страны; определенной стабильности белорусского рубля; как средства, необходимые  на закупку критически важных для народного хозяйства и населения товаров;

    займ  на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. – 41,9 млн. долларов) для преобразования технической базы и совершенствования  организации данного сектора  экономики на рыночных принципах  хозяйствования с целью повышения эффективности и валютоокупаемости лесопользования;

    кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах социальной сферы (2000-2001 гг. – 1 млн. долларов). Согласно соглашения со Всемирным банком, республика получит  на эти цели заем в размере 22,6 млн. долларов на модернизацию объектов социальной сферы – внедрение энергосберегающих технологий в школах и больницах, детских домах, домах инвалидов и др. Работа по модернизации объектов будет вестись в течение 5 лет. Банк предоставляет заем  с отсрочкой возврата на 4,5 года после начала реализации проекта. Полностью заем будет возвращен в течение 12 лет.

    Стратегия Группы Всемирного Банка по отношению  кредитной помощи Республике Беларусь состоит в концентрации усилий на обслуживание уже начатых кредитных проектов и рассмотрение вопросов расширения кредитной программы. Условиями полномасштабной кредитной программы группа Мирового банка определяет рыночное реформирование страны, либерализацию цен, режима обменного курса, ускорение процесса приватизации, развитие конкуренции, ужесточение кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и обеспечение его независимости в проведении финансовой политики [5, с.188-189].

Информация о работе Кредитные отношения Республики Беларусь с международными организациями