Контрольная работа по теме "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит проверочные задания и вопросы для зачета( экзамена) по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

экономика .doc

— 295.00 Кб (Скачать)

.

1. Верны ли следующие  утверждения? (Да = верно, Нет = неверно)

Утверждение

Да

Нет

1

Так как абстрактная модель учитывает  заведомо не все факты, существующие в действительности, то она применима  для решения проблем, возникающих  в реальной жизни.

 

+

2

Под «невидимой рукой» А. Смит подразумевал влияние групповых интересов  на экономическое развитие.

 

 

+

3

Функция Y = f(X) показывает взаимозависимость неких экономических параметров. Если в точке X0 производная функции Y = f(X) равна нулю, то в данной точке эта функция будет достигать оптимального значения.

 

+

4

Экономическое мышление отличается от социологического тем, что «человек экономический» - индивидуалист, а «человек социальный» - общественное существо.

+

 

5

Доля трансакционных издержек в  общем объеме общественных издержек имеет тенденцию увеличиваться.

+

 

6

Модель кругооборота ресурсов, продуктов  и дохода в рамках чистого капитализма  объясняет формирование рыночных цен.

+

 

7

Эластичность спроса на ананасы  по цене показывает, на сколько ананасов сократится их продажа при изменении их цены на один доллар.

 

+

8

Кривая безразличия показывает полезность блага.

 

+


 

 

2. Выберите правильный  ответ

Утверждение

Ответ

1

Макроэкономика определяется как  область экономической теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития человечества; в) процессы, происходящие а национальной экономике, взятой в целом; г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

В

2

Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х гг. под эгидой Римского клуба, развиваются в русле: а) монетаризма; б) марксизма; в) теории общественного выбора; г) классического институционализма.

А

3

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное измерение: а) экономическая гарантия; б) полная занятость; в) экономическая свобода; г) справедливое распределение доходов.

Б

4

На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается: а)  с уменьшением производства другого вида продукта; б) с ростом производства другого вида продукта; в) с постоянным объемом производства другого вида продукта; г) возможен любой из указанных вариантов.

А

5

Почему цивилизованный человек  в цивилизованном мире не крадет чужого: а) боится ответственности за нарушение уголовного законодательства; б) подчиняется обычаям общества; в) этого не позволяют его внутренние моральные установки; г) все перечисленное верно.

Г

6

Отношения прав собственности выводятся  из: а) проблемы классового состава общества; б) проблемы редкости ресурсов; в) исторического развития общества; г) проблемы существованяи госудасртва.

Б

7

Наиболее обобщающее определение  экономических отношений собственности  выглядит следующим образом: а) это способ соединения работника со средствами производства; б) это вся совокупность производственных отношений в обществе; в) это участие работников в управлении производством; г) это отношения обмена.

 

Б

8

В условиях рыночной экономики продукция  выпускается с целью: а) удовлетворения потребностей производителя; б) безвозмездной передачи ее другим; в) распределения между участниками производства; г) обмена на другие блага.

Г


 

3. Каждому из определений,  отмеченных цифрами, найдите соответствующий  термин или понятие 

   

Определение

 

Термин

1

 

Общественная наука об использовании  редких экономических ресурсов с  целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества; это наука, изучающая человеческое потребление с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

а

Экономическая наука

2

 

Исключение из экономического анализа  не относящихся к делу экономических  и внеэкономических факторов.

б

Абстракция

3

 

Характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

в

Редкость

4

 

Необходимая фаза процесса воспроизводства  общественного продукта, связующее  звено между производством и  потреблением.

г

Распределение

5

 

В экономической теории этот термин обычно применятся к ситуации, при которой ресурсы, доступные  для производства продукции, являются недостаточными для удовлетворения всех желаний.

д

Ограниченность

6

 

Один из двух основных разделов экономики, изучающий поведение отдельных экономических единиц, их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги.

ж

Микроэкономика

7

 

Способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

з

Рынок

8

 

Возможность использовать в производстве, потреблении некое благо исключительно  данным субъектом экономических  отношений.

и

Присвоение

9

 

Кривая, отражающая наборы двух продуктов, имеющие одинаковую полезность; линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ.

к

Кривая безразличия

10

 

Экономическая система с элементами рынка, команды и традиций. В такой  системе и государство и рынок  играют важную роль в решении основных экономических вопросов.

л

Смешанная экономика

11

 

Деловое предприятие, функционирующее  с целью получения дохода (прибыли).

м

Бизнес

12

 

Система представлений о том, каким  образом связаны друг с другом те или иные факты и явления, основанные на эксперименте или наблюдении.

н

Теория

13

 

Внутренние мотивы, побуждающие  к экономической деятельности.

о

Интересы

14

 

Количество денег (или товаров  и услуг), уплачиваемое за единицу  товара или услуги; пропорция обмена товара на деньги.

п

Цена

15

 

Порядок, в котором информация, необходимая для производителей и потребителей, передается через  систему приказов и поручений, идущую сверху вниз, от некоего Центра к  непосредственному исполнителю (производителю).

р

Иерархия

16

 

Первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества о отличие от хрематистики.

с

Бизнес

         

4. Выполните задания.

4.1. Раскройте определяющие исходные принципы осуществления экономической деятельности.

Ответ: К исходным принципам осуществления хозяйственной деятельности следует отнести целеполагание, мотивацию, ограниченность ресурсов и наличие выбора их использования в зависимости от вида деятельности и целевых установок.

Относительно целеполагания  необходимо отметить, что вне целевой деятельности, т.е. достижения конкретного результата, не может иметь место любая  экономическая деятельность. Вместе с тем целеполагание подразумевает  вполне определенное ранжирование (упорядочивание) целей по нисходящей.

С целевой установкой тесно связана  мотивация экономической деятельности. Цель и мотивация могут совпадать, но могут и расходиться, когда  одно служит средством другого. Для  понимания момента «расщепления»  цели и мотива можно привести следующий пример. Фермер хочет вырастить i-тое количество зерна. Это целевая установка, но она может содержать разные мотивы: а) произвести зерно, чтобы удовлетворить свою потребность; б) вырастить зерно, чтобы его продать в целях получения прибыли. Таким образом, цель зерно- становится средством реализации мотива – прибыли.

Чтобы понять принцип ограниченности ресурсов, будем исходить из обратного  – наличия неограниченных ресурсов. Их неограниченность свидетельствует  о возможности, во-первых, удовлетворить все потребности, во-вторых, исключает выбор вариантов достижения тех или иных результатов, в-третьих, делает ничтожным сам выбор целей экономической деятельности. Следовательно, ограниченность ресурсов и необходимость делать выбор придают экономической деятельности рациональность и необходимость поиска наиболее оптимального варианта использования имеющихся ресурсов и осуществления в целом хозяйственной деятельности.

4.2. Изложите ваше понимание утверждения, что: Стоимость чего-либо – это стоимость того, отчего придется отказаться, чтобы получить желаемое.

Ответ: Необходимость выбора, принятия человеком осознанного решения требуют сравнения издержек и благ альтернативного варианта действий. Однако во многих случаях издержки не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.

Рассмотрим, например, процесс  принятия молодым человеком решения  о поступлении в Академию на договорной основе. Благо, которое он, возможно, получит, состоит в интеллектуальном обогащении и перспективах получения  хорошей работы. Но каковы издержки? За обучение, учебники, комнату а общежитии, питание ему придется платить определенную сумму денег. И это далеко не все, от чего придется отказаться студенту ради нескольких лет обучения в Академии.

На не включаем ли мы в  цену обучения ничего, не являющееся издержками поступления в Академию? Даже если молодой человек решает, что ему ни к чему «лишние знания», ему все равно необходим ночлег и питание. Плата за комнату и питание является издержками поступления в Академию только в той степени, в какой их цена в Академии превышает их стоимость в каком-то другом месте. На самом деле плата за питание и проживание в общежитии Академии может быть меньше, чем стоимость жилья и питания при самостоятельной работе юноши, а значит, экономия расходов на крышу над головой и хлеб насущный – преимущество поступления в Академию.

Вторая проблема оценки издержек заключается в том, что  во внимание не принимается большая  часть затрат, связанных с поступлением в Академию, - время студента. Если он в течение года посещает лекции, часами сидит в библиотеке и ночами корпит над курсовыми работами, он не имеет возможности работать. Для большинства студентов деньги в форме заработной платы, которых они лишаются при поступлении в Академию, - основная часть издержек образования.

Издержки упущенных возможностей или альтернативные издержки – нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любого решения (например, решения о поступлении в Академию) требует осознания издержек упущенных возможностей каждого варианта действий.

4.3. Раскройте содержание экономической категории «собственность» как выражение системы экономических отношений в обществе.

Ответ: В любых экономических отношениях хозяйственных субъектов имеет место реализация отношений собственности. Иначе говоря, собственность как экономическое отношение присвоения пронизывает собой все отношения рыночной экономики.

Вступая в отношения  обмена товарами и услугами, каждый из субъектов присваивает либо товар, либо услугу, либо их денежный эквивалент, что указывает на то, что хозяйственные субъекты реализовали отношения собственности на обмениваемые блага.

При найме работник и  работодатель также реализует отношения  собственности относительно рабочей  силы. Наемный работник получает заработную плату и тем самым реализует отношение владения рабочей силой, а работодатель на основе отношения распоряжения ею присваивает продукт трудовой деятельности наемного работника. В то же время в присвоении продукта работодателем реализуются отношения собственности на средства производства.

Следовательно, в любом  случае определяющими являются отношения  собственности и их реализация в  том или ином виде. Поэтому любые  качественные изменения (в лучшую или  худшую сторону) в системе экономических  отношений общества сопряжены с преобразованием отношений собственности, ярким свидетельством чего являются события последних 15 лет в России. Именно революция, а не реформа породила преступный характер радикально измененных сверху отношений собственности в обществе. В одночасье национальное богатство, созданное в дореволюционное и советское время, оказалось в руках узкой социально-национальной группы, интересы которой, как правило, лежат за рамками национально-государственного интереса России.

4.4. Охарактеризуйте основы товарного производства и рынка. Назовите основные элементы рыночного механизма и раскройте взаимосвязи между ними.

Ответ: Основополагающими предпосылками развития товарного производства, т.е. производства продуктов не для собственных нужд производителей, а с целью продажи, являются разделение труда и формирование института частной собственности. Только обособление производителей и концентрация их усилий на узком круге изделий вынуждали их обращаться к производителям других благ с целью обменять свои продукты на продукты труда других производителей. Однако само по себе обособление труда – недостаточное условие для вступления в меновые отношения, так как такое обособление могло происходить и на основе естественного разделения труда в рамках общины. Только появление семьи и возникновение частной собственности явилось определяющей предпосылкой закрепления обособления на основе разделения труда и собственности на производственные продукты, что и вызывало необходимость вступления в отношения обмена.

Следовательно, в основе рыночных отношений лежит товарное производство, а сами они имеют место там и тогда, где и когда происходит обмен благами на возмездной, платной  основе. Поэтому понятие «рынок» охватывает все без исключения сделки между физическими и юридическими лицами по обмену благами на основе взаимной возмездности.

Основными элементами рынка  выступают, с одной стороны, товары и услуги, с другой – деньги, которые  являются всеобщим платежным средством  и опосредуют разнообразные формы  обмена благ различными собственниками. Сбалансированность денежной и товарной масс является предпосылкой успешного функционирования рыночной экономики. Что кается собственного рынка, то товары получают денежную оценку в виде их цены, а интересы покупателей и продавцов проявляются в спросе и предложении товаров и услуг. В связи с тем, что интересы продавцов и покупателей диаметрально противоположны – первые стремятся продать свой товар подороже, а вторые – приобрести эти товары как можно дешевле, то цена, удовлетворяющая тех и других, называется равновесной ценой.

 

5. Решите задачу.

5.1. Программист Петрова зарабатывает в час 100 рублей. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 80 руб. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 120 руб. за килограмм очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

Ответ: Альтернативная ценность времени Петровой - старшей равна нулю. Поэтому для нее рациональным выбором выступает очередь. Альтернативная ценность времени программиста Петровой – 100 руб./час. Поэтому полная цена говядины по 80 руб./кг равна 80Х+100, где Х – объем покупки.

Информация о работе Контрольная работа по теме "Экономика"