Контрольная работа по "Микроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.

Оглавление

Кривая безразличия, их свойства и виды………………………………...3
Основные характеристики рынка монополистической конкуренции….7
Общее равновесие и эффективность……………………………………14
Список использованной литературы……..……….………………

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 213.86 Кб (Скачать)

     Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как  и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку  продавец в условиях монополистической  конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих  товары-субституты. Чем больше конкурентов  и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической  конкуренции кривая предельного  дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 1).

     Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической  фирмы

     В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис. 2).

     Рис. 2. Краткосрочное равновесие монополистической  конкуренции

     В долгом периоде максимизация прибыли  предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход  равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют  новые фирмы к входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 3).

     Рис. 3. Длительное равновесие монополистической  конкуренции

     Фирма по-прежнему максимизирует прибыль  при такой комбинации цены (ОРЕ) и  объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает  лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы  при совершенной конкуренции  с той разницей, что монополистическая  конкуренция вызывает менее эффективную  действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции  фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой  цене в сравнении с совершенной  конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

     Каковы  экономические последствия монополистической  конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая  потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и  его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование  рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

     Избыточная  производственная мощность иллюстрируется на рис. 4.

     Рис. 4. Избыток мощности

     Из  рис. 4 видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Различают частичное равновесие и общее равновесие.

     Под частичным равновесием понимается равновесие, складывающееся на отдельном  рынке. При частичном равновесии не учитывается, как изменение цены одного блага влияет на цены других благ, и игнорируется возникающий  при этом эффект обратных связей.

     Эффекты обратной связи - это последствия  изменения цен и объемов благ на данном рынке в ответ на вызванные  на нем изменения цен на взаимосвязанных  с ним рынках.

     В реальной действительности все рынки  находятся в тесном взаимодействии, в результате которого изменения  в спросе или предложении на одном  рынке влияют на равновесные цены и объемы реализации на всех рынках. Поэтому помимо анализа частичного равновесия требуется анализ общего равновесия.

     Общее равновесие - это система взаимосвязанных  цен, обеспечивающая одновременное  равенство спроса и предложения  на всех рынках. Общее экономическое  равновесие - это такое состояние  экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую  функцию.

     Эффективность производства - это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний нельзя произвести больший объем  одного блага, не жертвуя при этом возможностью производства некоторого объема другого блага. Понятие эффективности  производства, как и более широкое  понятие экономической эффективности, включает в себя избежание ущерба.

     Эффективность производства достигается тогда, когда  ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный  чистый выигрыш от их применения. Эффективность  производства выступает критерием  успеха хозяйственной деятельности людей, применяющих ресурсы. Если достигнута эффективность производства, то никакое  изменение методов производства или дальнейший обмен благами не приведет к дополнительному выигрышу.

     В качестве инструмента в анализе  производства и распределения ресурсов в экономике, которые отвечают критерию эффективности производства, используется диаграмма (ящик, коробка) Эджуорта.

     Считается, что при данном предложении благ потребление является экономически эффективным, если уровень благосостояния одного лица можно улучшить только посредством понижения уровня благосостояния другого лица.

     Считается, что при данном предложении ресурсов наблюдается эффективное их размещение, если невозможно увеличить выпуск одного блага, не сократив одновременно выпуск другого блага.

     Указанное выше положение изображается линией (кривой) производственных возможностей.

     Линия (кривая) производственных возможностей показывает, какой максимальный объем  одного товара может быть выпущен  при данном объеме выпуска другого  товара с использованием данного  объема ресурсов и технологии. Производство является эффективным, если достигается  одна из точек на кривой производственных возможностей. Эта кривая изображена сплошной линией на рис. 1.

     На  рис. 1 точка QF показывает выпуск одежды, точка Qc - выпуск пищи. Точки Е, F и G взяты с кривой контрактов (рис. 1).

     

     Рис. 1. Кривая (линия) производственных возможностей

     Кривая  производственных возможностей имеет  вогнутую (выпуклую вверх) форму, т. е. ее наклон увеличивается с увеличением  выпуска Qc. Для описания этого положения введем понятие предельной нормы трансформации.

     Предельная  норма трансформации (MRT) - это тангенс  угла наклона кривой производственных возможностей в каждой точке; она  измеряет тот объем одного блага, от которого необходимо отказаться ради получения дополнительной единицы  другого блага. Так, в точке Е на кривой MRT равна 1, cледовательно, чтобы получить дополнительную единицу пищи, следует сократить производство одежды на 1 единицу. В точке G MRT равна 2, поскольку нужно пожертвовать 2 единицами одежды ради получения дополнительной единицы пищи.

     Вогнутая  форма кривой производственных возможностей означает, что предельная норма трансформации (MRT) увеличивается по мере того, как  увеличивается производство пищи. Такое  положение объясняется тем, что  производительность труда и производительность капитала различаются при вложениях  в выпуск пищи и одежды.

     Форму кривой производственных возможностей можно выразить в терминах предельных издержек. То, что мы "выиграем", уменьшая выпуск одежды на небольшую  величину, - это предельные издержки производства в отрасли, выпускающей  одежду. Используя полученные таким  образом "ресурсы" в отрасли, производящей пищу, получаем увеличение ее выпуска. Следовательно, наклон кривой производственных возможностей, или предельная норма  трансформации, определяется соотношением предельных издержек:

     

     Это условие более вероятно для Е, где МРТ равно 1.

     Фирмы, максимизирующие прибыль, применяют факторы производства в таких комбинациях, которые минимизируют издержки производства при любом данном объеме выпуска. Таким образом, производители пищи реагируют на цены труда и капитала, установившиеся на конкурентных рынках факторов производства, исправляя применение данных ресурсов до тех пор, пока не будет достигнуто такое условие:

     

     Производители одежды, максимизирующие прибыль, тоже обеспечивают такое применение ресурсов, при котором предельная норма замещения капитала трудом не будет равной отношению цены труда к цене капитала:

     

     На  конкурентном рынке цена на стандартизированные  факторы производства одинакова  для всех пользователей. Из этого  следует, что отношение цены труда  к цене капитала должно быть равным для всех производителей пищи и одежды. Следовательно,

     

     что является условием эффективного использования  факторов производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Основы микроэкономики: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.- М.:  ЮНИТИ- ДАНА, 2001.
  2. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. Пособие для ВУЗов / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2004 г.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/кол. авт.; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006.- 624 с.
  4. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений.-  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Автономов В. С. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 931 с.
  6. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
  7. Куликов Л. М. Экономическая теория. – М.: ТК «Велби», 2004. – 432 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономика"