Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:51, контрольная работа
На олигопольном рынке продукция может быть или не быть дифференцированной. Главное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю или почти всю продукцию. На ряде олигопольных рынков некоторые или все фирмы зарабатывают значительную прибыль на долговременном этапе, потому что ограничение доступа на олигопольный рынок делает сложным или невозможным выход на рынок новых фирм. [3, с 344]
Олигополия и особенности ее поведения на рынке продукта. Модели формирования рыночной цены …………………………………………… 2-7
Задача 2……………………………………………………………… 7-8
Задача 3…………………………………………………………………9-10
Список использованных источников……………………………………… 11
Содержание
Список использованных источников……………………………………… 11
1) Олигополия и особенности ее поведения на рынке продукта. Модели формирования рыночной цены.
Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
На олигопольном рынке продукция может быть или не быть дифференцированной. Главное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю или почти всю продукцию. На ряде олигопольных рынков некоторые или все фирмы зарабатывают значительную прибыль на долговременном этапе, потому что ограничение доступа на олигопольный рынок делает сложным или невозможным выход на рынок новых фирм. [3, с 344]
Характерные черты:
Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно их число не превышает десяти. Такая ситуация сложилась, например, в американской сталелитейной промышленности, в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса и др.
Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3—4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6—8 фирм.
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. В автомобильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Поскольку многие предприятия производили не менее двух моделей одновременно, стоимость такого завода обычно превышала 3 млрд. долл. Такие крупные инвестиции доступны далеко не для всех фирм, поэтому создаются объективные предпосылки для сохранения ведущего положения автомобильных заводов-гигантов.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость
проявляется и в условиях обострения
конкурентной борьбы, и в условиях,
когда достигается
Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. [2, с 238]
В теории разработан ряд формальных моделей, которые пытаются объяснить рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Однако общей теории олигополии (единой ее модели) не существует. Это объясняется прежде всего тем, что олигополия включает в себя большое разнообразие рыночных ситуаций.
Наиболее точной моделью рыночного поведения фирмы в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре, считается модель "ломаной" кривой спроса, которая объясняет, почему олигополист не будет изменять цену и объем выпуска при небольших или средних изменениях в издержках. Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста основана на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют решению об их повышении. Такое поведение конкурентов обусловлено тем, что в условиях олигополии соперники вынуждены взаимоприспосабливаться друг к другу.
Если, например, одна из фирм попытается уменьшить цену на свою продукцию с целью увеличения прибыли (за счет расширения продаж), то можно предположить, что конкурирующие фирмы данной отрасли также последуют ее примеру и помешают ей получить какие - либо преимущества по сравнению с ними. Следствием этого явится увеличение продаж в отрасли за счет других отраслей, но не за счет конкурирующих фирм данной отрасли. Напротив, если одна фирма поднимет цену, а ее конкуренты не сделают этого, то данная фирма будет вытеснена с рынка своими конкурентами (количество продаж сократится из-за высокой цены), которые постараются «перехватить» бывших потребителей этой фирмы. Следовательно, в этом случае увеличение продаж конкурирующей фирмой произойдет за счет их сокращения в фирме, повысившей цену на свою продукцию.
Таким образом, логично предположить, что фирма, пытающаяся изменить цену и объем продаж, должна учитывать реакцию своих конкурентов, которая, скорее всего, может быть следующей: а) если понизить цену, то конкуренты, опасаясь потерять «своих» потребителей поддержат такое снижение; б) если повысить цену, то конкуренты, стремясь «захватить» новых потребителей, которых будет терять фирма из-за дороговизны своего товара, не пойдут на аналогичное повышение цен. Говоря иначе, если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену (или объем выпуска продукции), то это окажет влияние на объем продаж и прибыль не только самой фирмы, но и фирм-конкурентов, которые поэтому должны будут отреагировать определенным образом.
Для олигополистических фирм характерной практикой является установление «жестких цен», то есть негибких, достаточно постоянных. Цена может не меняться даже тогда, когда изменяются издержки или спрос на продукцию фирмы. Кривые спроса и предельного дохода олигополиста, не участвующего в тайном сговоре, можно выразить графически.
Отрезок D1P кривой спроса фирмы (кривой продаж) характеризует ситуацию, когда конкуренты «игнорируют» решение фирмы повысить цену, т.е. не следуют ее примеру, желая захватить бизнес, теряемый ею в результате повышения цен. Отрезок PD2 кривой спроса характеризует иную ситуацию: когда конкуренты фирмы присоединяются к ее решению о снижении цены, стремясь помешать фирме, снижающей цену, отнять у них потребителей. Это обстоятельство служит причиной того, что кривая спроса олигополиста является «ломаной» (линия D1PD2).
На рисунке видно, что кривая спроса (отрезок D1P) высокоэластична выше текущей цены Р, но намного менее эластична (или даже неэластична) ниже текущей цены (отрезок PD2). В этой связи и кривая предельного дохода (MR) также будет иметь необычную форму: она также будет состоять из двух отрезков – MR1А, который соответствует отрезку D1P кривой спроса, и BMR2, соответствующему отрезку PD2 кривой спроса. Из-за того, что эластичность спроса резко отличается выше и ниже точки текущей цены происходит «разрыв» в кривой предельного дохода (пунктирный отрезок АВ).
Ломаная кривая спроса показывает каждому олигополисту, что любое изменение в ценах приведет лишь к худшему: если повысить цену, то значительное количество потребителей отвернется от фирмы; если снизить цену, то продажи увеличатся незначительно, а издержки могут перекрыть прибыль, полученную от роста валового дохода (за счет увеличения продаж). К тому же первоначальное снижение цены одной фирмой может вызвать «войну цен», так как конкурирующие фирмы могут назначить еще более низкие цены, что приведет к тому, что фирма, первая понизившая цену, не только не увеличит объем продаж, но даже сократит его, так как цены у конкурентов стали еще более низкими.
Кроме того, ломаная кривая предельного дохода (MR), сопутствующая ломаной кривой спроса, означает, что любой сдвиг в предельных издержках между МС1 и МС2 лишь сократит вертикальный (пунктирный) отрезок кривой предельного дохода, но не вызовет ни изменения цены, ни объема производства, а предельный доход при этом будет по-прежнему равен предельным затратам.
Модель ломаной кривой спроса, объясняющая поведение фирмы на олигополистическом рынке, не является, однако, безупречной и потому подвергается критике по двум главным пунктам: а) она показывает, почему олигополисты неохотно идут на изменение цены, но не объясняет, как определяется сам первоначальный уровень этой цены, т.е. объясняет негибкость цены, но не саму цену; б) практика показывает, что олигополистические цены не являются все же настолько негибкими, так как в 70-е годы и в начале 80-х годов олигополисты поднимали цены часто и весьма существенно (это лучше может быть объяснено тайным сговором олигополистов).
Участники олигополии могут вступать в тайный сговор между собой, заключая картельные соглашения. Картель - это объединение (союз) предприятии одной отрасли, в основе которого лежит соглашение, которое устанавливает обязательный для всех участников объем производства, цены на товары, условия найма рабочей силы, разграничение рынка, долю (квоту) каждого участника в общем объеме производства и т.д. В отличие от других форм союзов (концернов, трестов), предприятия, входящие в картель, не теряют своей хозяйственной самостоятельности. Такое поведение фирм называется тайной олигополией. Целью картеля является смягчение или устранение конкуренции для того, чтобы сообща повысить цены (сверх конкурентного уровня), которые соответствовали бы чистой монополии и обеспечивали бы сверхприбыль.
Сходство картеля с монополией очевидно. Однако, в отличие от монополии, картель весьма редко контролирует весь рынок, так как не может не учитывать политику не входящих в союзы предприятий. Кроме того, законодательство ряда стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Крупная фирма, контролирующая 60-80% рынка, может уступить остальную его часть более мелким фирмам, с которыми она прекращает конкурентную борьбу. Однако на «своей» части рынка фирма ведет себя как чистый монополист. Такой тип поведения называется олигополией доминирования. [4, с. 452]
2) Функции спроса и предложения имеют следующий вид: Qd = 700 - Р; Qs = 2Р - 200.
а) Определите равновесную цену и равновесное количество товара.
б) Правительство установило фиксированную цену в размере 200 ден. ед. Определите величину предложения, количество продаж и величину дефицита.
Решение
А) Для нахождения равновесной цены PE приравнивают функции спроса и предложения, а для нахождения равновесного объема продаж QЕ найденное значение подставляют в любую из функций.
700 – Р=2Р – 200
3Р=900
Р=300 ден. ед
Значит, равновесная цена PE=300 ден.ед
QЕ=700-300=400
б) Правительство установило фиксированную цену в размере 200 ден. ед. Определите величину предложения, количество продаж и величину дефицита.
Если дана фиксированная цена, установленная государством, необходимо значение этой цены (РФ) подставить соответственно в функции спроса QD и предложения QS, затем сравнить полученные значения. Если QD > QS – на рынке образуется дефицит, если QS > QD – излишек предложения.
Qd = 700 – Р=700-200=500
Qs = 2Р – 200=2*200-200=200
Величина дефицита 500-200=300
3) Пусть функция издержек фирмы-монополиста равна TC(Q) = Q2 + 60. Функция спроса на товар фирмы: QD = 30 - 2Р. ТС, Р — в ден. ед., Q — в тыс. шт.
Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть
Решение
Условие максимизации прибыли фирмы-монополиста имеет вид MC = MR. MC определяем как первую производную функции совокупной полезности: MC = (TC)` = (Q2+60)` = 1.
MR находим из обратной функции спроса вида Pd = a – bQ согласно формуле MR = a – 2bQ.
Обратная функция спроса выражается как 2P = 30 – Q;
P = 15 – 0,5Q.
Тогда MR = 15 – Q.
Приравняв, получаем: 15 – Q = 1;
Q = 14 тыс шт;
Цену определяем из обратной функции спроса: Pm = 15 – 0,5*14 = 8 ден.ед.
Общая выручка = 14*8=72 ден.ед
Тогда максимальная прибыль монополиста составляет П = TR – TC = 8*14 – (14+60) = 38 ден. ед.
Показатель монопольной власти Лернера: L = (P - MC)/P. L=(8-1)/8= 0,875
Список использованных источников