Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Конкуренция и ее экономическая роль.
Рыночная монополия: польза или вред?
Конкуренция и монополия: кто кого?
Россия: путь к новому состоянию рынка.

Файлы: 1 файл

контрольная микроэкономика.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Московский  государственный университет

экономики, статистики и информатики

(МЭСИ)

Тверской филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по Микроэкономике

 

 

 

 

Студентки

 группы 36-Ау-11

1 курса 

Лукичёвой Е. М.

№ 64806

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2006.

 

Тема: Конкурентные и неконкурентные рынки в экономике.

 

План

 

  1. Конкуренция и ее экономическая роль.
  2. Рыночная монополия: польза или вред?
  3. Конкуренция и монополия: кто кого?
  4. Россия: путь к новому состоянию рынка.

 

 

Литература

 

Борисов Е. Ф. Основы экономики. М., 2000.

Гребенников П.И, Леусский А.И, Тарасевич  Л.С. Микроэкономика. СПб., 1996.

Лившиц А.Я, Никулина И.Н, Груздева О.А и др. Введение в рыночную экономику. М., 1994.

 

Предисловие

Экономическая наука  не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Между ними возникает соперничество, или конкуренция. Это латинское слово можно перевести как «состязание». Конкуренция присуща не только человеческому обществу, но и животному и растительному миру. Вспомним, например «борьбу» растений за место под солнцем, «конкуренцию» различных видов животных за источники питания, сражения самцов одного вида за территорию, за право продолжать род. С одной стороны, это, конечно, жестоко с точки зрения человеческой морали. С другой стороны, именно конкуренция, как мы знаем из биологии, обеспечивает естественный отбор, в котором выживают и продолжают род более сильные и приспособленные.

 

1. Конкуренция (от латинского «конкурренциа» - сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от состояния рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – важнейшее свойство товарно-рыночного хозяйства.

Конкуренция достигла высокоразвитого состояния в начальный период развития капитализма. Тогда она приняла классическую форму свободной конкуренции.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество сравнительно небольших товаровладельцев, наделенных единичной собственностью. Во-вторых, участники рынка являются независимыми друг от друга и самостоятельно решают, что создавать и в каких количествах. В-третьих, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободными от всякой дискриминации (умаление прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-четвертых, ни один из товаровладельцев не в состоянии захватить весь рынок, а поэтому не может установить выгодную ему рыночную цену.

При свободной конкуренции  каждый товаровладелец принимает рыночную цену как нечто неподвластное ему. Его попытки продать товар по своей цене (соответствующей затратам его труда и материальных средств) зачастую не удается. Не случайно русский народ издавна сложил такие поговорки: «Со своей ценой на базар не ездят», «Базар цену скажет».

Стало быть, в данных условиях рыночная цена служит своего рода экономическим нормативом (установленной мерой), которому должны следовать все участники рыночных сделок. Это единое мерило прикладывается к совершенно разным товаропроизводителям, поскольку у них индивидуальная, свойственная каждому, цена определенного продукта не одинакова. В связи с этим можно выделить три группы продавцов.

В первой группе товаровладельцев индивидуальная цена полезной вещи данного вида (ЦИ) выше по своему уровню рыночной цены (ЦР): ЦИ > ЦР. При продаже своих товаров на рынке они не окупают всех своих затрат, многие из них разоряются.

Во второй – основной – группе продавцов индивидуальная цена изделий совпадает с рыночной: ЦИ = ЦР. Тем самым здесь подтверждаются общественно нормальные условия производства и сбыта благ.

В третьей группе участников рынка индивидуальная цена продуктов по своему уровню ниже рыночной: ЦИ <  ЦР. Здесь, естественно, при продаже своих товаров люди обогащаются.

Из такой практики инициативные конкуренты делают надлежащий вывод, ведущий их к победе над соперниками. Они стремятся как бы «обхитрить» рыночную цену. А именно: произвести благо по наименьшей индивидуальной цене, а продать его по обычной (сравнительно более высокой) цене рынка.

Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей. Рискуя своим имуществом, они делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы лучшего использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии видный английский экономист Фридрих фон Хайек пришел к следующему обобщению: «Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…».

В рассматриваемых исторических условиях типичным средством противоборства отдельных соперников друг с другом является ценовая конкуренция – попытка расправиться с противником путем преднамеренного понижения цен. Как ведется эта «война цен», наглядно и ярко показал известный русский писатель А.И. Куприн в повести «Яма»: «Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, прежними, неистово конкурировали друг с другом, перевозя груз и богомольцев. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти пяти копеек для третьего класса, до пяти, трех, двух и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба».

Победитель такого сражения избавляется от соперника, а затем  поднимает цену, по крайней мере, до прежнего уровня. Такое состояние  между отдельными фирмами, как правило, не изменяет значения единой рыночной цены как общего норматива экономического поведения участников торговой деятельности.

Значение конкуренции  неизмеримо возрастает, когда она  охватывает не отдельных участников рыночных сделок, а всю их массу. Тогда выявляется регулирующая роль конкуренции – ее способность существенно изменять рыночную цену. Разберемся в этом детальнее.

Конкуренция – это  поистине «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется  на три «фронта». Первый фронт мы обнаруживаем среди производителей и продавцов. Все они хотят  продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Вслед за «победителем» снижают цену и «побежденные». Этим предотвращается рост перепроизводства товаров.

Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся  приобрести вещи по меньшей цене. Когда  же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более  высокую цену по сравнению с рыночной. Далее происходит своеобразная ценная реакция: цены вынуждены повышать все покупатели. Тем самым преодолевая товарный дефицит.

Наконец, главный, третий фронт «сражения» происходит между  армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

Сейчас мы можем представить  себе, как взаимодействуют между собой три процесса: а) соотношение между спросом и предложением; б) конкуренция среди продавцов и покупателей и в) динамика (изменение) рыночной цены. Это легче проследить на рис. 1, где совмещены кривые

спроса и предложения.

Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной точки Р, то предложение благ со стороны продавцов превышает спрос на них. В этом случае усиливается соперничество среди продающих товары. Вследствие этого цена падает – движется по направлению к точке Р.

При нахождении рыночной цены ниже равновесной точки Р спрос на продукты со стороны покупателей превышает их предложение. Тогда возрастает состоятельность среди желающих приобрести товары. Это ведет к подъему цены по направлению к точке Р.

В первом рассмотренном  нами случае армия продавцов была вначале сильнее армии покупателей( предложение оказалось больше спроса). Однако конкурентное столкновение в среде продавцов ослабило их общую силу. В результате силы противоположных сторон выровнялись.

Во втором случае армия  покупателей оказалась сильнее  армии продавцов (спрос был выше предложения). Между тем возросшее соперничество в стане покупателей ослабило их. В итоге экономическая мощь двух армий сблизилась.

Таким образом, многостороннее соперничество участников рынка имеет, в конечном счете, общую направленность: оно сближает объемы спроса и предложения. Конкуренция является мощным фактором, который уравнивает рыночные цены.

Однако общая рыночная цена не совпадает с индивидуальной ценой продуктов отдельных товаропроизводителей. Вследствие этого конкуренция усиливает социально-экономическое неравенство среди участников рынка. Она порождает как разорившихся неудачников, так и их счастливых соперников, расширяющих свое производство.

Примечательно, что в  странах Запада имеется множество  мелких собственников, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т. п.). Однако из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдерживать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растет тот минимум денежных средств, который позволяют им быть конкурентоспособными. Вот что в связи с этим пишут о США американские профессора П.Самуэльсон и В.Нордхаус в учебнике «Экономикс» (1985): «Существует около 10 миллионов крошечных предприятий с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству из них обычно не хватает начального капитала для длительной и прибыльной работы. Например, существование от 1/3 до ½ всех розничных магазинов прекращается в течение трех лет».

Чтобы еще более упрочить свое хозяйственное положение, крупные  собственники непрерывно расширяют масштабы производства, пытаются захватить наибольшее рыночное пространство. А это ведет к образованию монополий.

2. Конкуренция неразрывна со своей противоположностью – монополией, которая в XX в. стала играть определенную роль в производстве и реализации товаров.

Монополия (по-гречески «монос» - один, «полео» - продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – сила, подрывающая конкуренцию и свободный рынок.

Конкретные различия между свободной конкуренцией и  монополией указаны в табл. 1.

Таблица 1

Свободная конкуренция  и монополия

Показатели состояния рынка

Свободная конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Препятствия для входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет свободного вхождения)

Независимость участников рынка друг от друга

Есть

Нет (имеются различные виды зависимости)

Товаровладелец может устанавливать  рыночную цену

Не может

Может


 

Таблица 1 показывает, что  и свободная конкуренция, и монополия  порождаются определенным состоянием рынка. Поэтому, чтобы понять монополию, важно уяснить свойственные ей взаимоотношения  с участниками рыночного хозяйства. Они прямо противоположны по сравнению со свободной конкуренцией. Тем самым монополия устанавливает свои совершенно новые порядки на рынке. Эти порядки зависят от фор монополий (рис.2)

 

Рис. 2. Виды монополий

 

Издавна известна, прежде всего естественная монополия. Ею обладают собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства ( например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда относится также имущество народнохозяйственного значения: железнодорожный, воздушный и трубопроводный транспорт, линии электричества и т. д.

Особо выделяются легальные (законные) монополии, образованные на правовых основаниях. Такими основаниями служат патенты (свидетельство, выданное правительством страны на право исключительного пользования сделанным изобретением), авторские права, торговые знаки (специальные рисунки, названия, символы, принадлежащие предприятию).

Существуют также искусственная монополия, которая означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта ради получения выгод от своего положения. Такая монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах:

— создает барьеры (препятствия) для  вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает займы для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.);

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"