Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:26, контрольная работа
Конкуренция и ее экономическая роль.
Рыночная монополия: польза или вред?
Конкуренция и монополия: кто кого?
Россия: путь к новому состоянию рынка.
— создает очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень техники и технологии производства;
— применяет более крупный
— теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.
С конца XIX в. развились разнообразные формы искусственных монополий: картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства. Свои изделия они сами реализуют на рынке (договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.) Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию. Здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения. А готовая продукция продается как их общее достояние через созданную для этого контору. В тресте создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Широко развернувшаяся в конце XIX – начале XX столетия монополизация капиталистической экономики явилась, как известно, прямым следствием большого скачка в концентрации (укрупнения) промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Однако производственная концентрация и монополизация не являются постоянно и, безусловно действующими явлениями в экономике.
В последнее время научно-
В ряде стран Запада мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают больше половины новых рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники.
Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов и дает те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен. Что это за выгоды, как они образуются?
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости (или равновесной цены) товара в целях получения монопольного дохода. Такой доход возникает в результате установления господства монополистов на рынке. Проще говоря – это своего рода дань, которой они облагают других предпринимателей и население.
Получить свой повышенный
доход монополии могут, не проводя
никаких улучшений в
Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливая два вида цен. С их помощью образуются способы обогащения за счет остальной части общества.
Так объединения предприятий стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет установить монополь высокую цену, превышающую нормальные доходы. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий.
Такое поведение монополии можно проследить на рис. 3.
Рис. 3. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии.
Предположим, что в какой-то отрасли хозяйства благодаря свободной конкуренции цена равновесия (ЦР) образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (С1-С2) и кривая предложения (П1-П2). При этом равновесный объем продукции составил величину КР. Но затем монополия захватила отрасль. Чтобы создать искусственный дефицит продукции, она сократила продажу продукции на рынке до уровня КМ. Это позволило установить монопольно высокую цену (ЦМ).
Такое поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Подсчитано, что в США по этой причине чистые убытки от нерационального использования ресурсов в 80-е гг. составили 0,5-2% валового национального продукта.
Кроме того, на рынке возникает особое монополистическое объединение – монопсония, которая стремится единственным покупателем определенного продукта. Она искусственно ограничивает на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополии. Это позволяет установить монополь низкую цену, уровень которой не достигает нормальных производственных затрат. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Иначе говоря, он является вычетом из нормального дохода продавцов.
Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у мелких товаропроизводителей и предпринимателей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы). За период с 1977 по 1987 г. в целом уровень цен для 16 основных экспортных товаров африканских стран снизился в 2 раза.
В итоге может показаться, что монополия и конкуренция, совершенно несовместимые друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.
В связи с этим напрашивается следующий вопрос. В чьей власти сейчас на Западе и в развивающихся странах находится рыночное пространство: на нем доминирует (преобладает) конкуренция или монополия?
3. Конкуренция и монополия находятся в весьма сложной взаимосвязи. Уже тот факт, что производство и сбыт какого-то продукта захвачены монополистической группой, получающей от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других предпринимателей получать тот же выигрыш. С другой стороны, само рыночное состязание ведет к монополии. Если какой-то предприниматель стремиться победить всех своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
В современных условиях
крупные хозяйственные
Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране в числе конкурентов встречаются иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого-либо товара в руках единственной фирмы. Поэтому рыночное соперничество внутри отдельных стран и на международной арене не прекратилось.
В развитых и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и др.), имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производившими однородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновений является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями (которые получили название «аутсайдеры»). Последние, естественно, не могут на равных бороться с крупными фирмами за более выгодные условия изготовления и продажи товаров.
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто сбывать свои изделия по столь же выгодным ценам. А в итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и аутсайдерами ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Внутриотраслевое
Между крупными хозяйственными объединениями ведется также межотраслевая конкуренция за более доходное применение капитала. В результате этого соперничества капитал переходит из менее доходных видов производства в более прибыльные. С одной стороны, монополии – «старожилы», давно утвердившиеся в какой-то отрасли, препятствуют, как могут, нашествию иного капитала в их отрасль, поскольку это грозит подорвать выгодные для них цены. С другой стороны, научно-техническая революция вызывает технологический переворот в каждом виде производства и порождает новые его виды. Это ускоряет межотраслевой перелив капитала.
Конкуренция между монополиями порождает особенно обостренные формы противоборства. Так, крупные хозяйственные объединения могут лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов, а также планомерно сбивать цены до тех пор, пока соперник не разориться. В итоге вновь устанавливаются выгодные монополиям цены. Нередко применяются и недозволенные приемы «нечестной конкуренции» (вплоть до применения физической расправы с конкурентами с помощью гангстеров). Все больше используются внерыночные формы борьбы: переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за правительственные заказы, промышленный шпионаж (выведение секретов предприятия) и многое другое.
Стремление крупных капиталистических объединений полностью захватить рынки встретило недовольство мелких и средних предпринимателей, широких слоев населения. Это потребовало вмешательства государства. В США, а затем в других странах было введено антимонопольное законодательство, которое поставило определенные преграды монополистическому захвату рынков.
Так, в США первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был Акт Шермана, изданный в 1890 г. Он поставил вне закона тресты и другие объединения предпринимателей (если они ограничивали торговлю между штатами и другими государствами), запрещал такую «монополизацию». Акт Клейтона (1914) запретил «нечестную торговую практику»: договоры на продажу товара с принудительным ассортиментом, дискриминацию в ценах, слияние фирм, если они вели к «существенному ослабеванию конкуренции». На образование в 1914 г. федеральную торговую комиссию была возложена задача запрещать «нечестные методы конкуренции» и слияния предприятий, ведущие к уничтожению соперников.
Особенно во второй половине XX в. конкуренция и монополия стали подвергаться регулированию со стороны государства. Это регулирование идет по следующим основным направлениям:
— ограничивается монополизация рынка (устанавливается предел обладания рыночной долей);
— запрещается слияние конкурирующих фирм;
— воспрещается устанавливать монопольные цены (не допускаются любые виды сговора предприятий в отношении уровня цен);
— сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах (вводятся «правила» рыночного соперничества).
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой остались лишь небольшие островки свободной конкуренции (при которой никто из соперников не в состоянии влиять на рыночную цену). Эта конкуренция имеет место, например, на рынке сельскохозяйственной продукции и на рынке ценных бумаг.
Неразрывная связь противоположных видов взаимодействия участников рынка привела в нынешних условиях к формам непосредственного сочетания конкуренции и монополии. Такими формами являются: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия (таб. 2).
Таблица 2.
Формы сочетания конкуренции и монополии
Показатели состояния рынка |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов |
Много |
Мало |
Барьеры входа на рынок |
Нет |
Обычно есть |
Дифференциация продукта |
Есть |
Возможна |
Участие предприятия в контроле над ценами |
Цена индивидуализированного блага контролируется |
Нелегальный контроль |
В монополистической конкуренции, с одной стороны, образуется легальная монополия, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищает от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение целого на части) изделий – придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). С другой стороны, на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны), имеется множество конкурентов, которые тоже дифференцируют свои продукты. В этом случае изготавливается множество видов фирменных товаров, а покупатель получает возможность выбора из огромного числа одноименных товаров, различающихся типом, стилем, качеством, внешней отделкой.