Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Конкуренция и ее экономическая роль.
Рыночная монополия: польза или вред?
Конкуренция и монополия: кто кого?
Россия: путь к новому состоянию рынка.

Файлы: 1 файл

контрольная микроэкономика.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Известно, например, что  телевизоры различаются по фирменным  названиям «Сони», «Панасоник» и  др., пылесосы – по разным торговым знакам.

Иначе конкуренция и  монополия сочетаются в олигополии. Олигополия (по-гречески «олигос» - немногий, «полео» - продаю) – господство немногих хозяйственных объединений (обычно четырех) в производстве и на рынке. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крейслер» - производят свыше 90% всей продукции.

Олигополии нередко  различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают выгодные им цены. В ход пускаются новые способы за покупательский спрос – неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий. Возросли общественная роль и значимость торговой рекламы. Реклама призвана навязать потребителю определенную марку изделия, создать у него устойчивое предпочтение и привязанность к определенной товарной разновидности.

Подводя итоги можно  сказать, что в высокоразвитых странах  нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни единственной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Именно в этом отношении совершенно иным в последние десятилетия было положение экономики в нашей стране.

3. В Советском Союзе в 30-е гг. рынок, как говориться, вырубили «до основания», а конкуренцию заменили товарищеским социалистическим соревнованием. А затем установилось господство государственной монополии, носившей всеохватывающий характер. Об отличии этой монополии от конкурентного рынка можно судить по табл. 3.

 

Таблица 3.

 

Основные признаки государственной  монополии и конкурентного рынка

Государственная монополия

Конкурентный рынок

Плановое распределение государством основных факторов производства и финансовых средств

Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе

Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи

Свободное предпринимательство с  установлением горизонтальных экономических  связей

Централизованное установление утвержденных цен

Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов

Нормированное сверху распределение  продуктов

Свободный выбор покупателями всех товаров

Монополия государства во внешней  торговле

Свобода внешнеэкономической деятельности

Всеохватывающая монополия государства  на рынке

Конкуренция всех товаровладельцев и покупателей


 

Естественно, что для  перехода от государственной монополии  к конкурентному рынку требуется, как показывает опыт многих стран, от 2 до 5 – 7 лет. Особенно этот период продолжителен  в стране, где идет непрерывное падение производства, не развиты производство высококачественных предметов потребления и сфера услуг, слабы традиции экономической демократии. Последние обстоятельства относятся к нашей стране.

 

 

 

Вывод

Конкуренция – это  столкновение интересов, возникающее там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы.

Степень конкуренции  различна на разных рынках и зависит  от количества продавцов и покупателей; достоверности и доступности информации; возможности легкого доступа на рынок для других фирм; степени однородности товара.

В случае монополии (при  наличии единственного продавца) цена, как правило, выше, чем при  конкуренции, а производство продукции – меньше. Но монополист не может бесконечно повышать цену, его ограничивает эластичность спроса. Монополии невыгодны потребителям, и государство обычно препятствует их возникновению.

Во многих отраслях существует ситуация олигополии – наличия на рынке небольшого числа очень крупных продавцов, которые не ведут друг с другом разрушительную ценовую конкуренцию, предпочитая конкуренцию качества, сервиса и рекламы.

В других отраслях, где  продукция очень разнообразна и  защищена патентами и торговыми  марками, складывается ситуация монополистической конкуренции, когда монополия отдельных фирм на данные продукты сочетается с конкуренцией между этими продуктами и, соответственно, фирмами, их выпускающими.

 

 

10.10.06




Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"