Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:26, контрольная работа
Конкуренция и ее экономическая роль.
Рыночная монополия: польза или вред?
Конкуренция и монополия: кто кого?
Россия: путь к новому состоянию рынка.
Известно, например, что телевизоры различаются по фирменным названиям «Сони», «Панасоник» и др., пылесосы – по разным торговым знакам.
Иначе конкуренция и монополия сочетаются в олигополии. Олигополия (по-гречески «олигос» - немногий, «полео» - продаю) – господство немногих хозяйственных объединений (обычно четырех) в производстве и на рынке. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крейслер» - производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают выгодные им цены. В ход пускаются новые способы за покупательский спрос – неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий. Возросли общественная роль и значимость торговой рекламы. Реклама призвана навязать потребителю определенную марку изделия, создать у него устойчивое предпочтение и привязанность к определенной товарной разновидности.
Подводя итоги можно сказать, что в высокоразвитых странах нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни единственной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Именно в этом отношении совершенно иным в последние десятилетия было положение экономики в нашей стране.
3. В Советском Союзе в 30-е гг. рынок, как говориться, вырубили «до основания», а конкуренцию заменили товарищеским социалистическим соревнованием. А затем установилось господство государственной монополии, носившей всеохватывающий характер. Об отличии этой монополии от конкурентного рынка можно судить по табл. 3.
Таблица 3.
Основные признаки государственной
монополии и конкурентного
Государственная монополия |
Конкурентный рынок |
Плановое распределение государством основных факторов производства и финансовых средств |
Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе |
Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи |
Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей |
Централизованное установление утвержденных цен |
Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов |
Нормированное сверху распределение продуктов |
Свободный выбор покупателями всех товаров |
Монополия государства во внешней торговле |
Свобода внешнеэкономической деятельности |
Всеохватывающая монополия государства на рынке |
Конкуренция всех товаровладельцев и покупателей |
Естественно, что для
перехода от государственной монополии
к конкурентному рынку
Вывод
Конкуренция – это столкновение интересов, возникающее там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы.
Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от количества продавцов и покупателей; достоверности и доступности информации; возможности легкого доступа на рынок для других фирм; степени однородности товара.
В случае монополии (при
наличии единственного
Во многих отраслях существует ситуация олигополии – наличия на рынке небольшого числа очень крупных продавцов, которые не ведут друг с другом разрушительную ценовую конкуренцию, предпочитая конкуренцию качества, сервиса и рекламы.
В других отраслях, где продукция очень разнообразна и защищена патентами и торговыми марками, складывается ситуация монополистической конкуренции, когда монополия отдельных фирм на данные продукты сочетается с конкуренцией между этими продуктами и, соответственно, фирмами, их выпускающими.
10.10.06