Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является
понятие конкуренции . Конкуренция - это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по
поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это
конкуренция между производителями.
прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам
клиентов.
Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в таком и подобных
случаях от конкуренции.
Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские
права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или
технологии исключительное право контроля за их производством в течение
определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей
изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата,
неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений
исключительные
права продавать или
знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую,
государство делает незаконным ее использование другими.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может
осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство
прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен,
или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство
для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует
качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли
естественный монополист частной или государственной структурой.
Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма —
двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут
экономисты, и, судя по всему, еще не близко до его окончательного
разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш
взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос
находится определение политики государства по отношению к росту
предприятий, их слиянию.
Рост экономических структур может осуществляться в следующих
направлениях:
1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства
предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет
в случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий.
2. Вертикальный рост. Это расширение объемов производства предприятия
за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальную форму слияния
приобретает, например, объединение сталелитейного и машиностроительного
предприятий.
3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов
производства предприятия за счет проникновения в технологически не
связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное
предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк
покупает универмаг или транспортную компанию.
Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста
предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно
осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные,
могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два
молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет
на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и покупателей. Государство
должно препятствовать таким действиям.
Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при
слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица,
которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее
его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих
владельцев, они являются предметом купли-продажи. Так, если крупный пакет
акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному
предприятию,
то это может существенно
Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и
покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния
на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до
аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть
прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие
обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери,
вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы
выигрышем в других вопросах (например, повышением производительности,
сохранением рабочих мест, улучшением качества).
Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния
рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов
экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии,
на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.
В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-
Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок
предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля
крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара
на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %,
четырех крупнейших — не более 64 %.
Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно
признается распространение необъективной информации о характере и свойствах
товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению,
использование без разрешения товарного знака, самовольное использование или
разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия. Они
должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно
обеспечить использование только законных и честных методов ведения
конкурентной
борьбы.
7.
Значение конкуренции
в жизни страны.
Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения
конкуренции в жизни страны.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников
экономических
отношений — продавцов и
поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать
определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то
необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца —
добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях
предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на
контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов,
репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие,
отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра,
отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят
многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном
положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом
воздействия одной стороны обмена на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых
для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное
ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно
утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей
рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно
выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как
саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как
частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его
соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку
выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка
неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов
вынуждена покинуть "поле экономической игры".
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в
совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций,
снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом
обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с
предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности.
Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная
плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей.
Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему
больший денежный доход.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т.
е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать
издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее