Конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является
понятие конкуренции . Конкуренция - это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по
поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это
конкуренция между производителями.

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике.docx

— 59.86 Кб (Скачать)

реализации. С другой стороны, в обмене принимают  участие две стороны,  любая

из которых  ставит свой  интерес  выше  интереса  партнера.  В  результате  и

продавец, и покупатель при заключении соглашения  должны  идти  на  взаимный

компромисс  при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый  из

них понесет  убытки.

    Непременным условием конкуренции есть независимость  субъектов рыночного

отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость

проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о

производстве  или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора

рыночных  партнеров. В процессе конкуренции  хозяйствующие субъекты как бы

взаимно контролируют друг друга. Конкуренция  также есть важным инструментом

регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Функции конкуренции. 

    Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе,

предприниматель должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель

(суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы  производства под влиянием цены

направляются  в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и

риск одновременно:

    -предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или

производят ее с меньшими производственными затратами, получают

вознаграждение  в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует

технический прогресс;

    -предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения

правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают наказание в виде

убытков или  вытесняются с рынка (негативные санкции).

    Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более

высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий

и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным  вкладом. Это отвечает

господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по

результатам.

    Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую

силу  каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то

же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди

нескольких  продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

    Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы

конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной

интенсивности конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции

предполагает, что:

    - технический  прогресс в отношении изделий  и процессов быстро внедряется

(инновация  под давлением  конкуренции);

    - предприятия  гибко адаптируются к меняющимся  условиям (например,

склонности  потребителей), (адаптация под давлением  конкуренции).

    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро

преимущества  в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения

инноваций конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько

быстро  конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько

динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом оптимальной  интенсивной

конкуренции благоприятные условия для нормального  функционирования

соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с

"умеренной"  индивидуализацией продукции. "Узкая"  олигополия с сильной

индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники

конкурентной  борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска,

связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах

или имитации товарных знаков. Поэтому государство  должно издавать

нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и

гарантируют:

    - качество  конкуренции;

    - само  существование конкуренции;

    - цены  и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

    - предлагаемая  услуга должна быть соразмерной  по цене и другим

           договорным условиям;

         - защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают

           покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также

           судить о некоторых их качествах;

        - ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные

          промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики. 
 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные  модели  рынка 

    В зависимости  от соотношения между количеством  производителей и

количеством потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

    1.   Чистая конкуренция являет собой  ситуацию когда на рынке присутствует

большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного

товара  и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или

свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три

других  типа — объединять названием несовершенная  конкуренция. Последний

термин  принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика

несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято  считать

создательницей  теории несовершенной конкуренции.

    2.   Огромное число обособленных  потребителей и малое количество

производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю

общего  спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так

называемую, несовершенную конкуренцию.

    3.   Предельным случаем  является  монополия. В этом случае массе

потребителей  противостоит единственный  производитель, способный

удовлетворить общий спрос  всех потребителей. Когда рынок  представлен

относительно  большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную

(разнородную)  продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции .

    4.   Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке

присутствует  только один производитель товара и  множество потребителей.

   Рассмотрим подробнее основные  из вышеперечисленных рыночных  структур. 

4.1 Свободная (чистая) конкуренция.

 

    Чистая  конкуренция  представляет  собой  рыночную   ситуацию,   когда

многочисленные,  независимо  действующие  производители  продают  идентичную (стандартизированную)  продукцию,  и ни  один  из  них   не   в   состоянии

контролировать  рыночную цену.

    Таким  идентичным,  или  стандартизированным,  товаром   может   быть,

например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это  означает,  что  все

продавцы  таких товаров предлагают практически  одинаковый продукт; разница  в

потребительских  свойствах  отсутствует.   Поэтому   покупателю   не   стоит

утруждать себя выяснением отличий в  качестве,  свойствах  —  их  фактически

нет. А  для продавца становится  практически  бессмысленным  вести  неценовую

конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии  повлиять  на  цену

товара, складывающуюся  на  рынке.  Это  связано  с  тем,  что  доля  любого

продавца  в   общем   объеме   предлагаемой   на   рынке   продукции   очень

незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

    Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

    а) многочисленность участников обмена — продавцов и  покупателей;

    б)  тождественная,  стандартизированная  продукция.  Этому  требованию

могут отвечать только простые товары, примеры  которых ранее были названы;

    в) свободный  доступ к рынкам новых продавцов  и возможность  такого  же

свободного  выхода с них. Если посмотреть на эту  проблему несколько шире,  то

можно отметить, что препятствиями для  входа новых субъектов в любую  отрасль

могут  быть:   технологические,   ресурсные,   финансовые,   законодательные

ограничения.  Например,  сложность  технологии  и   необходимость   большого

стартового  капитала характерны  для  многих  производств  в  машиностроении,

металлургии,   нефтепереработке,   что   резко   сужает   число    возможных

претендентов  на появление в этих отраслях. В  то же время  большинство  сфер,

например  сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных  условий

входа для новых производителей;

    г) наличие  полной информации у участников  обмена.  Покупатели  должны

иметь  сведения  об  имеющихся  продавцах,   их   ценах,   других   условиях

Информация о работе Конкуренция