Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:59, курсовая работа
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является
понятие конкуренции . Конкуренция - это центр тяжести всей
системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по
поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это
конкуренция между производителями.
реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая
из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и
продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный
компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из
них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного
отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость
проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о
производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора
рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы
взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом
регулирования
пропорций общественного
3. Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе,
предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель
(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены
направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и
риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс;
-предприятия,
которые не реагируют на
правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде
убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более
высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий
и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает
господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по
результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то
же время
конкуренция предоставляет
нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы
конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной
интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции
предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется
(инновация под давлением конкуренции);
- предприятия
гибко адаптируются к
склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб
интенсивности конкуренции
преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения
инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько
быстро
конкуренты реагируют на рывок вперед
предприятия-пионера и
динамичен спрос.
В соответствии
с руководящим принципом
конкуренции
благоприятные условия для
соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с
"умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной
индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники
конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска,
связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах
или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать
нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и
гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены
и качество изделий должны
быть в центре внимания
- предлагаемая
услуга должна быть
договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают
покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также
судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные
промышленные образцы, а также образцы
промышленной эстетики.
4.
Основные модели
рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и
количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1.
Чистая конкуренция являет
большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного
товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или
свободную,
конкуренцию принято еще
других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний
термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика
несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать
создательницей теории несовершенной конкуренции.
2.
Огромное число обособленных
потребителей и малое
производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю
общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так
называемую, несовершенную конкуренцию.
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе
потребителей противостоит единственный производитель, способный
удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен
относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную
(разнородную)
продукцию, то говорят о
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке
присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Рассмотрим подробнее основные
из вышеперечисленных рыночных
структур.
4.1 Свободная (чистая) конкуренция.
Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда
многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии
контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть,
например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все
продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в
потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит
утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически
нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую
конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену
товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого
продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень
незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;
б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию
могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;
в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же
свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то
можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль
могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные
ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого
стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении,
металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных
претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер,
например
сельскохозяйственного
входа для новых производителей;
г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны
иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях