Коммерческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Финансы – это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.
Финансовая система Российской Федерации включает:
государственные финансы (федеральный бюджет, фонд государственного социального страхования и другие внебюджетные фонды – пенсионный, занятости населения, страховой медицины, социального страхования и др.);
региональные финансы (бюджеты и внебюджетные фонды различных административно-территориальных образований);
финансы предпринимательских организаций.

Оглавление

1. Организация финансовой деятельности предприятия……………………………………..…....3 стр
1.1 Финансы предприятия ………………………………………………………………………....3 стр
1.2 Управление финансами на предприятии ……………………………………………………..6 стр
1.3 Понятие финансовой устойчивости. Анализ финансовой деятельности предприятия……10 стр
2. Затраты предприятия ……………………………………………………………………………..13 стр
2.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация …………………………...13 стр
2.2 Контроль и анализ затрат………………………………………………………………………22 стр
2.3 Организация учета затрат и формирование себестоимости на малых предприятиях ……..31 стр
2.4 Система управления затратами в предпринимательской деятельности…………………….35 стр
2 часть. Решение задачи по теме "Оценка предпринимательского риска"……………………...40 стр

Файлы: 1 файл

Ком.деятельность.docx

— 647.90 Кб (Скачать)

Однако группировка  затрат по экономическим элементам  не показывает цели и назначение производственных затрат, их связь с результатами производства.

Группировки затрат по калькуляционным статьям  связаны с организационно-техническими особенностями производства, определяют организацию аналитического учета  затрат в организации и предназначены  для калькуляции себестоимости  по отдельным изделиям, группам изделий  и всей товарной продукции. В условиях централизованного планирования народного  хозяйства существовал типовой  перечень (номенклатура) калькуляционных  статей, который дифференцировался  по отраслям и был обязан для применения. В строительстве использовалась достаточно подробная номенклатура, включающая 15 статей.

Единообразие  этих группировок по различным отраслям соответствовало требованию обеспечить сводимость плановых и отчетных данных о себестоимости по отрасли. В  настоящее время группировки  затрат по калькуляционным статьям  сохраняют свое значение во внутрипроизводственном управлении, организации контроля затрат на всех стадиях производства и на всех уровнях управления им. Общая  схема затрат на предприятии представлена на рис. 2.2.

Если предприятие  в течение года не может выпускать  продукцию или предоставлять  услуги, то производственные затраты  можно считать убытком отчетного  года, а их величина теоретически считается  минимальным риском.

Эти группы затрат могут быть в каждой предприятия. Их подразделяют в зависимости от того, какие можно отнести к  той или иной группе. Например, у  организаций-изготовителей с высокой  степенью автоматизации в общей  сумме затрат преобладают затраты  на организацию производства, а малые  предприятия по обработке давальческого  сырья с быстро изменяемой мощностью  и большой долей материалов в  основном имеют чисто производственные прямые затраты.

В практике отечественного учета затраты на подготовку, организацию, обслуживание и управление производством  получили название накладных расходов. К ним относятся все затраты  предприятия, кроме прямой заработной платы и прямых материальных затрат. Накладные расходы подразделяются на две группы: общепроизводственные  и общехозяйственные (рис. 2.3).

Общепроизводственные расходы - это расходы на организацию, обслуживание и управление производством. Они возникают в производственных подразделениях - участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. В состав производственных накладных расходов входят затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, а также цеховые расходы на управление и содержание зданий, сооружений производственного назначения и др.

На малых  предприятиях планирование и учет общепроизводственных расходов, как правило, не разделяются  на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховые расходы. Например, учет общепроизводственных накладных (на практике их часто называют цеховыми) расходов на малом предприятии ЗАО «Стройресурс» ведется по статьям: зарплата администрации цеха; пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд медицинского страхования; фонд занятости; материалы прочие; техобслуживание и ремонт оборудования; электроэнергия; вода; газ; тепло; связь; прочие услуги; аренда помещений; содержание помещений; необязательное страхование; амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП); здания и сооружения; цеховые машины  и оборудование; инструмент и хозяйственный инвентарь; вычислительная техника; мебель; прочие основные средства.

Рис. 2.2. Схема затрат в организации

Рис. 2.3. Классификация затрат на подготовку производства (накладных расходов)

Таким образом, общепроизводственные накладные расходы состоят из комплексных статей и возникают в большей степени в производственных подразделениях, планируются и учитываются по местам их возникновения, контролируются бюджетно-сметным методом, распределяются косвенным путем между видами продукции и между готовой продукцией и незавершенным производством.  

Общехозяйственные (непроизводственные) расходы - это расходы, связанные с функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы возникают в рамках всей предприятия.

Согласно действующей  номенклатуре в общехозяйственных  расходах выделяют затраты на осуществление  функций подготовки производства, организационных функций и непосредственно функций управления. Размер и структура затрат зависят от размера предприятия, его отраслевой принадлежности и уровня технического оснащения.

Размеры предприятия  и решения руководства влияют не только на организацию системы  управления затратами, но и на классификацию  видов затрат.

Международные стандарты по производственному  учету и практика его организации  в странах с развитой рыночной экономикой предусматривают разные  классификации затрат в зависимости от их целевой установки.

Если исходить из посылки, что в системе управления затратами в организации на первом месте стоит причинно-следственная связь, то и виды затрат организации  должны группироваться таким образом, чтобы четко была видна зависимость  величины расходов от принятия определенных решений и тем самым создавалась  возможность принимать правильные решения по управлению затратами. Классификация  затрат, удовлетворяющая этим целям, является основным принципом организации  системы управления затратами.

В теории отечественного учета затрат существует хорошо разработанная  система нормативного учета, во многом схожая с западной системой "стандарт - кост". Система нормативного учета включает методы разработки и установления норм расхода производственных ресурсов, расчет нормативной себестоимости продукции, систематический учет изменений нормативов и оперативный учет документальных отклонений от нормативов с указанием их причин и виновников. Тем самым создается возможность для текущего контроля за производственными затратами и эффективного управления производством, что позволяет считать нормативный метод учета наиболее универсальным и прогрессивным. Поэтому важнейшие его элементы следует применять в предпринимательских организациях независимо от используемого метода учета затрат на производство и варианта его построения (система учета полных затрат или сокращенная производственная себестоимость). Особую актуальность решение этой задачи приобретает в условиях переходной экономики с ее неадекватными условиями ценообразования и необходимостью изыскания резервов снижения себестоимости продукции в целях поддержания определенного уровня рентабельности организации и ее конкурентоспособности.

Нормативный учет затрат, как правило, применяется  в сочетании с другими методами учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции (попроцессным, позаказным, попередельным и т.д.), поэтому более правильно говорить о нормативном варианте учета  как составной и неотъемлемой части организации учета при  любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости  продукции.

Важно отметить, что нормативный  метод не упрощает учет и не сокращает  объем учетной информации, а наоборот, ведет к его усложнению, поскольку  возникает потребность в дополнительном и обособленном учете и оперативном выявлении отклонений от установленных нормативов и их анализе.

Словари определяют термин норматив как показатель норм, в соответствии в которыми производится какая-либо работа, устанавливается что-либо. Это определенный уровень соответствия требуемому или возможному. Норматив устанавливается на основе заранее определенных затрат рабочего времени, материалов и машинного времени, которые потребляются при производстве единицы продукции – т.е. нормируются все элементы затрат. Нормативные затраты по каждому элементу складываются для определения единого норматива на выпуск единицы продукции, работы или услуги.

Исходя из этого, нормативные затраты отражают заранее определяемые затраты для достижения целей в условиях эффективного производства. Эта категория отличается от сметных затрат: смета относится ко всей деятельности, нормативы представляют собой затраты на единицу продукции, работы или услуги. Поэтому норматив отражает ожидания, связанные с производством единицы продукции, работы или услуги, а смета - с общим объемом производства.

Система нормативного определения затрат больше всего  подходит организации, деятельность которой  состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Поэтому ее использование уместно в промышленных предприятиях, так как операции здесь часто имеют циклический характер, в автотранспортных предприятиях, в малых предприятиях, оказывающих услуги техникой, и др.

Контроль затрат наиболее эффективен в момент их возникновения. Поэтому следует устанавливать  нормативы трудовых затрат и расхода  материалов на единицу продукции, а  не определять общие нормативные  затраты на весь объем производства.

Нормативные затраты на производство продукции  рассчитываются путем суммирования нормативных затрат на все операции, необходимые для производства определенного  продукта.

В табл. 2.1 приведен расчет нормативных затрат на выпуск продукции и по центрам ответственности. Из таблицы видно, что нормативные затраты на изготовление, например, панели наружных стен составляют 2450 р., и участие в ее изготовления принимают четыре центра ответственности: арматурный, бетонный, столярный и отделочный цеха. Соответственно каждый центр отвечает за определенную операцию. С точки зрения контроля за себестоимостью нет смысла сравнивать фактические затраты в 2450 р., так как четыре разных центра несут ответственность за отклонение. Эффективный контроль предполагает передачу информации о нормативных и фактических затратах менеджеру, который отвечает за операцию.

Следовательно, если фактические затраты центра ответственности, сформированного  на базе арматурного цеха, будут  превышать нормативные затраты  в 3000 р. на расходование шести видов  продукции, тогда менеджер этого  центра ответственности будет отвечать за всю сумму допущенных отклонений.

Нормативы могут  устанавливаться на основе данных прошлых  лет (по факту) на базе технических норм и инженерных расчетов. Правда, существует опасность, что эти нормативы  будут отражать прошлую неэффективность  производства. Нормативные производственные затраты состоят из общих нормативных  затрат операций, необходимых для  производства продукта, плюс нормативные  постоянные накладные расходы продукта. Карточку нормативов затрат следует  завести по каждому материалу  и операции. Типовая карточка нормативов затрат продукта показана в табл. 2.2. Такие карточки хранятся в памяти компьютеров.

За нормативами  следует постоянно наблюдать  и при значительных изменениях в методах выполнения работ или в закупочных ценах нормативы необходимо пересмотреть, чтобы они выражали текущие цели.

Таблица 2.1. Нормативные затраты, анализируемые  по центрам ответственности.

Таблица 2.2. Карточка нормативных затрат

На рис. 2.4 представлена общая схема действия системы нормативного учета затрат, откуда видно, что нормативные затраты на фактически выпущенный объем продукции за определенный период рассматриваются по каждому центру ответственности отдельно. Фактические затраты за тот же период также записываются на счет центра ответственности. Путем сравнения нормативных и фактических затрат выявляются отклонения. К примеру, если фактические затраты на материалы, расходуемые арматурным цехом за период, составляют 3800 р., а нормативные – 3000 р., то отклонение составит 800руб.

Рис.2.4. Схема действия системы нормативного учета затрат

 

 

2.2. Контроль и анализ затрат

Эффективный контроль возможен только при сравнении общих фактических затрат с нормативными за определенный период по каждому центру ответственности. Однако установить, на каком этапе производства были допущены отклонения затруднительно. Поэтому, более точным будет учет затрат и анализ отклонений по каждой операции.

Можно поспорить  о том, есть ли смысл сравнивать фактические  затраты с нормативными. Однако, если человек заранее знает, что  результат его работы будет сравниваться с нормативными показателями, он будет  работать лучше, чем когда он уверен, что его работа не будет оцениваться  вовсе. Даже если менеджер не может  повлиять на результаты работы после  окончания операции, он по крайней  мере сообразит, как поправить положение  и добиться лучших результатов в  будущем.

В производственной практике наличие  отклонений неизбежно, поэтому возникает необходимость выявить и соответствующим образом учесть не только сами отклонения и их влияние на себестоимость продукции, работ или услуг, но и причины их появления.

Напомним основные слагаемые принципа управления по отклонениям:

  • предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих нормативов по основным статьям затрат производства;
  • учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;
  • учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;
  • учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.

Нормативный учет затрат дает возможность детально проанализировать отклонения (рис. 2.5). К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, рабочая сила, накладные расходы), а затем каждый элемент проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на них. 

Информация о работе Коммерческая деятельность