Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 11:48, статья
С 1-го июля 2011 года должна начаться полноценная работа Таможенного Союза. С 1-го июля 2010 года, когда стал действовать единый таможенный кодекс союза, примерно на 50% наименований товаров таможенные тарифы Казахстаном были повышены, на 5% снижены и на 45% остались прежними. По ряду товаров для Астаны имеются отсрочки на срок в 3-5 лет (вагоны, фармацевтическое сырье).
Казахстан на пороге вступления в таможенный союз.
С 1-го июля 2011 года должна начаться полноценная работа Таможенного Союза. С 1-го июля 2010 года, когда стал действовать единый таможенный кодекс союза, примерно на 50% наименований товаров таможенные тарифы Казахстаном были повышены, на 5% снижены и на 45% остались прежними. По ряду товаров для Астаны имеются отсрочки на срок в 3-5 лет (вагоны, фармацевтическое сырье). На мясо птицы, например, единая квота и тариф в рамках Таможенного союза (в пределах квоты тариф низкий, сверх нее – высокий). Существует еще и такое понятие как“целевой импорт”, когда оборудование и сырье идут по льготным тарифам, хотя имеются их местные аналоги, но не удовлетворяющие характеристикам, требуемым для реализации того или иного важного для государства проекта.[1]
Какие преимущества имеет приоритетное осуществление государственного союза России и Казахстана, проекты которого выдвигались неоднократно, в том числе и на уровне политических элит обеих стран? Он гораздо убедительнее, чем Союз России и Белоруссии, предстает как объединение равноправных субъектов. Казахстан входит в десятку крупнейших государств мира по занимаемой территории. По площади он меньше России "всего" в шесть раз (Белоруссия — в 82 раза), а по населению — в восемь раз (Белоруссия — в 14 раз). Асимметрия, которая с самого начала просматривается в соединении России и Белоруссии, в союзе России и Казахстана была бы не столь резкой.
Геополитические контуры объединения России и Казахстана предоставляют существенные выгоды обеим странам. Ликвидируется протяжённая, извилистая, неудобная граница между ними. Территория приобретает компактные и выгодные очертания. Внешняя граница проходит либо по естественным рубежам (с Китаем и Киргизией), либо ровной линией по пустыне (с Узбекистаном и Туркменией). Главное — Союз России и Казахстана приобретает незыблемое господствующее положение в самом центре евразийского материка. Это было бы подлинное государственное оформление Heartland’a Евразии.
Такой союз обладал бы и соответственной экономической мощью, превышающей возможности Союза России с одной только Белоруссией. На сегодняшний день Казахстан занимает 12-е место в мире по величине разведанных запасов нефти и 15-е место — по запасам газа, обладая двумя процентами общемировых резервуаров "чёрного золота". Может показаться, что это цифра не очень велика, однако ею нельзя пренебрегать. Ни в Украине, ни в Белоруссии ничего подобного нет. Совместное использование основной массы нефти и газа, залегающих в умеренной зоне Евразии — это привлекательная задача для всех субъектов постсоветского пространства. Однако эффективно решить её могут только Россия с Казахстаном.
Россия и Казахстан сильно связаны общими энергетическим и транспортными коммуникациями — в гораздо большей степени, нежели другие бывшие республики прежнего СССР. Достаточно сказать, что железные дороги 20 раз пересекают российско-казахстанскую границу, тогда как границу с Белоруссией — только 7 раз, границу с Украиной — 15 раз. Из России в Казахстан ведут 8 магистральных железнодорожных линий, в то время как в Белоруссию — 3, в Украину — 5.Россия и Казахстан естественным образом представляют собой единое экономическое пространство.[2]
Только за 7 месяцев текущего года товарооборот между двумя странами составил почти 12 миллиардов долларов. Это на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основную лепту в достижение таких показателей вносит приграничное сотрудничество. Одна Актюбинская область дает более 10% от общего объема казахстанско-российской торговли. И, судя по тому, что мы видели на выставке, это сотрудничество имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Важно отметить, что рост товарооборота, а значит и укрепление наших торгово-экономических связей, происходят на фоне глобальных кризисов. В то время как многие страны испытывают экономические трудности, порождаемые ростом цен на продовольственные ресурсы и кризисом на ипотечном рынке, наши страны демонстрируют стабильность. Наше совместное сотрудничество приобретает еще большую актуальность, обеспечивая защиту от негативного влияния внешних факторов. Говоря об углублении торгово-экономических связей между нашими странами, необходимо отметить приоритетность развития сотрудничества в сфере высоких технологий.
Опыт региональной интеграции между странами с развивающейся промышленностью и оценки экспертов объективно ставят казахстанскую индустрию в целом в менее выгодное положение по сравнению с более промышленно развитыми Россией и Белоруссией. Те компании, которые смогут использовать выгоду от расширения экспортных возможностей, станут главными получателями выгод интеграции. Те же предприятия, которые еще не освоили даже казахстанский рынок, в лучшем случае будут вынуждены переносить производственные мощности в другие страны-участницы таможенного союза или перепрофилироваться. Главная выгода, которую Казахстан получит от интеграции, похоже, будет относиться к перспективам вне региона. Прежде всего в конкуренции в таможенном союзе выживут только самые передовые казахстанские предприятия. Такие производители будут готовы к членству в ВТО и работе на равных с зарубежными предприятиями. От этого, безусловно, выиграют казахстанские потребители. Товары на местном рынке станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее. Только завершению индустриализации Казахстана это не поможет. Так, статистика по присвоению международных сертификатов качества ISO 9001:2000 показывает, что в России и в Белоруссии такая практика в разы более распространена среди компаний, чем в Казахстане. То есть казахстанские предприятия менее соответствуют передовым стандартам качества, чем компании других стран-участниц таможенного союза. В этих условиях, казахстанскому бизнесу остается полагаться на помощь правительства, которое должно разработать методы поддержки отечественных предприятий в условиях свободного импорта. И, если к моменту членства в ВТО такие механизмы будут не только разработаны (в частности, правительство уже рассматривает возможности финансовой и инфраструктурной поддержки), но и "отшлифованы" на практике, то общий эффект таможенного союза действительно будет скорее положительным, несмотря на объективные трудности, с которыми столкнется еще не полностью сформировавшийся казахстанский промышленный комплекс.[3]
Для
Казахстана сейчас исключительно важна
задача подъема конкурентоспособности
своих производителей, но ее решение упирается
в ряд объективных проблем. Например, в
износ технологического оборудования
в инфраструктурной сфере, в частности,
в генерирующих мощностях электроэнергетики,
где он, по некоторым оценкам, близок к
невероятной цифре в 90%. А уровень энергоемкости
в ВВП республики - "высочайший". Решить
этот вопрос без больших государственных
инвестиций невозможно. Получается, что
поднять конкурентоспособность нашего
бизнеса можно только через большие усилия
и инвестиции со стороны государства.
Есть и другие проблемы. Данные проблемы
могут быть решены за счет вливания
инвестиции в экономику. Развитие различных
сфер производства благоприятно повлияет
на развитие экономики в общем. Повышение
конкурентно способности казахстанских
производителей является основной задачей
государства перед окончательным вступлением
в Таможенный союз. [4]
Список использованной литературы:
[1]Интеграция Казахстана с Россией через ТС и ЕЭП: за и против
[2] Российско-казахстанский союз — ядро евразийской интеграции
[3] АСТАНА-АКОРДА. 22 сентября. КАЗИНФОРМ
[4]
Аналитик казахстанского Агентства по
исследованию рентабельности инвестиций
Гульнур Рахматуллина
[5] http://vesti.kz
Түйін
Дамитын
өнеркәсiбi бар елдердiң арасындағы
аймақтық кiрiгудi тәжiрибе және сарапшылардың
бағасы салыстырғанда
Summary
Experience
of regional integration among the countries with developing industry
and expert evaluations objectively put Kazakh industry as a whole at
a disadvantage compared to more industrialized Russia and Belarus. Those
companies that can use the benefits of expanding trade opportunities,
will be the main beneficiaries of integration.
Информация о работе Казахстан на пороге вступления в таможенный союз