История создания таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, доклад

Краткое описание

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

Оглавление

1. История создания Таможенного союза
2. Основополагающие документы по формированию Таможенного союза:
• Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
• Договор о Комиссии таможенного союза;
• Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
• Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
3. "Круглый стол" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития", организованный Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств 30 марта 2010 года:
• информация о "круглом столе";
• рекомендации "круглого стола".

Файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза.docx

— 40.16 Кб (Скачать)

 

  1. История создания Таможенного союза
  2. Основополагающие документы по формированию Таможенного союза:
    • Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
    • Договор о Комиссии таможенного союза;
    • Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
  • Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
  1. "Круглый стол"  на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития", организованный Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств 30 марта 2010 года:
  • информация о "круглом  столе";
  • рекомендации "круглого стола".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

История создания Таможенного  союза


Путь к созданию Таможенного  союза на пространстве СНГ был  непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан  и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно  новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был  подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.

В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Последовательность этих стадий экономической интеграции в  рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

  • Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
  • Договор о Комиссии таможенного союза;
  • Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
  • Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной  структуры Таможенного союза. Они  же определяют механизм присоединения  к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в  многосторонних соглашениях Всемирной  торговой организации.

Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

  • Республика Беларусь – 21,5%,
  • Республика Казахстан – 21,5%,
  • Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые главы  государств согласились передать часть  своих полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с  использованием наднационального органа – это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного  союза и принято более 40 международных  договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и  Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует  Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало  подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий  элемент формирования единой  таможенной территории, в пределах  которой обеспечивается свободное  перемещение как товаров, произведенных  в странах Таможенного союза,  так и товаров, происходящих  из третьих стран.

Осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции  стран-участниц Таможенного союза  в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

План действий по формированию ЕЭП предполагает разработку, принятие и введение в действие 20 международных  договоров, которые составляют правовую базу ЕЭП. Все документы разделены  на два пакета. При этом на первом этапе должно быть обеспечено формирование единой таможенной территории, как  ключевого элемента создания единого  товарного рынка, а первый пакет  из 14 соглашений, содержащих единые базовые  правила внутреннего регулирования  экономик, должен быть введен в действие до 1 июля 2011 года.

Завершается формирование ЕЭП  к 1 января 2012 года введением в действие второго пакета из 6 соглашений, определяющих единые правила в конкретных секторах экономики. На этом завершающем этапе  устанавливаются единые принципы валютной политики, включая вопросы введения единой валюты.

http://sngcom.ru/key-issues/customs-union/history.html Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств.

Протокол о внесении изменений  в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года


 

(Душанбе, 6 октября 2007 года)

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Дополнить статью 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (далее  – Договор) абзацами следующего содержания:

«Межгосударственный Совет  является высшим органом таможенного  союза. Решения по вопросам таможенного  союза принимаются членами Межгоссовета от Договаривающихся Сторон, формирующих таможенный союз.

Особенности порядка работы Межгоссовета при выполнении им функций высшего органа таможенного союза определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом».

Статья 2

Изложить статью 8 Договора в следующей редакции:

«Статья 8

Суд Сообщества

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися  Сторонами настоящего Договора и  других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами

 ЕврАзЭС решений.

Суд Сообщества рассматривает  также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися  Сторонами по вопросам реализации решений  органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.

 

После объединения таможенных территорий Договаривающихся Сторон, формирующих таможенный союз, Суд  Сообщества:

1) рассматривает дела о  соответствии актов органов таможенного  союза международным договорам,  формирующим правовую базу таможенного  союза;

2) рассматривает дела об  оспаривании решений, действий (бездействия)  органов таможенного союза;

3) дает толкование международных  договоров, формирующих правовую  базу таможенного союза, актов,  принятых органами таможенного  союза;

4) разрешает споры между  Комиссией таможенного союза  и государствами, входящими в  таможенный союз, а также между  государствами – членами таможенного  союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках таможенного  союза.

К ведению Суда Сообщества могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено  международными договорами в рамках ЕврАзЭС.

Суд Сообщества формируется  из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи  назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного  Совета сроком на шесть лет. В рассмотрении дел, основанных на применении или толковании международных договоров, формирующих  правовую базу таможенного союза, актов  органов таможенного союза, а  также дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов таможенного  союза участвуют судьи, являющиеся представителями Договаривающихся Сторон, формирующих таможенный союз.

Правила производства и рассмотрения дел в Суде Сообщества, статус судей  Суда Сообщества и организация деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом».

Статья 3

Настоящий Протокол временно применяется с даты подписания, подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения депозитарием последней ратификационной грамоты.

Совершено в городе Душанбе 6 октября 2007 г. в одном подлинном  экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр хранится у депозитария Договора, который  направит Договаривающимся Сторонам его  заверенную копию.

 

За Республику Беларусь

  А.Лукашенко

За Республику Казахстан 

Н.Назарбаев

За Кыргызскую Республику

К.Бакиев

За Российскую Федерацию

 В.Путин 

За Республику Таджикистан 

 Э.Рахмон 

За Республику Узбекистан

И.Каримов

 

Договор о Комиссии таможенного  союза


от 6 октября 2007 года

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны учреждают Комиссию таможенного союза (далее – Комиссия) как единый постоянно действующий  регулирующий орган таможенного  союза.

Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

 

Статья 2

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов Сторон;
  • обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов Сторон;
  • экономическая обоснованность принимаемых решений;
  • открытость, гласность и объективность.

Статья 3

Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Договором, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями  высшего органа таможенного союза.

Статья 4

В Комиссию входят по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся  заместителем главы правительства  или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Представители  Сторон работают в Комиссии на постоянной основе.

Состав Комиссии утверждается высшим органом таможенного союза.

Количество членов Комиссии от каждой Стороны и их статус могут  быть изменены после завершения формирования таможенного союза.

Статья 5

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. По просьбе  хотя бы одного представителя Сторон могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном высшим органом таможенного союза.

Правила процедуры Комиссии утверждаются высшим органом таможенного  союза.

Статья 6

Комиссия осуществляет следующие функции:

  • исполняет решения, принятые высшим органом таможенного союза;
  • осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию таможенного союза;
  • разрабатывает при участии правительств Сторон рекомендации для высшего органа таможенного союза по вопросам формирования и функционирования таможенного союза;
  • обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза;
  • оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;
  • осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон;
  • выполняет функции депозитария международных договоров по формированию таможенного союза.

Информация о работе История создания таможенного союза