История создания таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, доклад

Краткое описание

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

Оглавление

1. История создания Таможенного союза
2. Основополагающие документы по формированию Таможенного союза:
• Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
• Договор о Комиссии таможенного союза;
• Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
• Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
3. "Круглый стол" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития", организованный Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств 30 марта 2010 года:
• информация о "круглом столе";
• рекомендации "круглого стола".

Файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза.docx

— 40.16 Кб (Скачать)

Председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества  Независимых Государств А.Ю. Молчанов подчеркнул, что «Таможенный союз является серьезным шагом на пути к реальной экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Это  один из наиболее действенных инструментов повышения конкурентоспособности  экономики наших стран на мировых  рынках. При правильном применении он будет содействовать ускорению  экономического развития и, в конечном счете, поможет существенно повысить благосостояние наших народов».

В заседании «круглого  стола» приняли участие члены  Совета Федерации, Генеральный секретарь  ЕврАзЭС Т.А. Мансуров, Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьев, Чрезвычайные и Полномочные Послы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в России, представители Минэкономразвития России, МИДа России, Федеральной таможенной службы, Росграницы.

Обсуждались вопросы функционирования Таможенного союза, унификации национальных законодательств, создания единой таможенной территории, перспективы дальнейшего  сотрудничества Белоруссии, Казахстана и России. Парламентарии подчеркивали важность своевременной и синхронной ратификации документов, составляющих  договорно-правовую базу Таможенного  союза. К 1 января 2010 г. она в основном сформирована, принято более 40 международных  договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории; институциональную структуру Таможенного  союза; механизмы регулирования  торговли с третьими странами, порядок  взимания косвенных налогов; базовые  нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований.

Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС, подчеркнул значимость формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, и России как события исторического масштаба, а также повышенный интерес к этому процессу со стороны мирового сообщества. В условиях кризиса и глобализации создается общий рынок с количеством населения более 170 миллионов человек.

Первый этап интеграции –  реальный режим свободной торговли эффективно действует в Сообществе. Он функционирует на основе двусторонних договоров о свободной торговле между государствами-членами ЕврАзЭС. Торговля товарами, произведенными на территории государств - членов ЕврАзЭС, осуществляется беспошлинно и без количественных ограничений, взимание косвенных налогов во взаимной торговле осуществляется по принципу страны назначения. Действует единый перечень товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли в отношении государств, не входящих в ЕврАзЭС.

Основные этапы и сроки  формирования единой таможенной территории были освещены заместителем Генерального секретаря ЕврАзЭС - Ответственным секретарем Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьевым. С 1 января 2010 г. введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами. Введены в действие такие инструменты как Единый таможенный тариф, подготовленный на базе унификации национальных таможенных тарифов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств-участников таможенного союза.

Предусматривается отмена согласованных  видов государственного контроля на белорусско-российской границе –  с 1 июля 2010 года; на казахстанско-российской границе – с 1 июля 2011 года. Прозвучали опасения выступающих касательно мероприятий, обеспечивающих устойчивое функционирование единой таможенной территории после  переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу. Признано необходимым усилить взаимодействие контролирующих органов при проведении государственного контроля за ввозимыми  на единую таможенную территорию товарами и транспортными средствами, создать  единую информационную систему таможенных и налоговых органов во взаимосвязи  с информационными ресурсами  органов власти, осуществляющих контрольные  функции на границе.

Продолжается работа над  приведением национального таможенного  законодательства в соответствие с  нормами, заложенными в Таможенном кодексе таможенного союза. Представителями  Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной  таможенной службы прокомментирована  работа федеральных органов власти по согласованию спорных позиций  сторон на экспертном уровне. Подчеркнута  важность унификации торговых режимов  с третьими странами, скорейшего согласования параметров будущего единого торгового  режима и выработки унифицированных  условий присоединения трех стран  таможенного союза к ВТО.

Выступая на заседании  «круглого стола», Директор Института  экономики Российской академии наук Р.С. Гринберг выразил уверенность  в том, что «дан очень хороший  старт к началу конкретной интеграционной группировки, в которую вполне могут  войти не только другие члены ЕврАзЭС, но и другие члены СНГ». «Возможно ставить вопрос и о начальном движении к валютному союзу, - отметил он, - если удастся снизить инфляцию до 3-4 процентов, тогда возникают хорошие возможности для появления региональной валюты».

Закладывается основа для  формирования Единого экономического пространства – следующей стадии интеграционного процесса, направленного  на свободное движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Согласно утвержденному президентами Белоруссии, Казахстана и России Плану действий на 2010-2011 годы по формированию следующего этапа интеграции – Единого экономического пространства в течение двух лет, к 1 января 2012 года, предстоит большая  работа по созданию нормативно-правовой базы ЕЭП.

Участники заседания выработали рекомендации по итогам «круглого стола».

 

Рекомендации "круглого стола" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития"


 

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 марта 2010 года состоялось заседание «круглого  стола» на тему «Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития». В  нем приняли участие парламентарии, представители государственных  органов, научных и деловых кругов государств – участников таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана, международных организаций и  средств массовой информации.

В ходе «круглого стола» были рассмотрены вопросы, касающиеся функционирования таможенного союза, сближения национальных законодательств в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, создания единой таможенной территории.

Участники заседания отмечали, что ключевым моментом в создании таможенного союза стало принятие в октябре 2007 года Межгосударственным советом ЕврАзЭС пакета основополагающих документов по формированию таможенного союза и единой таможенной территории.

 

Согласно достигнутым  договоренностям создание таможенного  союза осуществляется поэтапно. На первом этапе с 1 января 2010 года введены  единые для трех государств меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. С 1 июля 2010 года начинает функционировать единая таможенная территория России и Белоруссии, устанавливается переходный от зоны свободной торговли к таможенному союзу режим торговли с Казахстаном. Вводятся в действие Таможенный кодекс таможенного союза и механизм распределения таможенных пошлин между государствами – участниками таможенного союза.

С 1 июля 2011 года начнется завершающий  этап формирования единой таможенной территории, в пределах которой будет  обеспечено свободное перемещение  товаров, произведенных как в  странах таможенного союза, так  и за их пределами.

Участники «круглого стола» подчеркивали, что осуществление  в полном объеме в согласованные  сроки последовательности шагов  по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции государств – участников таможенного союза. По расчетам ученых Института народнохозяйственного  прогнозирования Российской Академии наук, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством  ВВП, к 2015 году составит 400 млрд. долларов. Государства – участники таможенного  союза за счет интеграционного фактора  смогут получить дополнительно более 15% прироста своего ВВП. Отмечалось, что  дальнейший рост возможен только на пути интеграции, сопровождающейся модернизацией  экономики стран – участников таможенного союза.

В то же время России, в  силу экономического потенциала и геополитических  мотивов, придется нести основную тяжесть  расходов на интеграционные мероприятия  и интеграционную инфраструктуру, на возможные дополнительные преференции  партнерам, а также нести потери в связи с решением фискальных вопросов функционирования таможенного  союза.

Жизнеспособность таможенного  союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий, интенсификацией хозяйственных связей между Белоруссией и Казахстаном при активной роли России.

Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость  решения ряда вопросов.

Не завершено внутригосударственное  согласование  проекта Протокола  о внесении изменений в Договор  о таможенном кодексе таможенного  союза от 27 ноября 2009 года, одобренного  Комиссией таможенного союза 26 февраля 2010 года. С учетом того, что в Таможенном кодексе содержится около 300 отсылочных норм к национальному законодательству, а в проекте Протокола - 150 поправок к Таможенному кодексу, в парламентах  государств – участников таможенного  союза могут возникнуть проблемы с его своевременной ратификацией. Правительство Российской Федерации  не внесло на ратификацию значительное количество других документов, не завершило  проведение внутригосударственных  процедур по соглашениям, не требующим  ратификации.

Участники "круглого стола" особо обращали внимание на недостаток информации и у населения, и у  предпринимателей, и даже в низовых  звеньях госаппарата о преимуществах  Таможенного союза.

С учетом изложенного участники  «круглого стола» рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Совместно с Национальным  собранием Республики Беларусь  и Парламентом Республики Казахстан  осуществить синхронизацию сроков  ратификации Договора о Таможенном  кодексе таможенного союза и  Протокола о внесении изменений  в Договор о Таможенном кодеке  таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

2. Завершить рассмотрение  внесенных Правительством Российской  Федерации на ратификацию соглашений  по косвенным налогам и по  статистике, а также обеспечить  ускоренное рассмотрение документов, которые поступят в ближайшее  время, с учетом сжатых сроков  введения в действие договорно-правовой  базы таможенного союза. Предусмотреть  меры, не допускающие коллизий  между нормативными документами  таможенного союза и федеральным  законодательством.

3. Инициировать образование  в рамках Межпарламентской Ассамблеи  ЕврАзЭС координационной группы по вопросам своевременной и синхронной ратификации документов, необходимых для функционирования таможенного союза и единого экономического пространства, а также приведения национальных законодательств в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках таможенного союза.

4. Предложить Межпарламентской  Ассамблее ЕврАзЭС провести анализ действующей международно-правовой базы государств – участников  таможенного союза в области торговой политики по отношению к третьим странам с целью ее дальнейшей унификации с учетом требований ВТО.

Правительству Российской Федерации:

1. В ходе дальнейшего переговорного процесса по подготовке нормативной базы таможенного союза и разработке соответствующего федерального законодательства предусмотреть уточнение их положений в соответствии с Киотской Конвенцией 1999 года, учитывать интересы перевозчиков,  предусматривать меры по созданию общих правил функционирования свободных экономических зон, единых конкурентных условий для бизнеса, благоприятной среды для хозяйствующих субъектов и комфортные условия для перемещения товаров физическими лицами.

2. Подготовить предложения   по изменениям и дополнениям  федерального гражданского, административного,  уголовного законодательства, по  гармонизации антимонопольного  и налогового   законодательства, согласованию макроэкономической  политики трех стран, исходя  из норм международно-правовой  базы государств – участников  таможенного союза, по сокращению  излишне большого количества  уровней документов таможенного  регулирования и выработке единых  подходов к таможенному администрированию.

3. Для обеспечения введения  в действие с 1 июля 2010 года  Таможенного кодекса таможенного  союза ускорить внесение на  ратификацию в Государственную  Думу проекта федерального закона  «О ратификации Договора о  Таможенном кодексе таможенного  союза и Протокола о внесении  изменений в Договор о Таможенном  кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года». Принять меры  по исключению бюрократических проволочек при проведении внутриведомственного согласования в ходе подготовки для внесения на ратификацию документов,  составляющих нормативно-правовую базу таможенного союза, с целью выполнения договоренностей об этапах формирования таможенного союза.

4. С учетом взаимной  заинтересованности в своевременном  и полном поступлении ввозных  таможенных пошлин в бюджеты  государств – участников таможенного  союза ускорить внутригосударственное  согласование Соглашения об установлении  и применении в таможенном  союзе порядка зачисления и  распределения ввозных таможенных  пошлин, обеспечить своевременное  внесение его на ратификацию.

Информация о работе История создания таможенного союза