Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, доклад
Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.
1. История создания Таможенного союза
2. Основополагающие документы по формированию Таможенного союза:
• Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;
• Договор о Комиссии таможенного союза;
• Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
• Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
3. "Круглый стол" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития", организованный Комитетом Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств 30 марта 2010 года:
• информация о "круглом столе";
• рекомендации "круглого стола".
Председатель Комитета Совета
Федерации по делам Содружества
Независимых Государств А.Ю. Молчанов
подчеркнул, что «Таможенный союз
является серьезным шагом на пути
к реальной экономической интеграции
Белоруссии, Казахстана и России. Это
один из наиболее действенных инструментов
повышения
В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, Генеральный секретарь ЕврАзЭС Т.А. Мансуров, Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьев, Чрезвычайные и Полномочные Послы Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в России, представители Минэкономразвития России, МИДа России, Федеральной таможенной службы, Росграницы.
Обсуждались вопросы функционирования
Таможенного союза, унификации национальных
законодательств, создания единой таможенной
территории, перспективы дальнейшего
сотрудничества Белоруссии, Казахстана
и России. Парламентарии подчеркивали
важность своевременной и синхронной
ратификации документов, составляющих
договорно-правовую базу Таможенного
союза. К 1 января 2010 г. она в основном
сформирована, принято более 40 международных
договоров, определяющих условия создания
и статус единой таможенной территории;
институциональную структуру
Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А. Мансуров, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС, подчеркнул значимость формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, и России как события исторического масштаба, а также повышенный интерес к этому процессу со стороны мирового сообщества. В условиях кризиса и глобализации создается общий рынок с количеством населения более 170 миллионов человек.
Первый этап интеграции –
реальный режим свободной торговли
эффективно действует в Сообществе.
Он функционирует на основе двусторонних
договоров о свободной торговле
между государствами-членами
Основные этапы и сроки формирования единой таможенной территории были освещены заместителем Генерального секретаря ЕврАзЭС - Ответственным секретарем Комиссии таможенного союза С.Ю. Глазьевым. С 1 января 2010 г. введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами. Введены в действие такие инструменты как Единый таможенный тариф, подготовленный на базе унификации национальных таможенных тарифов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств-участников таможенного союза.
Предусматривается отмена согласованных
видов государственного контроля на
белорусско-российской границе –
с 1 июля 2010 года; на казахстанско-российской
границе – с 1 июля 2011 года. Прозвучали
опасения выступающих касательно мероприятий,
обеспечивающих устойчивое функционирование
единой таможенной территории после
переноса согласованных видов
Продолжается работа над
приведением национального
Выступая на заседании «круглого стола», Директор Института экономики Российской академии наук Р.С. Гринберг выразил уверенность в том, что «дан очень хороший старт к началу конкретной интеграционной группировки, в которую вполне могут войти не только другие члены ЕврАзЭС, но и другие члены СНГ». «Возможно ставить вопрос и о начальном движении к валютному союзу, - отметил он, - если удастся снизить инфляцию до 3-4 процентов, тогда возникают хорошие возможности для появления региональной валюты».
Закладывается основа для формирования Единого экономического пространства – следующей стадии интеграционного процесса, направленного на свободное движение капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Согласно утвержденному президентами Белоруссии, Казахстана и России Плану действий на 2010-2011 годы по формированию следующего этапа интеграции – Единого экономического пространства в течение двух лет, к 1 января 2012 года, предстоит большая работа по созданию нормативно-правовой базы ЕЭП.
Участники заседания выработали рекомендации по итогам «круглого стола».
Рекомендации "круглого стола" на тему: "Таможенный союз: правовое обеспечение и пути развития"
В Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации 30 марта
2010 года состоялось заседание «круглого
стола» на тему «Таможенный союз: правовое
обеспечение и пути развития». В
нем приняли участие
В ходе «круглого стола» были рассмотрены вопросы, касающиеся функционирования таможенного союза, сближения национальных законодательств в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, создания единой таможенной территории.
Участники заседания отмечали,
что ключевым моментом в создании
таможенного союза стало
Согласно достигнутым договоренностям создание таможенного союза осуществляется поэтапно. На первом этапе с 1 января 2010 года введены единые для трех государств меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами. С 1 июля 2010 года начинает функционировать единая таможенная территория России и Белоруссии, устанавливается переходный от зоны свободной торговли к таможенному союзу режим торговли с Казахстаном. Вводятся в действие Таможенный кодекс таможенного союза и механизм распределения таможенных пошлин между государствами – участниками таможенного союза.
С 1 июля 2011 года начнется завершающий этап формирования единой таможенной территории, в пределах которой будет обеспечено свободное перемещение товаров, произведенных как в странах таможенного союза, так и за их пределами.
Участники «круглого стола»
подчеркивали, что осуществление
в полном объеме в согласованные
сроки последовательности шагов
по созданию единой таможенной территории
усилит конкурентные позиции государств
– участников таможенного союза.
По расчетам ученых Института
В то же время России, в силу экономического потенциала и геополитических мотивов, придется нести основную тяжесть расходов на интеграционные мероприятия и интеграционную инфраструктуру, на возможные дополнительные преференции партнерам, а также нести потери в связи с решением фискальных вопросов функционирования таможенного союза.
Жизнеспособность таможенного союза будет во многом определяться обеспечением интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс большой массы хозяйствующих субъектов, малых и средних предприятий, интенсификацией хозяйственных связей между Белоруссией и Казахстаном при активной роли России.
Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость решения ряда вопросов.
Не завершено
Участники "круглого стола"
особо обращали внимание на недостаток
информации и у населения, и у
предпринимателей, и даже в низовых
звеньях госаппарата о
С учетом изложенного участники «круглого стола» рекомендуют:
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Совместно с Национальным
собранием Республики Беларусь
и Парламентом Республики
2. Завершить рассмотрение
внесенных Правительством
3. Инициировать образование
в рамках Межпарламентской
4. Предложить Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС провести анализ действующей международно-правовой базы государств – участников таможенного союза в области торговой политики по отношению к третьим странам с целью ее дальнейшей унификации с учетом требований ВТО.
Правительству Российской Федерации:
1. В ходе дальнейшего переговорного процесса по подготовке нормативной базы таможенного союза и разработке соответствующего федерального законодательства предусмотреть уточнение их положений в соответствии с Киотской Конвенцией 1999 года, учитывать интересы перевозчиков, предусматривать меры по созданию общих правил функционирования свободных экономических зон, единых конкурентных условий для бизнеса, благоприятной среды для хозяйствующих субъектов и комфортные условия для перемещения товаров физическими лицами.
2. Подготовить предложения
по изменениям и дополнениям
федерального гражданского, административного,
уголовного законодательства, по
гармонизации антимонопольного
и налогового законодательства,
согласованию
3. Для обеспечения введения
в действие с 1 июля 2010 года
Таможенного кодекса
4. С учетом взаимной
заинтересованности в