Таможенный союз России,Казахстана и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года. Таможенный союз создан в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон.

Оглавление

Введение
1. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России
2. Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.65 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
 
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. САРСЕНА АМАНЖОЛОВА 
 
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 
 
РЕФЕРАТ 
 
НА ТЕМУ: Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России 
 
 
Выполнила: Кабдулина С.Б. 
Усть-Каменогорск, 2011 
 
 
Содержание 
 
Введение…………………………………………………………………….3 
 
1.  
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России…………………4  
 
2.  Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз……………6 
 
Заключение…………………………………………………………………12 
 
Список литературы……………………………………………………….14 
 
 
Введение 
 
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. 
 
Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе, 6 октября 2007 года. 
 
28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. 
 
Таможенный союз создан в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон. 
 
Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. 
 
Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России 
 
 
 
Регионализация мировой экономики, сопровождаемая устранением тормозящих развитие стран торгово-экономических барьеров, – один из магистральных путей преодоления охватившего мир кризиса. На постсоветском пространстве к этому несомненному приоритету выстраивания взаимоотношений идет постоянное движение. Подтверждение тому – приобретающий реальные очертания Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. 
 
Первый этап работы Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана начался 1 января 2010 года.  
 
Прогнозируется, что создание Таможенного союза позволит Белоруссии, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Таможенный союз создает рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 миллиардов баррелей. Общий объем ВВП - 2 триллиона долларов, совокупный товарооборот - 900 миллиардов долларов. 
 
Таможенный союз является основой для создания Единого экономического пространства, подготовка нормативной базы которого будет завершена в 2011 году. 
 
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Белоруссии, России и Казахстана. Для обеспечения условий функционирования и развития союза был создан наднациональный регулирующий постоянно действующий орган - Комиссия Таможенного союза. 
 
Белоруссия, Россия и Казахстан, на территории, которых проживают около 180 миллионов человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. 
 
Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. В настоящее время у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40. 
 
По большому счету, создание Таможенного союза и формирование единого экономического пространства – основные цели ЕврАзЭС. Их достижение обеспечит эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.  
 
Сегодня ЕврАзЭС – наиболее эффективное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. За девять лет со дня его создания в государствах Сообщества улучшились основные макроэкономические показатели: обеспечен стабильный рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, объема грузоперевозок, стабилизировались курсы национальных валют, выросла заработная плата и пенсии.  
 
В рамках ЕврАзЭС сформирован режим свободной торговли товарами, предусматривающий неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Это и позволило приступить к реализации следующего этапа интеграции – созданию Таможенного союза.  
 
Окончательно Таможенный союз запущен с 1 июля 2010 года с вступлением в силу его Таможенного кодекса. 
 
 
Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз 
Главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. По плану, к июлю 2010 года будет отменено таможенное оформление и контроль на внутренних границах ТС. Это обеспечит свободное перемещение товаров. Снятие ограничений во взаимной торговле будет способствовать увеличению товарооборота.  
 
К примеру, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7–7,5 миллиарда рублей. Устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году, по расчетам экспертов, дополнительный прирост ВВП государств — участников Таможенного союза на 15–20 процентов.  
 
Создание единой таможенной территории – это фундамент выстраивания единого экономического пространства. Следующие этапы – формирование единого транспортного, энергетического и информационного рынков. Одновременно для повышения мощности банковско-инвестиционных систем разрабатываются меры по переходу на расчеты в национальных валютах и стимулированию инновационной активности.  
 
В ноябре 2009 года главы государств ЕврАзЭС приняли важнейшие международные документы: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Договор о статусе суда Сообщества.  
 
Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза коренным образом повлияет на ведение бизнеса в Казахстане независимо от того, крупная ли это компания-экспортер сырьевых ресурсов, или это компания - субъект малого и среднего бизнеса, работающий только на внутреннем рынке. Экономика Казахстана из-за своей специфики - экспортно-сырьевой ориентированности, неразвитости собственной обрабатывающей промышленности, слабого развития внутреннего потребления и транспортной удаленности от развитого мирового рынка - в наибольшей степени подвержена влиянию факторов такого характера. 
 
Сначала в силу того, что в переходный период будут действовать пока еще существующие определенные нормы для ряда стран по Таможенному кодексу, эти изменения будут проявляться не столь заметно. А далее, если проект Таможенного союза заработает, изменения будут кардинальными. 
 
Правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств – участников Таможенного союза, его проект базируется и на нормах международного таможенного права, в частности Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.  
 
Прежде всего, необходимо отметить: правовые предписания Кодекса относятся исключительно к сфере таможенного регулирования на единой таможенной территории и не вторгаются в иные сферы национального правового регулирования наших государств – о налогах, административного, уголовного и иные. Отличительная черта документа в том, что его нормы максимально ориентированы на содействие внешней торговле и на упрощение таможенных операций и таможенных процедур.  
 
В частности, правовые предписания включают предварительное информирование; очистку товаров в любом национальном таможенном органе, уполномоченном принимать и регистрировать таможенную декларацию; взаимную административную помощь таможенных органов.  
 
Кодекс предусматривает широкое применение участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами информационных технологий, которые позволят значительно ускорить перемещение товаров через таможенную границу, упростят таможенную очистку товаров, повысят эффективность таможенного контроля. Применение информтехнологий будет обеспечивать и реализацию комплекса антикоррупционных мер.  
 
Конструктивная критика вступления Казахстана в Таможенный союз, в основном, связана с нерешенностью многих нормативно-правовых вопросов, прежде всего, вопросов технологического регламента торговли. Эта критика исходит в основном от тех, кто практически работает в бизнесе, и в первую очередь, от тех, кто занимается логистикой. Казахстанские бизнесмены заинтересованы в том, чтобы процедуры перемещения, продвижения и реализации товаров, капитала и рабочей силы были максимально понятными, прозрачными и упрощенными. Многие из их замечаний являются существенными и должны быть учтены в работе комиссии Таможенного союза. 
 
Есть и критика со стороны определенных бизнес-кругов, которые не хотят менять существующий формат бизнеса и поэтому борются с этим, в том числе используя информационную неосведомленность общественности в этом вопросе. 
 
Одним из опасений критиков Таможенного союза является то, что Россия будет использовать свое доминирующее экономическое положение для обеспечения более выгодных для себя правил в рамках Таможенного союза. Наиболее часто упоминаемым является пример о том, что до российского уровня поднимутся пошлины на ввозимые автомобили, что будет выгодно российским производителям, но ударит по потребителям в Казахстане. Однозначно сказать, что только Россия диктует свои права в Таможенном союзе пока нельзя. … Каждая из стран имеет уже свою годами сложившуюся таможенную специфику. 
 
Пока некоторые вопросы удалось решить путем введения переходного периода по сохранению индивидуальных таможенных тарифов на некоторые группы товаров, например, по импорту автомобилей для Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, Казахстан пошел на уступки в части отмены ранее действовавшего упрощенного режима ввоза товаров народного потребления для физических лиц в размере до 2 тонн. 
 
Отмена этой нормы ввоза и введение новой нормы товаров для физических лиц практически меняет весь бизнес отечественных челноков. Сегодня трудно говорить о том, как изменятся их доходы, расходы и издержки. Ясно одно, что Таможенный союз изменит логистику их бизнеса. 
 
Общее таможенное пространство несет в себе и угрозы и большие возможности в приобретении новых рынков сбыта в России и Белоруссии. Используя свое территориальное преимущество – расположение между Россией и Китаем – Казахстан сможет получать неплохие доходы от этого. 
 
Вместе с тем, новая нормативно-правовая база и вводимые нормы и нормативы торговли в рамках Таможенного союза значительно повлияют на оптово-розничную торговлю.  Это означает начало заката челночно-рыночной торговли в Казахстане. Первоначально произойдет и рост цен на дешевый импорт, так как «серый» импорт значительно уменьшится. 
 
Что касается угрозы безработицы в связи с Таможенным союзом, то эта проблема носит разнонаправленный характер. С одной стороны, закрытие вещевых рынков, так называемых «барахолок», приведет к значительному высвобождению занятых на этих рынках работников. А с другой стороны, функционирование Таможенного союза потребует создания новых торгово- логистических центров, что приведет к созданию новых рабочих мест. Тем более что это позволяет высвобожденным работникам получить не только новое место работы, но и определенные социальные гарантии, например, гарантированный оклад, отчисления в пенсионный фонд, оплачиваемый отпуск и многое другое. Не секрет, что сегодня многие такие работники в основном работают нелегально, не имея даже гарантий по оплате труда, полностью завися от честности и порядочности нанимающего их работодателя. 
 
Все страны-члены Таможенного союза рассматривают вступление в силу договора о Таможенном кодексе как начало периода перехода к реальной работе Таможенного союза. В рамках Таможенного союза начинают действовать единые таможенные тарифы, принят Договор о Таможенном кодексе. Кроме того, активно прорабатывается вопрос уже о следующем этапе интеграции – формировании нормативно-правовой базы единого экономического пространства. 
 
Однако достаточно большое количество вопросов, по-прежнему, остаются еще нерешенными - это и проблема укрепления границ стран-членов союза, графики отмены таможенного контроля на границе, … необходимость законодательного согласования налоговых кодексов и многое другое…. 
 
Успешность проекта по созданию Таможенного союза во многом зависит от того, насколько коротким и результативным будет переходный период, так как существующая пока еще правовая неясность и неразбериха могут растянуть эти процессы на долгие годы и свести на нет усилия по его созданию. 
 
Однако есть уже и пример решенных проблем, так уже с 6 июля предприниматели России, Белоруссии и Казахстана смогут пользоваться едиными декларациями, подтверждающими качество продукции, или до января 2012 года применять национальные документы. 
 
Вступление в Таможенный союз позволит повысить рентабельность производства многих лекарственных препаратов. Об этом сообщил председатель Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК Сыздык Баймуканов. 
«На сегодня фармацевтический рынок Казахстана не превышает $1 млрд 200 млн. Что мы получаем благодаря вступлению в Таможенный союз. Мы получаем сразу же совокупный рынок со 170 млн потребителей, и объем его будет превышать $17 млрд. Да, наши рынки сейчас идут со значительным превалированием импорта. Но в рамках Таможенного союза мы обеспечим свободное обращение лекарственных средств за счет взаимного признания всех разрешительных документов, создания единой системы инспектирования контроля качества и безопасности лекарственных средств, стимулирования отечественных производителей. То есть мы получаем двойную выгоду:           во-первых, снимаем излишние барьеры для бизнеса; во-вторых, мы ужесточаем контроль за качеством. Надо отметить, что если раньше у нас была информация только по Казахстану, то теперь мы будем получать интегрированную информацию по наличию всех партий лекарственных средств на территории трех стран – участниц Таможенного союза». 
 
Выгоды данного решения очевидны и оно приведет к резкому увеличению взаимного товарооборота стран-участниц - прежде всего за счет стимулирования отечественного производства. Если раньше в Казахстане было невыгодно открывать фармпроизводство ввиду маленького рынка, то сейчас мы получаем огромный рынок и создание многих производств становится рентабельным. К примеру, раньше производство таких высокотехнологичных препаратов, как вакцины, инсулины, было абсолютно нерентабельным. Если бы мы даже поставили эту линию, она бы работала максимум месяц в году. Теперь она сможет работать круглогодично, и возможности по экспорту вырастут. 
Надо помнить, что развитие отечественного производства выгодно и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Случись какое-нибудь чрезвычайное происшествие, либо какие-то перебои в поставках, развитие отечественного производства поможет обеспечить необходимые потребности. 
 
Кроме того, создание Таможенного союза с 1 июля 2010 года позволит отказаться от всех форм государственного контроля на границе России и Беларуси. Возможно, с этого времени или с переносом на год могут быть вынесены все формы пограничного контроля на российско-казахстанской границе.  
 
С 1 января 2010 года страны Таможенного союза также перешли к универсальной системе тарифного и нетарифного регулирования, механизмов контроля и требований соблюдения, санитарных и фитосанитарных мер. 
 
Формирование Таможенного союза осуществляется с точки зрения долгосрочных перспектив, для создания зоны свободной торговли и новых условий для партнерского сотрудничества. 
 
  
 
 
 
 
Заключение 
 
Перспективы Таможенного союза в значительной степени будут зависеть от модели поведения России, которой предстоит избежать искушения стать первой скрипкой в этом трио.  
 
По предварительным планам, уже к июлю 2011 года у трех стран должна появиться общая таможенная граница. Сейчас, по официальным заявлениям, главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Но важным остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Как показывает практика, распределение денег часто приводит к обидам и трениям. Частично этот риск может минимизировать хорошо прописанный Таможенный кодекс, проект которого должен быть доработан к ноябрю текущего года. 
 
В целом движение вперед всегда лучше топтания на месте. Поэтому любую попытку создания Таможенного союза следует воспринимать как эксперимент и экзамен на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов развития всего постсоветского пространства. 
 
В отличие от европейской модели формирования единого экономического и политического поля, наши страны уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса. На его обломках должны расти не сорняки конфликтов, а плодоносящие деревья кооперации. 
 
Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами. 
 
Список использованной литературы 
 
1.                              http://www.keden.kz  - Официальный сайт таможни РК. 
 
2.     http://www.wto.сом – Официальный сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО) 
 
3. Договор  о  коллективной  безопасности  между  странами  СНГ.  “Каз.правда”, 1992 г. 19 мая. 
 
4. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 г. № 1, 1996 г. № 3. 
 
5. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд. «Делон сервис», МГУ. 2008 г. Москва. 
 
6. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. изд. «Юрист» 2004 г. Москва. 
 
7. Назарбаев. Н.А. “На пороге XXI века”. 1996 г. 
 
8. Тримбетов С. “О союзе трех центрально-азиатских государств”. 
 
9. Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г. 
 
9. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2006


Информация о работе Таможенный союз России,Казахстана и Белоруссии