Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение теоретических и методических основ формирования поведения потребителя на потребительском рынке для формирования и реализации эффективной маркетинговой политики предпринимательских структур.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 7
ГЛАВА2. КАРДИНАЛИСТСКИЙ И ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.1 КАРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом.. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделим следующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
3. Аксиома о не насыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят анти блага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая и карта безразличия.
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности
Рис. 6. Кривая безразличия.
На рис.6 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В получим кривую L1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая L1называется кривой безразличия, которая. указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.
5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от начала координат кривых.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.
Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис7).
На рис. 7 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 1.2. U4 > U3 > U2 > U1.
Рис. 7. Карта кривых безразличия.
Карта кривых безразличия
дает представление о вкусах конкретного
потребителя, поскольку иллюстрирует
норму замещения двух благ при
любых уровнях потребления
Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения (МRS).
Предельная норма замещения.
Предельная норма замещения (
Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.
Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку выпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.
Рисунок 8 показывает, что, перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В ,потребитель готов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктов питания. Двигаясь от набора В к набору С, он готов поступиться только четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктов питания, а при перемещении от С к D он откажется лишь от двух единиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньше пищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды ради продуктов питания.
Рис. 8. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия
Бюджетное ограничение потребителя.
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кривую безразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.
Равновесие потребителя.
Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:
• находиться на бюджетной линии;
• предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 10.
Рис. 10. Равновесие потребителя.
Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенные правее и выше М, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже NМ, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.
Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия на наиболее высоком уровне из возможных. На рис. 1.5 такой точкой является точка В. В точке В бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения равна отношению цен РF/Рс Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор находится в точке В.
Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:
PF/PC = норма замещения= MUF / MUC.
ЭДЖУОРТ Фрэнсис Исидро (1845-1926), английский экономист и статистик, представитель математической школы в политической экономии. Окончил Оксфордский университет (1869 г.). Профессор политической экономии в Кингс-колледже в Лондоне (1889-1891 гг.). и Оксфордском университете (1891-1922 гг.). Большое значение в формировании теоретических взглядов Эджуорта имели У. Джевонс и А. Маршалл. Сторонник активного применения математики в экономической науке. Один из первых ввел в экономическую теорию понятие «кривых безразличия», которые, по мнению Эджуорта, иллюстрируют выбор потребителем полезности различных благ. Подчеркивал роль функционального анализа при исследовании зависимостей между отдельными элементами экономической системы, отрицая необходимость анализа причинно-следственных связей между экономическими явлениями.
ФИШЕР Ирвинг (1867-1947), американский экономист и статистик, один из создателей и первый президент (1931-1933) Международного _эконометрического общества. Образование получил в Йельском университете. Там же в 1893-1935 гг. преподавал политическую экономию. Сторонник количественной теории денег. Широкую известность получил благодаря работам по экономико-математическому анализу, теории денежного обращения и кредита, теории индексов. Фишер отрицал неизбежность кризисов при капитализме, в своей модели рыночного равновесия сводил их к колебаниям конъюнктуры, которые, как он полагал, можно элиминировать посредством изменения покупательной силы денег и регулируя их количество в обращении. В своих трактовках процента, прибыли, капитала, стоимости развивал взгляды представителей математической школы буржуазной политической экономии. Некоторые его работы — «Краткое введение в исчисление бесконечно малых», «Покупательная сила денег», «Построение индексов» — переведены на русский язык соответственно в 1922,1925,1928 гг. в Москве.
АЛЛЕН Рой Джордж Дуглас (р. 1906), английский экономист-математик. Работы Аллена — в основном учебные пособия по математической экономии, посвященные систематизации и анализу математических методов, используемых при изучении различных экономических проблем. Аллен в своих теоретических позициях исходил из взглядов американских экономистов и учения Дж. М. Кейнса. Исходным пунктом исследования он считал не производство, а получение дохода. Аллен пытался установить математическую зависимость между доходом, сбережениями и потреблением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе было проведено изучение кардиналистского
и ординалистского подходов в теории поведения
потребителя, была проведена подроная
характеристика данных подходов.
Кардиналистская и ординалистская концепции отличаются исходными предпосылками и инструментами анализа. Они имеют различные функции полезности. Но оба подхода приводят к одинаковым выводам.
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.
Полезность - это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.
Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность (total utility) - это совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (
Основами кардиналистской концепции являются:
4. Спрос определяется полезностью
5. Полезность имеет абсолютное измерение.
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.
Ординалистский подход основан на следующих положениях:
4. Спрос зависит от
предпочтений потребителя. При
этом предпочтения формируются
не на абсолютной оценке
5. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.
6. Инструментальный анализ спроса потребителя.
Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.
Кривая безразличия - это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Бюджетная линия потребителя - это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Список литературы
1. Гальперин М.В., Игнатьев
С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник:
В 2 т./Общ. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Эконом.шк.,
1998. Т.1
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.
— 2-е изд., испр. и доп. — М.:Дело,2001
3. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник
для вузов. М.: Высш.шк.,1999
4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский
А.И. Микроэкономика: Учебник.–М.:2003
5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика.
Промежуточный уровень: Учебник.-М: ИНФРА
– М, 2005
Информация о работе Кардиналистский и ординалистский подход в теории потребительского поведения